Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"
Все эти ф-ции интегрируются в соц потребности об-ва и рассчитаны на поддержку преемственности пол. с-м и культур, включение субъектов в пол жизнь, оформление их интересов, выработку ориентаций и тд.
Атрибут всех субъектов пол отношений, выраж диалектич действие культуры и политики.
Культура и политика сочетаются как одно целое, пораждая полит кльтуру.
Культура: -общения, -экономич, -эстетич, -правовая, -личности, -речи
4 типа ПК:
1.Англо-американская с-ма
2.Континентально-европейская с-ма отличается фрагментарностью пк. Для нее х-но сосуществование старых и новых культур, разделение об-ва на множество субкультур со своими ценнстями, поведенческими нормами, стереотипами, иногда несовместимыми др с др, пол стабильность
3.Доиндустриальная и частично индустриальная, а также тоталитарная пс имеют смешаннюу пк: сосуществуют традиционные институты ценностей, норм, ориентаций и атрибуты западной пс. Для пс данного типа х-но нечеткое разделение властей, ограничение свободы, прим насилия. В пол с-мах тоталитарного типа, по мнению Г.Алмонда, существует принудительный тип пол активности, власть сконцентрированна в руках бюрократического аппарата и контролируется, как правило, одной монолитной партией.
Пол с-ма об-ва-соц механизм управления, с пом кот реализуется пол власть.
Критерием типологии явл: 1.х-р общественного строя-какая форма отношений в общ-ве; 2.Полит режим-способ реализации пол власти; 3.Форма гоударственности, каков тип правления и форма устройства; 4.Господствующая в общ-ве идеология; 5.Географическая национ-религиозн принадлежность.
С начала 20в. в типологизации пол систем проявлялось противопоставление марксисткой и веберовской традиций анализа общественных стр-р.
С т зрения марксизма, пол с-мы различаются в зависимости от х-ра соц-эконом стр-ры, типа формации. В соотв с этим ПС подразделялись на: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, и социалистические.
Вебер отрицал экономическую детерминированность типов пс. Ключевым являлся способ влавствования, поэтому подразделял пс на традиционные, харизматические, рациональные.
Иные типы ПС: 1.открытые и закрытые; 2.традиционные и модернизированные;
3.консервативные и
В соотв с типом пол режима выделяют: демократические, авторитарные и тоталитарные пс.
Соврем пс-это те или иные модификации или сочетания назв выше моделей и типов пс.
Пол терроризм стал объектом научного анализа лишь в последние десятилетия, его становление как заметного явления в пол жизни обычно датируют концом 60-х началом 70-х гг. Возн такого феномена для западной политологии стало необычным и шокирующим. Многие направления общественно-ведческой мысли посвящены эитому явлению, в том числе юриспруденция, психология, социология, история. Постепенно подключались к осмысленнию данного феномена и политологи. Длит время среди них шла дискуссия о предмете и объекте исследования, не утихнувшая до сих пор. Вырабатывались специфические инструменты исследования: компартивистский, бихевиористский, психологический, исторический. Существенно различались позиции политологов консервативного, либерального и леворадикального направлений. Иногда определения терроризма бывают слишком широкими. Одно из определений, данное офиц органами США, гласит, что террористическими могут быть названы группы, стремящиеся к свержению определенных пол режимов, к навязыванию своих нац и групповых интересов, к подрыву международного правопорядка как своей конечной цели.
Основные методы политической борьбы террористических организаций:
-провоцирование вооруж мятежа, восстания или военного переворота для захвата власти;
-нарушение системы гос
-разрушение основ
Для терроризма хар-ны крайне жестокие формы вооруженного насилия. Типичными методами являются убийства, взрывы в поездах и авиалайнерах, взрывы автомашин, захват заложников и расправа с ними, посылка по почте мин-ловушек, массовые побоища.
1.Теологическая концепция,
2.Договорная теория. Осн идея-г-во
произведение искуственное, созданное
человеческой волей путем
3.Теория насилия(Завоевания) Согласно этой теории г-во возн конфликтом м/у племенами и народами
4.Теория солидаризма. Леон
5.Классовая. Ф.Энгельс
Государство - это основной институт пол системы общества, создаваемый классами, нациями и др. соц обществами для реализации экономических, социо-культурных интересов.
