Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:01, шпаргалка
Федерализм - объединение двух или более государственных образований(земли, штата, республики, области) каждый из которых в большей или меньшей степени обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных, судебных органов власти.
Федерация – единое государство состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения общих для всех членов задач.
Федеративное государство – политическая система в которой деятельность правительства наделена между региональными правительствами и центральным правительством.
1.Федерализм и федеративные отношения. Признаки федерализма.
Федерализм - объединение двух или более государственных образований(земли, штата, республики, области) каждый из которых в большей или меньшей степени обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных, судебных органов власти.
Федерация – единое государство состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения общих для всех членов задач.
Федеративное государство – политическая система в которой деятельность правительства наделена между региональными правительствами и центральным правительством.
3 основных признака федерализма:1.наличие писанной конституции. 2.нецентрализация. 3. пространственное деление власти.
Федеративные отношения – реальна практика федерализма, в системе общественных отношений разных уровней власти и управления.
1группа отношений. Это отношения между федеративным центром и субъектами федерации -регулируются конституцией, а так же договорами о разграничении предмета ведения и полномочий.
2 группа отношений. Составляет отношения между самими субъектами.
2..Модели федерализации.
По способу образования:
-Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полу федеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства.
-Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами.
По степени однородности субъектов федерации:
-симметричные одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу.
-асимметричные федерации субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (национальные и территориальные), либо неравноправны по своему статусу (конституционно или договорно).
В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов:
-централизованные (интеграционные) федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями.(в основном являются конституционно-правовыми).
-децентрализованные федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.
3..Модели функционирования федеративных отношений.
Интегративный конституц.строй при к-м прежде независимые или конфедера-е образ-я объед-ся в единое союзное гос-во при сохранений различий между ними и уважение к их правам.
Деволюционный характеризует конституц.строй при котором полномочия прежнего унитарного гос-ва, распред-ся между его составными частями, которые получают автономный статус и превращ-ся в суб-в фед. Дуалистический – двойственный(существовании 2-х уровней государственной власти. Каждая действует в рамках своих полномочий и независимо от другой.
Федерализм сотрудничества (кооперативный) –развивалась на базе дуалистического федерализма, сохраняет принцип разграничения предметов ведения и полномочий, но упор делается на новую характеристику сотрудничества между уровнями государственной власти.
Административный федерализм (Германия) – Результат сильного расширения полномочий федерального собрания в сфере законодательства и изменения полномочий земель.
4..Принципы федерализма. Принципы – это правила которыми должны руководствоваться субъекты управления . Они определяют требования к управлению. ПФ являются универсальными для всех федераций.(организационными)к ним относятся:
-добровольность объединения государств.
-принятие федеральной конституции
-недопущение изменения границ субъектов без согласи самих субъектов
-общая территория
-единая денежная и
таможенная система,
Принципы федерализма:
-принцип единства в многообразии
-делимость суверенитета в федеративном государстве
-принцип субсидиарности. Суть данного принципа состоит в четком разделении прав и обязанностей
-сочетание симметрии и асимметрии.
-сочетание централизации и децентрализации.
5..Принцип разграничения предметов ведения и полномочий
Значение разграничения предметов ведения и полномочий состоит в том, что оно признано дать четкое представление о том, чем должен заниматься федеральный центр а чем субъект федерации. Предмет ведения – это конституционно закрепленная сфера общественных отношений , правовое регулирование которых осуществляется соответствующим органом. (статья 11 частично)
Три группы предметов ведения и полномочий:
1 исключительные предметы ведения в федерации.(71 статья)
2 предметы совместного ведения(72 статья)
3 исключительны предметы
ведения субъектов федерации.(
6..Способы разграничений
предметов ведения и
Способы предметов ведения и полномочий:
-Предполагает в закреплении конституции исключительной компетенции федерации
-установление двух
-Предметы ведения разделены
по 3 м видам компетенции (
-в конституции нет
детализации и содержания
7.В нормативном
плане разграничение предметов
ведения и полномочий
-конституционный
-законодательный
-договорной
8..Взаимодейтсвие федерального центра и субъектов.
Отношения федерального и регионального уровня определяются как взаимозависимые , субъекты федерации нуждаются в эффективной работе центра, который затрагивает общие интересы страны.(Оборона страны, вопросы безопасности.) Существует и обратная зависимость федерального центра от субъектов. (Сбор налогов, предвыборные компании)
Взаимодействие осуществляется в следующих видах:
-совместное принятие решений
-участие субъектов федерации в разработке и осуществлении федеральной политики
-взаимное делегирование
полномочий федерального
Распространённой формой сотрудничества является выполнение социальной, экономической, программ.
