Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:24, шпаргалка
Билет 1. Предмет и основные понятия политологии
Билет 2. Основные политические теории Древнего Мира
Билет 3. Основные политические теории Средневековья
Установление судебной системы Конституцией и ФКЗ «О судебной системе РФ».
Билет 19. Правовое государство: теория и практика. Гражданское общество
Право - это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.
Правовое государство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются:
По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно:
В правовом государстве обеспечивается
защита прав собственности. Современная
концепция правового
Антитезой правового государства
является деспотическое государство,
в котором правители и
Термин «гражданское общество» в современной трактовке выражает определенный тип общества, его социально- экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости.
Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Ф. В. Гегель. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок.
В наше время утвердились следующие определения:
Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти; также представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.
В пространстве гражданского
общества индивиды реализуют
свои частные интересы и
В социальной сфере институтами гражданского общества являются семья и различные коллективы людей: трудовые, служебные коллективы, основанные на взаимной дружбе, коллективы по интересам, молодежные организации, не носящие политического характера.
В экономической сфере институтами гражданское общество являются организации предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг, как материального так и нематериального характера (банковско – кредитные учреждения, туристические фирмы)
В политической сфере институтами гражданского общества являются политические партии, организации, движения различной политической ориентации (правые, левые, религиозные), преследующие политические организации. Важнейшим институтом гражданского общества в политической сфере является местное самоуправление, органы которого совместно с органами государства представляют систему публичной власти и является связующим звеном между гражданским обществом и государством.
В духовно- культурной сфере институтами гражданского общества являются учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры ), творческие организации и союзы (писательские, журналистские. И тд..
В информационной сфере институтами гражданского общества являются средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, информационные страницы Интернета).
Билет 20. Структура, происхождение и состав правящей элиты современной России
Политическая элита - относительно небольшая, внутренне дифференцированная, интегрированная группа лиц , концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти. Э.п. непосредственно участвует в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее (см. В. Парето, Г. Моска).
Становление современной российской политической элиты началось во второй половине 80-х годов XX в. благодаря политическим реформам Горбачева М.С. Нынешняя российская политическая элита возникла путем трансформации прежней советской элиты.
Исследователи различают два этапа формирования постсоветской элиты: «ельцинский» и «путинский». Так, О.Крыштановская – автор книги «Анатомия российской элиты» - отмечает, что за девять лет своего правления (1991-1999) Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При Б.Ельцине происходили частые отставки, перестановки чиновников высокого ранга, которых он сначала к себе приближал, затем разочаровывался и менял их на других. Стремительность кадровых замен привела к разрушению кадрового резерва, который помогал поддерживать преемственность.
«Путинский» этап характеризуется устранением причин, которые привели к разрушению управленческой вертикали при Б.Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом формально не нарушая демократических принципов. Была создана управляемая, упорядоченная система исполнительной власти. Если при Б.Ельцине власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то при В.Путине власть снова стала возвращаться в центр, центробежные тенденции уступили место центростремительным.
При В.Путине кадровая ситуация начинает постепенно меняться. Происходит восстановление кадрового резерва, укрепляется государственная служба, а лояльность режиму становится гарантией стабильности статуса.
При В.Путине в правящей элите значительно возрос удельный вес людей в погонах: каждый четвертый представитель элиты стал военным (при Б.Ельцине доля военных в элите составляла 11,2%, при В.Путине – 25,1%). Такая тенденция совпала с ожиданиями общества, так как репутация военных как честных, ответственных, политически не ангажированных профессионалов выгодно отличала их от других элитных групп, имидж которых связывался с воровством, коррупцией, демагогией.
Для последней волны правящей элиты также характерно увеличение доли земляков главы государства (с 13,2% при Б.Ельцине до 21,3% при В.Путине).
Для российской элиты характерна клановость – важное значение придается неформальным связям и созданию своих поддерживающих элитных группировок.
