Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"
Теория множественности
Свобода и равенство - фунд св-ва чел природы. Кажд гос строй обусловлен след факторами: климатом, почвой, величиной терр и тд. Монархия и Республика – климат и территория. -Холодный климат–Республика; -Теплый климат–Монархия; -Большая территория–Монархия; -Маленькая-Республика.
Разделял вдасть: законодат, исп, судебная власть.
Свобода и равенство - высшие чел ценности. В нер-ве главный источник зла (богатые и бедные). Два вида неравенства: 1)Физическое – здоровье, возраст.
2)Политическое – привилегии .
Три ступени неравенства: 1)Противоположность между богатыми и бедными–имущественная; 2)Противоположность между сильными и слабыми–приказывающими и подчиняющимися; 3)Высшая ступень неравенства, деспотия, отрицание отрицания, новое установление равенства.
На основе этих ступеней нер-ва он показал проц создания г-ва, в основе которого лежит соверш-е ч-ка и возн частной собственности. Г-во продукт общественного нер-ва. Впервые в общественной теории вопрос о суверенитете народа, как осуществлении общей воли, кот в св очередь выступает источником права, мерилом справедливости и гл принципом управления. Эти идеи суверенитета народа, равенства и свободы стали затмением Великой Французской Буржуазной Революции (1789). Каждый народ умеет чтить и развенчивать своих героев. Законодат власть-воля пол организма, исп власть-его сила. Верховная власть в структуре человека–голова. Рот и желудок–две важнейшие отрасли экономики. Кровеносные сосуды это фин с-ма гос организма.
Поль Анри Гольбах. исследовал чел природу с целью обоснования необх своб граждан. проблемы ч-ка, общества и гос-ва выводил из законов природ. П - рассм ка иск-во управлять людьми и заставлять их содействовать сохр и благополучию об-ва. Развитие об-ва и гос-ва обусловлено деят прав-ва, сущ сист воспитания. Хор явл только те законы, кот соотв природе ч-ка и обязывают его выполн свой долг перед др членами об-ва. Своб явл неотъемл правом всякой нации и об-ва.
Клод Адриан Гельвеций. Остро критиковал феод порядки и абсолютизм. Рассм г-во как пол институт, обеспеч функционир системы обществ воспитания. Главн движ сила разв об-ва-сознание и страсти ч-ка, борьба за удовлетв дух и мат потребностей. В связи с этим отстаивал тезис о необходиости гос. регулирования в сфере частной собст и доходов граждан. Форма правления - совокупность законов и соглашений м/у гражданами, кот либо противоречат общ интересу, либо соотв ему. Поэтому есть только 2 формы правл - одна хорошая, др дурная. Особое внимание уделял проблеме диспотизма и его следствиям, к кот относил презрение и унизит сост народа, гибел г-ва.
Клод Анри Сен-Симон: Охарактеризовал осн черты рац гос-ва, грядущей пром с-мы: обязательность труда, единство науки и пром-ти, планирование хоз деят-ти, распред по способностям. Общество рассматривал как закономерно развивающийся целостный организм, в основе процесса кот лежит развитие научных знаний, морали, религии. В пол сфере отдавал предпочтение не революции и иным массовым решениям, а реформам, отвечающим интересам большинства и проводимых под руководством промышленников и ученых. Единств и пост цель-возможно лучшее применение для удовлетворения потребности ч-ка знаний, добытых науками, искусствами и ремеслами, распр знаний, совершенствование и преумножение. Наиб предпочтит форма правления - парламентское правление.
Роберт Оуэн: Боролся за соц защиту трудящихся. Благодаря изобретениям и открытиям общество, организованное на научных основаниях и управляемое с пом принципов равенства и справедливости, мб насыщенно благами самого высшего кач-ва при работе, сводящейся к полезным и приятным занятиям. Выдвигал программу разумной общественной с-мы как с-мы предотвращения зла, предлагая создавать самоуправляющиеся поселки общности и сотрудничества, лишенные частной собственности, деления на классы, эксплуатации, противоречий м/у умственным и физ трудом. Замена сущ вредных и дурных условий хорошими и превосходными во всех областях жизни может быть совершена только мирными ср-вами, попытка же изм х-ра правительства или общества посредством насилия недопустима.
Таким образом. к сер 19века европейская пол традиция заложила основы для становления пол науки, выявила два осн теоретических напавления: либеральное и социалистическое.
Тема (3-4).
Власть в общем смысле, означает
способность и возможность
Пол. Власть-это способность/
Макс Вебер считал что власть-есть отношение господства людей над людьми. Выделил 3типа власти(господства):
1.Традиционный (силовой)-сущ в силу традиций, обычаев, верований.
2.Харизматический (преданность лидеру/вождю)-основан на авторитете.
3.Легитивный (законный, правовой)-высш. уровень сознания людей, где всем правит закон.
Власть также мб: 1.индивидуальная, основанная на влиянии, авторитете, личной зависимости или насилия; 2.публичная, основанная на кооперативном эффекте вследствие общественного разделения труда; 3.открытая; 4.полускрытая; 5.скрытая.
Франц политолог Морис Дюверже вывел 4 истор формы:
1.Анонимная власть, кот находит место в примитивных обществах-власть всех.
2.Индивидуализированная,
3.Институциональная, где
4.Надгосударственная(
1-2-непол формы власти; 3-4-пол формы
.
Функции власти: 1.Обеспечение господства опред соц групп-элит в оществе. Элиты бывают: открытые-демократические, закрытые-аристократические.
