Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:38, шпаргалка

Описание работы

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ.
Термин "п." образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, гос дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.
Объектом П. является полит. действительность, или полит. сфера жизни общества

Работа содержит 1 файл

полит. шпоры.docx

— 199.76 Кб (Скачать)

При системном подходе  главным предметом анализа является не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли. Политические взаимодействия ориентированы на авторитетное распределение ценностей в обществе.

Охватывает всех лиц и все институты, участвующие в политических отношениях.

Компоненты  политической системы

1.политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления. 2. необходимый компонент – должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные.

3. компонент – правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме.

4– территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы. Территория как компонент политической системы не обязательно равнозначна государству. Город, городской или сельский район с их политическим сообществом, органами местного управления, территорией – это тоже политическая система.

Политические структуры  включают в себя различные организации, как собственно политические – государство, политические партии, так и неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие.

 

15. МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  Д.ИСТОН («ВХОД» - «ВЫХОД»)

 

В рамках системного подхода  любая система, в том числе  и политическая, автономна и имеет  границы со средой. Своеобразные пограничные  столбы, которые указывают на пределы  системы, называются "вход" и "выход".

"Вход" – это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на нее и способно ее изменить.

"Выход" – это ответная реакция на взаимодействие, преобразованное политической системой, ее специализированными институтами в решения. Решения передаются как информационный сигнал в среду. Обратная связь между "входом" и "выходом" осуществляется через окружающую среду. Это так называемая "петля обратной связи".

На "вход" в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования. Требования направляются в адрес властей и служат сигналом о наличии в обществе определенных потребностей. Требования есть не что иное, как выражение мнения о правомерности или неправомерности, справедливости или несправедливости решений властей, связанных с распределением общественных благ и использованием общественных ресурсов. Помимо требований, в политическую систему вводится множество разнообразной информации: ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения. Все это может совпадать с требованиями или выступать в качестве побудительных причин для требований.

Во-вторых, на "входе" существует импульс поддержки. Поддержка есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. Это легитимация политической системы, своеобразный постоянный плебисцит членов общества на доверие политическим институтам. Поддержка может быть открытой и скрытой. Открытая поддержка материализуется в действиях. Это наблюдаемое поведение: участие в выборах, поддержка определенных партий и лидеров, словесное одобрение принимаемых решений. Скрытая поддержка выражается во внутренних установках и ориентациях личности, в предрасположенности к определенным политическим идеалам, нормам, моделям поведения.

Д. Истон пришел к выводу, что политическая поддержка может быть эмоциональной (диффузной) и инструментальной (специфической). Эмоциональная поддержка является относительно прочной и стабильной. Она легитимирует данную политическую систему в условиях даже самых тяжелых кризисов, помогает в конечном счете государству и обществу выстоять и адаптироваться к новым условиям среды. Инструментальная поддержка складывается под воздействием результативности деятельности правительства. Она формируется путем введения "поощрений" за лояльное поведение и строится на ожидании такого поощрения. Инструментальная поддержка условна, менее прочна, подвержена эрозии.

Без поддержки политические системы недолговечны. Политические системы различаются разными комбинациями эмоциональной и инструментальной поддержки. Когда они гармонично дополняют друг друга, то политическая система функционирует стабильно и имеет большой кредит доверия у граждан. Отсутствие поддержки означает, что система находится в глубоком кризисе и обречена на гибель.

На "выходе" из политической системы в среду проявляются  результаты ее работы – обязывающие решения и действия по их реализации. Обязывающие решения могут быть в форме законов, постановлений исполнительной власти, решений судов. Политическая система перерабатывает огромное количество социальной информации и превращает ее в конкретные авторитетно-властные решения. Процесс переработки требований в политические решения называется внутрисистемной конверсией. В свою очередь, решения и действия оказывают влияние на среду, вследствие чего возникают новые требования. "Вход" и "выход" системы постоянно воздействуют друг на друга. Этот непрерывный цикл называют "петлей обратной связи".

Системный подход помогает уяснить механизм формирования новых политических стратегий, роль и взаимодействие различных элементов  системы в политическом процессе.

 

 

 

16. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Американский политолог  Г. Алмонд в работе "Политика развивающихся регионов" разграничил функции политической системы, которые она выполняет на "входе" и на "выходе". "Входные " функции осуществляют различные неправительственные ассоциации: группы интереса, политические партии, независимые средства массовой информации. Так, многообразные требования выражаются группами интереса, аккумулируются партиями, которые завершают работу по приданию этим требованиям политической формы. "Выходные" функции выполняются государственными структурами.

К функциям на "входе" в политическую систему относятся:

- политическая социализация и рекрутирование;

- артикуляция интересов;

- агрегирование интересов;

- политическая коммуникация.

На "выходе" политическая система выполняет  функции:

- нормотворчества;

- применения правил и норм;

- контроля за соблюдением правил и норм.

Функции политической системы на "входе"

Политическая  социализация – это процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности. Социализация формирует определенный тип человека политического и обеспечивает преемственность в развитии системы, ее стабильность, формирование поддержки данному порядку. Именно поэтому социализация выступает важнейшей функцией политической системы. Она направлена на создание необходимого уровня поддержки – основы самосохранения политической системы. С данной функцией связано и рекрутирование.

Политическое  рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе. Т.е. выполнение личностями определенных политических ролей: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, мэра, судьи, партийного или профсоюзного функционера и т.д. Политическое рекрутирование может осуществляться и по общим, и по ограниченным критериям. Подбор должностных лиц на основе их компетенции или на основе выборов – пример рекрутирования по общим критериям. Подбор из представителей одного слоя, номенклатуры – пример ограничивающих критериев.

Артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса.

Агрегирование интересов – функция превращения требований в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов, подведение их под более общие, чем те, которые существовали на стадии первоначального артикулирования. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы.

Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между  политической системой и средой. Коммуникативная  функция тесно связана с деятельностью  средств массовой информации, которые  существенно влияют на утверждение  духовных ценностей, оказывают воздействие  на оценки и поведение людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.

Функции политической системы на "выходе"

На "выходе" политическая система выполняет три главные  функции. Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами. Функция применения правил и норм подразумевает приведение их в действие, в социальную практику. Функция контроля над соблюдением правил и норм включает в себя интерпретацию законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти. Однако и законодательная, и исполнительная власть играют в ее реализации немалую, а нередко и доминирующую роль.

17. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

Типологизация п. систем в полной мере несет на себе отпечаток различных парадигмальных и идеологических подходов, обусловливающих понимание учеными сущности политического процесса, характер интерпретации ими основных проблем общественного развития и т.д. Так, сторонники позитивистско-юридических подходов политические системы нередко различают по формальным критериям, например, по характеру государственного правления, по наличию тех или иных институтов власти, по их нормам и функциям. Представители марксистского направления традиционно выделяют и описывают особенности «буржуазных» и «социалистических» политических систем. Сторонники классово нейтральных учений, как, например, английский ученый Д. Коулмэн, анализируя процесс становления и развития политического мира в историческом аспекте, выделяют «традиционные», «патриархальные», «смешанные» и «современные» политические системы. Приверженцы геополитических подходов, используя в качестве критериев типологизации территориально-пространственные факторы, выделяют, к примеру, «островные» и «континентальные» политические системы. Очень широкое распространение получила типологизация политических систем на основе характеристики правящих режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"