Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:01, шпаргалка

Описание работы

Федерализм - объединение двух или более государственных образований(земли, штата, республики, области) каждый из которых в большей или меньшей степени обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных, судебных органов власти.
Федерация – единое государство состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения общих для всех членов задач.
Федеративное государство – политическая система в которой деятельность правительства наделена между региональными правительствами и центральным правительством.

Работа содержит 1 файл

federalka_ekz.docx

— 43.44 Кб (Скачать)

1.Федерализм и федеративные отношения. Признаки федерализма.

Федерализм - объединение двух или более государственных образований(земли, штата, республики, области) каждый из которых в большей или меньшей степени обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных, судебных органов власти.

Федерация – единое государство состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения общих для всех членов задач.

Федеративное  государство – политическая система в которой деятельность правительства наделена между региональными правительствами и центральным правительством.

3 основных признака  федерализма:1.наличие писанной конституции. 2.нецентрализация. 3.  пространственное деление власти.

Федеративные  отношения – реальна практика федерализма, в системе общественных отношений разных уровней власти и управления.

1группа отношений. Это отношения между федеративным центром и субъектами федерации -регулируются конституцией, а так же договорами о разграничении предмета ведения и полномочий.

2 группа отношений. Составляет отношения между самими субъектами.

2..Модели федерализации.

По способу  образования:

-Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полу федеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства.

-Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами.

По степени  однородности субъектов федерации:

-симметричные одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу.

-асимметричные федерации субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (национальные и территориальные), либо неравноправны по своему статусу (конституционно или договорно).

В зависимости  от соотношения предметов ведения  и полномочий федерации и ее субъектов:

-централизованные (интеграционные) федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями.(в основном являются конституционно-правовыми).

-децентрализованные федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

3..Модели функционирования  федеративных отношений.

Интегративный конституц.строй при к-м прежде независимые или конфедера-е образ-я объед-ся в единое союзное гос-во при сохранений различий между ними и уважение к их правам.

Деволюционный характеризует конституц.строй при котором полномочия прежнего унитарного гос-ва, распред-ся между его составными частями, которые получают автономный статус и превращ-ся в суб-в фед. Дуалистический – двойственный(существовании 2-х уровней государственной власти. Каждая действует в рамках своих полномочий и независимо от другой.

Федерализм сотрудничества (кооперативный) –развивалась на базе дуалистического федерализма, сохраняет принцип разграничения предметов ведения и полномочий, но упор делается на новую характеристику сотрудничества между уровнями государственной власти.

Административный  федерализм (Германия) – Результат сильного расширения полномочий федерального собрания в сфере законодательства и изменения полномочий земель.

4..Принципы федерализма. Принципы – это правила которыми должны руководствоваться субъекты управления . Они определяют требования к управлению. ПФ являются универсальными для всех федераций.(организационными)к ним относятся:

-добровольность объединения  государств.

-принятие федеральной  конституции

-недопущение изменения  границ субъектов без согласи самих субъектов

-общая территория

-единая денежная и  таможенная система, федеральная  армия.

Принципы федерализма:

-принцип единства в  многообразии

-делимость суверенитета  в федеративном государстве

-принцип субсидиарности. Суть данного принципа состоит в четком разделении прав и обязанностей

-сочетание симметрии и асимметрии.

-сочетание централизации  и децентрализации.

5..Принцип разграничения  предметов ведения и полномочий

Значение разграничения  предметов ведения и полномочий состоит в том, что оно признано дать четкое представление о том, чем должен заниматься федеральный  центр а чем субъект федерации. Предмет ведения – это конституционно закрепленная сфера общественных отношений , правовое регулирование которых осуществляется соответствующим органом. (статья 11 частично)

Три группы предметов  ведения и полномочий:

1 исключительные предметы  ведения в федерации.(71 статья)

2 предметы совместного  ведения(72 статья)

3 исключительны предметы  ведения субъектов федерации.(73 статья)

6..Способы разграничений  предметов ведения и полномочий.

Способы предметов  ведения и полномочий:

-Предполагает в закреплении  конституции исключительной компетенции федерации

-установление двух исключительных  сфер предметов ведения федерации  и предметов ведения субъектов

-Предметы ведения разделены  по 3 м видам компетенции (федеративное, субъекты федерации.Общее ведение).

-в конституции нет  детализации и содержания открытых  перечней полномочий субъектов.

 

7.В нормативном  плане разграничение предметов  ведения и полномочий осуществляется  на трех взаимосвязанных уровнях:

-конституционный

-законодательный

-договорной

8..Взаимодейтсвие федерального центра и субъектов.

Отношения федерального и  регионального уровня определяются как взаимозависимые , субъекты федерации нуждаются в эффективной работе центра, который затрагивает общие интересы страны.(Оборона страны, вопросы безопасности.) Существует и обратная зависимость федерального центра от субъектов. (Сбор налогов, предвыборные компании)

Взаимодействие осуществляется в следующих видах:

-совместное принятие  решений

-участие субъектов федерации  в разработке и осуществлении  федеральной политики

-взаимное делегирование  полномочий федерального центра  и субъектами

Распространённой формой сотрудничества является выполнение социальной, экономической, программ.