2.Управление общественными
4.Руководство выработки и
Признаки власти: 1.Абстрактность-власть не является предметом. всегда выступает как отношение; 2.Структурность-выделяют вну стр-ру, куда входят пол институты(прежде всего г-во); 3.Направленность(власть всегда целевая)
4.Ограниченность власти, т.к. абс. власти не сущ. Она ограничена действующими нормами, конкретными ситуациями и природными св-вами ч-ка; 5.Универсальность(проявляется во всех отношениях).
Экономические ресурсы: 1.мат ценности, 2.деньги-всеоб эквивалент, 3.техника, 4. полезн ископ и тд.
Соц ресурсы: соц статус-ранг.
Культурно-информативный: -включает знания и получ инф, а также ср-ва их распред-я.
Сила(принудительные): 1.оружие, 2.институты принуждения, 3.подготовленные для этого люди, 4.Демографические ресурсы(человек).
Пол элита-привелегированная, политически господствующая группа-далеко неоднородная (внур. трения), дифференцирована, существенно различается на разных ист этапах становления и развития об-ва.
Элита: 1.наследственная, 2.властная (обладатели власти), 3.ценностная(лица с высокопрестижными позициями в об-ве и гос-ве),
4.функциональная(
7.открытая, 8.закрытая, 9.высшая, 10.средняя, 11.маргинальная.
Пол лидерство это постоянное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции и влияющих на все общество.
Стр-ра лидерства: 1.Индивидуальные черты лидера; 2.Ресурсы или инструменты, кот он располагает; 3.Ситуация в кот он действует и кот оказывает на него влияние.
Функции лидерства: 1.Анализ ситуации и пол прогноз; 2.Разработка стратегии и тактики; 3.Мобилизация исполнителей (бюрократия и массы) на осуществление намеченных целей.
Типология лидеров: 1.Обычные и великие; 2.Герои и злодеи; 3.Демократические и авторитарные; 4.Традиционные и авторитарные.
Избирательная система-это пол институт, представляющий собой механизм формирования законодательных, исполнительных и судебных органов власти; средство пол. социализации, способствующее привлечению масс к участию в общественно-политической жизни; способ интеграции пол. с-мы, мирного решения пол конфликтов и орг опред типа власти.
Совр изб с-мы прошли длит(более 2х веков) путь борьбы против сословных, имущественных, образовательных, расово-нац и др огр цензов за всеобщее, равное и прямое изб. право при тайном голосовании.
Три осн. типа изб с-мы: 1.мажоритарная-система выборов, при кот избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов изб-ей по изб округу, где они баллотируются; 2.пропорциональная-порядок опред рез-тов голосования, при котором распред мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соотв с полученным ими кол-вом голосов. 3.смешанная.
Тип изб с-мы зависит от ист, пол,
социокультурных, психл и др особенностей.
Выборы подразделяются на общенациональные(
Пол власть в российском об-ве также представленна ее осн ветвями. Законодат власть формир на основе выборов и основывается на принципах Конституции РФ и права. Это - Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Гос Думы. Исп власть предстваляет Правительство РФ. Высшей судебной властью России я вляются Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд. Глава г-ва-Президент РФ-в соотв с конституцией РФ определяет осн направления вну и вне п стран, издавая указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России.
Однако сконструир таким образом механизм не способствовал в 90-е годы стабильному развитию страны. Онищание массы населения, потеря фин и продовольств самостоятельности страны, коррупция, начавшийся сист кризис-свидетельство тому что размытие стр-ры пол власти, ее кадровая политика, законы и правила их прим-я, отсутствие должной ответственности носителей пол власти не способны были обеспечить стаб функционирование власти в условиях ломки сущ соц-экономич и политич стр-р и отношений.
Начиная с 2000г идет сложный проц укрепления вертикали власти. Создание при призеденте РФ Гос совета, разделение страны на семь фед округов, принятие законов "О новом порядке формирования Совета Федерации", организация местного самоуправления - все эти законодательные акты направлены на достижение таких основополагающих целей, как эконом успех, соц благополучие, утверждение демократических прав и свобод граждан.
Утверждение новой с-мы пол власти через парламентаризм, многопартийность, формир гражд общества целенаправленно продолжается в условиях начала 21века.
2004г-введен нов порядок
2005г-Гос дума внесла
2006г-в соотв с принятым законом РФ начала свою деятельность Общественная палата, призванная осуществлять контроль за деятельностью органов власти всех уровней, выступать с собственными инициативами, вырабатывать заключения по проектам фед законов.
"Современное здравоохранение",
"Качественное образование","
Тема (5-6).
Пол с-ма об-ва-соц механизм управления, с пом кот реализуется пол власть.
1.ПС-это совокупность гос и общественных объединений, правовых и пол норм., принципов организации и осущ. пол власти
2.ПС-совокупност организаций
3.ПС-как единство
4.ПС-как полит поведение, пол проц в рамках определенных организаций, объединений и общностей людей.
Структура, включает компоненты: 1.Институциональный(пол орг об-ва); 2.Функциональный. Возн в рез-те взаимодействия институтов, кот вып опред роли по удовлетворению возник в об-ве потребностей; 3.Регулятивный(На основе политико-правовых норм регулируются отношения м/у институтами, субъектами пол с-м); 4.Коммуникативный(совокупность разнообразных отношений м/у субъектами пол с-мы).
Ф-ции пс: 1.организация пол власти, пол руководство об-м, определение стратегических целей; 2.координация и интеграция пол сил об-ва, консолидация их деят; 3.отражение приоритетных сой интересов и их практического осуществления.