Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:38, шпаргалка

Описание работы

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ.
Термин "п." образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, гос дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.
Объектом П. является полит. действительность, или полит. сфера жизни общества

Работа содержит 1 файл

полит. шпоры.docx

— 199.76 Кб (Скачать)
  • Обоснование и оправдание неравенства в обществе (его он объяснил испорченностью природы человека в результате грехопадения первых людей)
  • Тезис о том, что положение человека в обществе предопределено миром небесным;
  • Понимание истории человечества как борьбы «двух градов», двух государств: града божьего, состоящего из праведников, божьих избранников и светского государства, «великой разбойничьей организации», в которой борются лишь за материальные блага и притесняют праведников. В конечном итоге град божий победит (т.е. неявно высказывается идея о необходимости подчинения светских институтов государства церковной власти).

Видным представителем этого  периода был и Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225-1274гг.), основатель томизма (причисленный в 1323 г. К лику святых римско-католической церкви и в 1567 г. Признанный пятым «учителем церкви»).

Его воззрения базировались на следующих посылках:

  • Сущность власти устанавливается богом, поэтому в интересах общественного целого необходимо беспрекословное выполнение каждым человеком своих обязанностей;
  • Государство тоже является божественным установлением;
  • Несмотря на то, что власть имеет божественное происхождение, Фома Аквинский допускал, что могут быть злоупотребления властью, и это даёт народу право на сопротивление тирану и даже его насильственное свержение;
  • В то же время и государство может наказывать еретиков, если церковь не справится с ними духовными средствами.

Кризис феодализма и зарождение в его недрах буржуазных общественных отношений вызвали рост активности в социально-политической жизни, в  искусстве, науке, в т.ч. и в политической мысли. Этот период времени в истории  человеческого общества получил  название Эпохи Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.  ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РАБОТЫ Н.МАКИАВЕЛЛИ  «ГОСУДАРЬ».

 

Монтескье. Главная заслуга - обоснование им принципа разделения властей.

Дени Дидро, Поля Гольбаха, Клода  Гельвеция: выработали теорию «интереса» (действия людей, их полит. поведение обусловлено их жизненными интересами), идею обусловленности  мотивов полит. деятельности людей  характером полит. учреждений общества, идею прирожденной склонности людей  к добру.

Жан Жак Руссо: общественный договор - соглашение людей, по кот каждый чел отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем  самым становится ее участником. В  государстве Руссо различает  законод и исполн власть.

Представители утопического коммунизма: Ж. Мелье, К. Морелли, Ф. Мабли. Они выдвигали требование уже  не только полит равенства людей, но и равенства экономич, выражали стремление к коренным обществ. преобразованиям, доказывали необходимость уничтожения  всех соц различий.  Иммануил Кант.  Осущ глубокую разработку проблем госуд  и права. Указывая на различие права  и морали, Кант отмечал, что нормы  права регулируют внешние отнош  между людьми, мораль же касается их внутр сущности. Развивая идеи либерализма.  Фурье. Фурье отвергал полит борьбу, безразлично относился и к  формам госуд устр-ва и считал, что  преобразование общ  на началах справедливости может произойти только путем  реформ, а проведут их мудрые госуд  деятели, восприняв его учение. Роберт  Оуэн организует пропагандистскую деят  за переустройство  общества  и  активно в ней участвует, развивает  идеи своб кооперации, профсоюзной  деятельности

Карл Маркс создатель  теории общ –эконом формаций, под  кот он понимает стадии развития чел  общества, основ  на конкретном способе  эконом производства.

Томас Джефферсон.  правами  человека наделяет не государство, а  они существуют как неотъемлемые, естественные права.

Основные идеи работы Н.Макиавелли «Государь»Основные черты его учения:  1. Гуманизм: "Чел. может все: изменить волю бога, изменить свою судьбу, человек может быть великим даже в злодеянии. Человек может изменить ход истории". 2.Антифатализм: стремление изменить свою судьбу. 3.Реализм. Описывал то, что есть.