Г-во состоит из: -аппарата управления общества; -ассоциации членов общества;
-представительные учреждения; -надзорно-контрольные
инстанции; -органы охраны обществ порядка;
-вооруж силы; -органы гос безопасности;
-судебная с-ма; -исполнительно-
По форме правления: 1.Монархия(власть
одного): -абсолютная, -конституционная,
-дуалистическая(власть короля и парламента),-парламентская(
По форме гос устройства:
1.Унираная форма-единое гос образование,
разделенное на административно-
2.Федерация-союзное г-во, в которое
входят составные единицы(
Образование единиц федерации может осуществлятся как по административному принципу(США, ФРГ), так и по национальном(Россия, Югославия, Индия) История показывает что федеративное устройство по нац принципу часто оказывается весьма неустойчивым.
3.Конфедерация-гос правовое
Государство - это основной институт пол системы общества, создаваемый классами, нациями и др. соц обществами для реализации экономических, социо-культурных интересов.
Г-во состоит из: -аппарата управления
общества; -ассоциации членов общества;
-представительные учреждения; -надзорно-контрольные
инстанции; -органы охраны обществ порядка;
-вооруж силы; -органы гос безопасности;
-судебная с-ма; -исполнительно-
Функции г-ва: Это обязанности, круг деятельности, назначения и роль в наиболее концентрированной общественной форме.
Выделяют вну и вне ф-ции: −Внутренние: 1.Регулирование хоз. деят и частичное управление экономикой;
2.защита существующего
3.культурно-воспитательная, образовательная деятельность;
4.охраны общественного
5.регулирование соц отношений, обеспечивающие соц защищенности граждан
Внешние: 1.защита интересов гос-ва в международных делах; 2.обеспечение обороны страны(военная, политическая, экономическая экспансия); 3.развитие интернациональных процессов, участия в международн разделении труда.
Это способ осущ гос пол власти или совокупность средств и методов, с помощью кот осущ пол власть.
ПР может быть: 1.авторитарным-власть одного лица; 2.Тоталитарным-всепроникающим; 3.Либеральным-свободным, представляющем гражданские права и свободы; 4.Демократическим-вовлекающим народные массы в проц управления.
На практике ни один не реализуется, поэтому: -демократический; -недемократ.; -тоталитарный способ осущ гос власти хар засилием гос структур во всех сферах гр об-ва; -авторитарный-власть лица, организации, кот сама по себе не существовала, а опиралась на тоталитарные принципы; -либерально-демократич режим кот контролир го структурами, те власть предоставляет свободу гражданам, но определяет границу этой свободы.
Теория гражданского об-ва создавалась такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Маркс и мн др. Основной идеей гражданского общества практически все ученые считают проблему ч-ка.
Гражданское об-во - это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью кот удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Следует подчеркнуть, что гр об-во обретает свой расцвет в условиях демократии, а последняя формируется, развивается и сохраняется лишь на базе прочной основы-гражданского общества.
Социально-политическая сфера ГО включает
негосударственные социально-
Признаки гражд об-ва - наиболее полное обеспечение прав и свобод гражданина, самоуправляемость, конкуренция образующих его структур и различных групп людей.
Правовое г-во - это такое образование, в котором обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положены принципы разделения властей, парламентаризма, политического плюрализма.
Принципы правового гос-ва:
1.Верховенство з-на, т.е. выше власти закона ничего быть не может; закон определяет границы власти; задача права-работать на уравнение власти, кот обеспечив расширение и крепление свободы. Задача власти-соблюдать законность.
2.Связан с расстановкой акцентов в законах "ч-к - г-во", а не наоборот. Хороший предлог для расширения сфер влияния
3.Принцип разделения властей
4.Принцип суверенности г-ва. Заключается в том, что в гос-ве не может быть лица, группы или организации, кот была бы выше г-ва.
В течении десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных опозиционных партий. Официальной гос-ной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое г-во предполагает развитое ГО, в кот взаимодействуют разл общественные организации, пол партии, в кот никакая идеология не может устанавливаться в кач-ве официальной гос идеологии. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в гос и политической жизни нашего об-ва, является уровень пол и правовой кльтуры в об-ве.
Сегодня в России идет процесс формирования ГО. Структура и институты совр российского об-ва обладают многими формальными признаками образований ГО. Однако отсутствие развитого консенсуса в об-ве по базовым ценностям, неразвитость рыночных отношений, гипертрофированная роль г-ва и бюрократии, коррупция во всех эшелонах власти, сильно ограниченная и сведенная к минимому роль представительных органов власти, фактическая неподконтрольность органов власти обеству препятствуют выполнению этой задачи, хотя в Конституции РФ заложены правовые основы и целевые установки формирования правового гос-ва.Тема (7-8).