9..Организациооные  формы взаимодействия субъектов  федерации: зарубежный опыт.

В Канаде: конференции, встречи с участниками премьер министров страны.

В Швейцарии:экспертная комиссия и консультации.

В Германии: встреча канцлера с главами правительства земель, проводятся раз в 2 месяца

В РФ – Верхняя палата парламента форма взаимодействия. Государственный совет – это совещательный орган содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов власти. Совет законодателей – это консультативный орган при совете федерации. Обеспечивает взаимодействие законодательных органов субъектов.

10..Конституционные  гарантии прав федерального центра  и субъектов федерации.

В любой федерации предусматривается  система юридических гарантий прав федеральных властей и субъектов  федерации. Всю группу гарантий можно  разделит на з части:

1 общие гарантии федерального  центра и субъектов 

2 гарантии прав федерации

3гарантии прав субъектов

11..Субъекты федеративных  межбюджетных отношений и модели  распределения финансовых ресурсов.

Межбюджетные отношения  федерального характера могут возникать  только среди субъектов федерации. Бюджетные отношения между органами МСУ регулируются законами субъектов. Само понятие федеральных бюджетных  отношений включает:

-разграничение предметов  ведений и полномочий между   центром и субъектами федерации.

-распределение расходов  и доходов между субъектами  федерации. 

Выделяют три основных модели:

1 Предполагает разделение налоговой базы между различными уровнями власти. Федеральный центр и субъекты федерации имеют свои налоговые базы.

2  Предполагает что разные уровни власти имеют одну и ту же налоговую базу

3 Строится на том, что частично налоговые базы федерального центра и субъектов фед. Разделены и они собирают несовпадающие налоги а частично имеют порядок налогов одинаковую или частичную базу, с которой собирается по одному налогу но затем в процентном отношении он делится между субъектами.

12..Финансовая  поддержка федеральной властью  субъектов федерации.

Методы бюджетного финансирования:

Субвенции – это безвозмездное  безвозвратное целевое финансирование расходов нижестоящих бюджетов за счет вышестоящих бюджетов.

Субсидии – это средства бюджета предоставляемые в форме  долевого финансирования расходов определённого  назначения.

Дотации – это безвозмездное  не целевое выделение денежных средств  из вышестоящего бюджета для покрытия дефицита бюджета нижестоящего.

Ссуды, трансферты.

ФФП – создается с целью  выравнивания возможностей субъектов  РФ, для финансирования социально  значимых расходов.

13..Пародипломатия. Участие субъектов федерации в международной деятельности.

Пародипломатия - обозначает, что на ряду с традиционной дипломатической деятельностью которую осуществляет государство осуществляют и субъекты национальные единицы.

Условия участия  субъектов федерации в международной  деятельности:

-многие субъекты федераций обладают большим экономическим потенциалом, без реализации которого во внешнеэкономической сфере существенно пострадало бы национальное хозяйство в целом.

-эффективная внешнеэкономическая политика федераций невозможна без активного участия их субъектов и потому, что последние обладают достаточно широким кругом полномочий, использование которых может содействовать или препятствовать развитию международного сотрудничества.

-общепризнанное усиление глобальной взаимозависимости стран и народов и связанные с этим последствия.

-ответственность за материальное благополучие своего населения

-вовлеченность выражается в поисках надежных иностранных партнеров для торгово-экономического сотрудничества, иностранных инвесторов, работе по созданию благоприятных условий для развития международного туризма.

14..Правовые  основы международной деятельности  субъектов федерации.

В конституции  большинства федеративных государства закрепляют осуществление внешней политики за государством. Члены федерации не имеют конституционные полномочия вести переговоры ( в США) В соответствии если субъект в США заключает соглашение это требует одобрение конгресса.

Большинство конституций  отдает прерогативу федеральному центру, но существуют различные полномочия в области внешних отношений Субъекты федерации не являются субъектами международных отношений.

15..Направления и формы участия субъектов федерации во внешних связях.

Все разнообразие направлений и форм международной  деятельности можно разделить на  три вида:

-географические

-содержательные

-организационные

В географическом можно выделить: 1связи субъектов с соседними государствами. 2внешние связи с остальными географически отдалёнными государствами.

Содержательный  характер: 1 связи по экономическим вопросам 2 образование наука 3 культура охрана окружающей среды.

Организационные формы можноразделить:1 непосредственные (субъект сам может заключать договора, создание своих представительств в зарубежных странах).2 опосредованные (представительства в верхних палатах парламента.

16.Право на самоопределение.

Право народов  на самоопределение — право народов (наций) самостоятельно определять форму своего государственного существования. П.н. на с. предполагает свободное установление нацией различных форм отношений с другими народами на основе добровольного объединения в федеративное государство или создания автономии; это также правомочность отделения и образования независимого государства, определения его внутреннего устройства (право определять общественный строй, форму правления и т. д.).П.н. на с. — коллективное право народа, относящееся к общепризнанным нормам международного права. В числе принципов федеративного устройства России – принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает. В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.(статья19,Статья 68 ч.2)

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"