Суть трактата «Государь» - учение о политике. А) П- опытная  наука о реальн  полож  вещей. Изучает мир власти таким, каков  он есть.  Б) П - наука о способах захвата и удержания власти. Первый сформулировал понятие власти. Власть - состояние господства и подчинения. В) П- целенаправленный вид человеческой деятельности. Цель всегда одна - поддержать и предложить власть.  Г) П - особая сфера аморальная общ жизни, в  борьбе за власть нельзя руководствоваться  моральными критериями. В оценке полит  действий нельзя применять моральную  оценку. Д) П автономна по отношению  к религии; Е) П - сфера, где всякая цель оправдывает средства; Ж) П - это  искусство. П нельзя научить, первостепенное значение имеет личность. В П нет  постоянных средств успеха. Выбор  средств зависит от ситуации. 

Политический  идеал (двойственен).1. Наиболее оптимальна - Флорентийская республика.2. В трактате абсолютная монархия - лучшая форма правления. Создание единого Итальянского гос-ва оправдывало любые средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИКИ. ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ  СУЩНОСТИ ПОЛИТИКИ. УРОВНИ РЕАЛИЗАЦИИ  И ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛИТИКИ.

 

В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями.

Понимание политики как сферы  взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек – существо по своей природе общественное и реализовать себя он может только в обществе – в семье, селении (общине), государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или "общения" людей.

Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование  власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать  свои специфические объективные  интересы, проводить свою волю в  политике и правовых нормах.

Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть – первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Такой подход к пониманию политики характеризуется как силовой, директивный.

Основным назначением  политики является управление социальными  процессами как систематическое  и целенаправленное воздействие  на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя. Отсюда еще один подход к определению  политики, связанный с объяснением  ее функций – управления, поддержания порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др. Приверженцами функционального подхода к пониманию политики являются американские ученые Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд и другие представители системного анализа. Т. Парсонс писал: "Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей".

Политика  есть сфера деятельности, связанная  с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию  и использование государственной  власти, управление социальными процессами.

3 измерения политики:

1. формальное: политический  строй и совокупность политических  институтов;

2. содержательное: проекты  и намерения субъектов политики;

3. процессуальное: вся политическая  жизнь общества, политические отношения.

Уровни реализация политики:

1. макроуровень: характеризует  государство как целое, публичную  гос. власть, ее устройство в  центре и на местах;

2. микроуровень (характеризует  отдельные структуры и организации);

3. мегауровень (характеризует  деятельность м/нар организаций:  ООН, НАТО, ЕС, др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.

 

В самом общем  виде власть определяется как способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение другого субъекта с помощью какого-либо средства. Иными словами, власть есть волевое отношение между двумя субъектами, при котором один из них, субъект власти, предъявляет определенные требования к поведению другого, а другой, в данном случае это будет подвластный субъект, или объект власти,подчиняется распоряжениям первого.

Власть как  отношение господства и подчинения предполагает наличие причины, которая побуждает объект власти выполнять веление господствующего субъекта. В приведенном определении эта причина обозначена понятием «средство». Средства подчинения или, по более распространенной терминологии, средства влияния (властного воздействия) составляют те социально значимые для субъектов общественных отношений физические, материальные, социальные, психологические и моральные факторы, которые субъект власти может использовать для подчинения своей воле деятельность подвластного субъекта (объекта власти). В зависимости от используемых субъектом средств влияния властные отношения могут принимать, по крайней мере, форму силы, принуждения, побуждения, убеждения манипуляции или авторитета.

Власть в  виде силы означает способность субъекта добиться желаемого результата в отношениях с подвластным либо путем непосредственного воздействия на его тело и психику, либо с помощью ограничения его действий. В принуждении источник подчинения команде властвующего субъекта заключается в угрозе применения негативных санкций в случае отказа подвластного от повиновения. Побуждение как средство влияния основывается на способности субъекта власти предоставить подвластному те блага (ценности и услуги), в которых тот заинтересован. В убеждении источник властного влияния заключается в тех аргументах, которые субъект власти использует для подчинения своей воле деятельность подвластного. Манипуляция как средство подчинения основывается на способности субъекта осуществлять скрытое воздействие на поведение подвластного субъекта. Источником подчинения во властном отношении в форме авторитета выступает определенная совокупность характеристик субъекта власти, с которой не может не считаться подвластный, в силу чего он подчиняется предъявляемым ему требованиям.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"