9..Организациооные
формы взаимодействия
В Канаде: конференции, встречи с участниками премьер министров страны.
В Швейцарии:экспертная комиссия и консультации.
В Германии: встреча канцлера
с главами правительства
В РФ – Верхняя палата парламента форма взаимодействия. Государственный совет – это совещательный орган содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов власти. Совет законодателей – это консультативный орган при совете федерации. Обеспечивает взаимодействие законодательных органов субъектов.
10..Конституционные
гарантии прав федерального
В любой федерации
1 общие гарантии федерального центра и субъектов
2 гарантии прав федерации
3гарантии прав субъектов
11..Субъекты федеративных
межбюджетных отношений и
Межбюджетные отношения
федерального характера могут возникать
только среди субъектов федерации.
Бюджетные отношения между
-разграничение предметов
ведений и полномочий между
центром и субъектами
-распределение расходов и доходов между субъектами федерации.
Выделяют три основных модели:
1 Предполагает разделение налоговой базы между различными уровнями власти. Федеральный центр и субъекты федерации имеют свои налоговые базы.
2 Предполагает что разные уровни власти имеют одну и ту же налоговую базу
3 Строится на том, что частично налоговые базы федерального центра и субъектов фед. Разделены и они собирают несовпадающие налоги а частично имеют порядок налогов одинаковую или частичную базу, с которой собирается по одному налогу но затем в процентном отношении он делится между субъектами.
12..Финансовая поддержка федеральной властью субъектов федерации.
Методы бюджетного финансирования:
Субвенции – это безвозмездное
безвозвратное целевое
Субсидии – это средства
бюджета предоставляемые в
Дотации – это безвозмездное не целевое выделение денежных средств из вышестоящего бюджета для покрытия дефицита бюджета нижестоящего.
Ссуды, трансферты.
ФФП – создается с целью выравнивания возможностей субъектов РФ, для финансирования социально значимых расходов.
13..Пародипломатия. Участие субъектов федерации в международной деятельности.
Пародипломатия - обозначает, что на ряду с традиционной дипломатической деятельностью которую осуществляет государство осуществляют и субъекты национальные единицы.
Условия участия
субъектов федерации в
-многие субъекты федераций обладают большим экономическим потенциалом, без реализации которого во внешнеэкономической сфере существенно пострадало бы национальное хозяйство в целом.
-эффективная внешнеэкономическая политика федераций невозможна без активного участия их субъектов и потому, что последние обладают достаточно широким кругом полномочий, использование которых может содействовать или препятствовать развитию международного сотрудничества.
-общепризнанное усиление глобальной взаимозависимости стран и народов и связанные с этим последствия.
-ответственность за материальное благополучие своего населения
-вовлеченность выражается в поисках надежных иностранных партнеров для торгово-экономического сотрудничества, иностранных инвесторов, работе по созданию благоприятных условий для развития международного туризма.
14..Правовые
основы международной
В конституции большинства федеративных государства закрепляют осуществление внешней политики за государством. Члены федерации не имеют конституционные полномочия вести переговоры ( в США) В соответствии если субъект в США заключает соглашение это требует одобрение конгресса.
Большинство конституций отдает прерогативу федеральному центру, но существуют различные полномочия в области внешних отношений Субъекты федерации не являются субъектами международных отношений.
15..Направления и формы участия субъектов федерации во внешних связях.
Все разнообразие направлений и форм международной деятельности можно разделить на три вида:
-географические
-содержательные
-организационные
В географическом можно выделить: 1связи субъектов с соседними государствами. 2внешние связи с остальными географически отдалёнными государствами.
Содержательный характер: 1 связи по экономическим вопросам 2 образование наука 3 культура охрана окружающей среды.
Организационные формы можноразделить:1 непосредственные (субъект сам может заключать договора, создание своих представительств в зарубежных странах).2 опосредованные (представительства в верхних палатах парламента.
16.Право на самоопределение.
Право народов
на самоопределение — право народов (наций) самостоятельно
определять форму своего государственного
существования. П.н. на с. предполагает
свободное установление нацией различных
форм отношений с другими народами на
основе добровольного объединения в федеративное
государство или создания автономии; это
также правомочность отделения и образования
независимого государства, определения
его внутреннего устройства (право определять
общественный строй, форму правления и
т. д.).П.н. на с. — коллективное право народа,
относящееся к общепризнанным нормам
международного права. В числе принципов
федеративного устройства России – принципы равноправия
и самоопределения народов в Российской
Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле
Конституции РФ. Россия является многонациональным
государством, и ее федеративное устройство
это отражает. В настоящее время РФ включает
субъекты Федерации, образованные по национальному (национально-