Билет 21. Структура правящих элит в странах Западной Европы и США
Политическая элита - относительно небольшая, внутренне дифференцированная, интегрированная группа лиц , концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти. Э.п. непосредственно участвует в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее (см. В. Парето, Г. Моска).
Американский политолог, Майкл Юсим, для описания правящей элиты США и Великобритании ввел термин "внутренний круг" власти, в который он включил лидеров бизнеса (руководителей крупнейших корпораций), поддерживающих систематические контакты друг с другом и политическими лидерами (конгрессменами, высшими администраторами, руководителями партий и т.д.). Важнейшие государственные решения принимаются в пределах этого круга, главным образом в рамках таких неофициальных форм общения, как общественные клубы, светские приемы, встречи и т.д., а затем проводятся через официальные структуры власти. Таким образом,бизнесмены получают доступ к власти, а политики - к источникам финансирования своей деятельности.Изучение социального состава законодательных органов США позволяет выявить структуру американской правящей элиты . Среди депутатов в основном представлены юристы (главным образом владельцы адвокатских фирм), предприниматели и профессиональные политики. Остальные группы населения (рабочие, фермеры, учителя, врачи и др.) практически отсутствуют. Это свидетельствует о том, что парламент США является сугубо функциональным, а не представительным органом. Он не отражает социальный состав населения страны, а по общему мнению политологов - и не должен отражать, поскольку депутаты представляют интересы не отдельных общественных групп, а избирателей того округа, в котором они баллотировались.
Американский политолог Чарльз Райт Миллс (1916-1962) включил в состав правящей элиты США руководителей корпораций, высокопоставленных государственных служащих (официальных руководителей государства) и военных. Данные категории образуют ядро элиты, к которому примыкают интеллектуалы. Эти люди связаны общими интересами, ценностями, образом жизни, кругом общения и престижным образованием. Представители элиты обладают сопоставимыми размерами экономического, политического и культурного капитала.
Билет 22. Политические партии: определение понятия, классификация
Партия – объединенные части активных граждан для коллективного участия в процессе осуществления и распределения государственной власти, это гражданские институты, действующие во власти. Есть наука партология (изучает партии). Партии в современном понимании начали формироваться в 18-ом веке в Великобритании и США.
Политическая партия — имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, которое выражает политическую волю своих членов и сторонников, ставит своими задачами участие в определении политического курса государства, в формировании органов государственной власти и управления.
Признаки сформулировали Лапаломбара и Вебер в «Политические партии и политическое развитие»:
- это организация, т. е. достаточно устойчивое во времени объединение людей
- наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих связи с национальным руководством.
- существование конкретной цели
завоевания и осуществления
- обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности.
Классификация Дюверже основана на структурных характеристиках (организационное строение, систему членства, органы руководства) и организации их внутренней жизни. На основе структурных характеристик он различал кадровые и массовые партии.
Макс Вебер выделял три этапа формирования партии: аристократическая группа, политический клуб, массовая партия
Классификация партий по ценностям
ПРОГРЕСС
ЗАМЕНА
ОБНОВЛЕНИЕ
РАВЕНСТВО СПРАВЕДЛИВОСТЬ |
радикалы
либералы
СВОБОДА |
левые
СОХРАНЕНИЕ
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОРЯДОК |
центристы
консерваторы
традиционалисты |
Билет 23. Партийные и избирательные системы
Партийная система - совокупность связей и отношений между партиями, претендующими на обладание властью в стране.
Однопартийная система – контроль над государственным аппаратом монополизируется. Единственная политическая партия обладает законодательной властью. Оппозиционные же партии либо запрещены, либо системно не допускаются к власти.
В большинстве случаев, однопартийные системы вырастают на почве фашистских, коммунистических или националистических идеологий, в частности, при освобождении от колониального управления.
Двухпартийная система - тип партийной системы, при котором только две политические партии («партии власти») имеют реальные шансы выиграть выборы. Обычно это означает, что все или почти все выборные парламентские места занимаются депутатами двух партий, получающих большинство голосов, а также то, что эти партии попеременно формируют правительство в парламентских демократиях или получают президентский пост в президентских.