Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".
Функции политической системы общества.
Вход. Это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на неё и способно её изменить.
Выход. Ответная реакция на взаимодействия, преобразования политической системой, её специализированными институтами в решения. Решения передаются как информационный сигнал в среду.
Обратная связь между ВХОДОМ и ВЫХОДОМ осуществляется через окружающую среду. Это так называемая петля обратной связи.
На ВХОД политической системы подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования направленные в адрес властей, они служат сигналом о наличии в обществе определённых потребностей. Во-вторых, на ВХОДЕ существует импульс поддержки. Поддержка – есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. К функциям на входе политической системы относятся политическая социализация и рекрутирование, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На ВЫХОДЕ политическая система выполняет функции нормотворчества (законотворчества), применения правил и норм, контроль за соблюдением правил и норм.
1. Политическая социализация – процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности.
2. Политическое рекрутирование – означает функцию заполнения ролей в политической системе, то есть выполнение личностями определённых политических ролей: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, мэра, судьи, партийного или профсоюзного функционера.
3. Артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса, которые отражают многообразие и сложность общества. Артикулирование интересов может быть явным и скрытым. Явное артикулирование выражается в чётко сформулированном требовании. Скрытые – в поведении, настроении, которое должно восприниматься политической системой.
4. Агрегирование интересов – функция, превращающая требования в альтернативы государственной политики. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы.
5. Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Коммуникативная функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существуют для утверждения духовных ценностей, оказывают воздействия на оценки поведения людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.
Функции политической системы на выходе.
1. Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определения правовых норм поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов.
2. Функция применения правил и норм подразумевает приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, инструкций, принятием постановлений, а конечная судьба зависит от его реализации.
3. Функция контроля за соблюдением правил и норм находится в преимуществе в компетенции судебной ветви системы государственной власти. Однако и законодательная и исполнительная власти играют в её реализации немалую роль.
Входящие и выходящие функции тесно связаны между собой и обеспечивают адаптацию системы к окружающей среде. В этих функциях проявляется реагирующий и саморегулирующий потенциал системы, который позволяет корректировать ей внутренние процессы и структуры, чтобы избежать разрушения.
16. Типология политических систем.
Идеи типологизации ПС возникли в ответ на потребности в нормативных категориях и методах сравнительного анализа ПС. В качестве критериев могут выноситься различные основания (соц., политич.). Коренное отличие ПС – распределение политич. власти на различных этапах развития: между несколькими самостоят. объединениями или в руках одного:
1.Демократич. или конституционные ПС
2.Автократические ПС.
Маркс по типу формации и характерной соц. – экономич. cтруктуре различал рабовладельческую, феодальную, буржуазн. и соц-кую ПС
Политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, например, с позиции формационного подхода различают рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический тип политических систем. Одна из наиболее простых, достаточно распространённых, а главное, достаточно глубоких их классификаций – деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием такого разграничения служит политический режим. В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внешнеполитических сферах. Демократия – контроль общества (большинства) над властью.
По принципу соединения элементов: Моноцентрические, плюралистические. Моноцентрические пс выстроены строго вертикально, полит институты подчиняются в строгой иерархии и управляются из единого центра.
плюсы:
1.- Возможность быстрого принятия решения и их реализации.
2.- Возможность быстро проконтролировать исполнение решений.
3.- Отсутствие конфронтации.
минусы:
1.- Большая зависимость принятия решения от воли отдельных людей.
2.- Отсутствие политической конкуренции.
3.- Отсутствие обратной связи, т.е. отрыв от общества.
Плюралистическая пс.
3 условия плюрализма: 1. Наличие у каждой группы своих представителей полит жизни об-ва. 2. Предполагает наличие альтернативных полит институтов (у каждой партии должен быть оппонент.) 3. Свободная борьба идей и мнений.
плюсы:
1. Не допускает сосредоточение власти в одних руках. 2. Меньше зависит от личных качеств тех, кто обладает властью. 3. Децентрализация власти, распределение её между различными центрами. 4. Основана на постоянном взаимодействии власти и народа.
минусы:
Способность нарушения целостности общества.
17- Основные тенденции изменений политической системы Республики
Беларусь.
В процедуре укрепления феодального порядка в ВКЛ появляется опубликованные на древне-белорусском языке правовые акты. Большой интерес представляет первый – 1529, второй – 1566, третий –1588 статуты ВКЛ. Они представляют собой полный свод законов, благодаря которым общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Это своеобразная феодальная конституция, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели не от чьей-либо личной воли, а только от закона. Как в Зап. Европе, так и в Беларуси в 15-16 веках возникло идейно-политическое течение, связанное с общеевропейским гуманизмом, реформацией и возрождением. У истоков гуманистического видения стоял Ф. Скорина 1490-1541. Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, кот. содержит суждения о политике. Основной интерес он проявлял к праву и закону. Законы он дели на 2 категории: естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникли из естественных ПЧ. Они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появлялись тогда, когда люди преступали естественные законы и начинали безобразничать. Закон призван положить этому конец. Он настаивал на том, что перед законом все равны. Законность и правопорядок стали бы нормой общества. Гуманизм Скорины отличался демократичностью. В своих произведениях он обращался к простым людям, считая их полноправными гражданами. Как один из лучших представителей гуманизма эпохи Возрождения, Скорина являлся сторонником идеи «вечного мира».
В 16 веке в Беларуси множество гуманистов. Многие из них имеют умеренные политические взгляды, выступали лишь за совершенствование и реформирование демократического общества. Они: Гусовский, Будный, Сапега и другие. Часть выступала за радикальные изменения существующего государственного строя, за уничтожение крепостного права, за превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. С резкой критикой католической церкви, наиболее безобразное проявление крепостничества выступал Будный (1530-1593). В предисловии к Катехизису осудил взяточничество, аморальность, невежество католических священников. В своем главном политическом произведении «О светской власти» (1583) он выступил с критикой феодализма. Он требовал ограничения шляхецкого произвола, равенства всех сословий перед законом. В этом труде он обосновал свой политический идеал – монархию, во главе с просвященным монархом. Он выдвигал положения о божественном происхождении власти и воля Бога обязательна для всех. Власть бывает несправедлива, т.к. люди используют ее в корыстных целях. Будный сформулировал основную доктрину, обусловленную необходимостью власти. К ним он относил установление порядков в государстве, охрану интересов личности и государства.
К числу крупных мыслителей Белоруссии относятся Волон, Сапега. Большая часть их публикаций посвящена религиозным вопросам. Вместе с тем довольно четко и основательно отражены политические идей в частности идея правового государства. Они считали, что всякая власть неизбежно вырождается в тиранию, если она не будет опираться на право, жестко ограничивать свою деятельность законами. Уважение к праву. Эти идей в 3 статуте. Основной политической темой в трудах бел. мыслителей 16-18 веков является борьба с польскими феодалами. Один из них - Казимир Лыщинский «Трактат о не существовании Бога». Изложены оригинальные атеистические, общ.-политические идеи. Сторонник идеи утопического социализма в Беларуси. В своей утопии высказывал идей имущественной революции, всеобщности труда, справедливого деления материальных богатств, осуждал войны.
После трагического финала восстания 1930-1930 в Беларуси начало формироваться революционно-демократическое направление общественной мысли. Нужны были народные массы.
Савич – создал «демократическое общество» (тайная революционная организация), выступал за освобождения крестьян от крепостничества через вооруженное восстание. За право каждого народа на национальную самостоятельность, за дружбу между народами Беларуси, России, Польши, Украины.
Калиновский – взгляды:
критика феодально-крепостнических отношений;
идеал справедливого общественного строя, в котором созданы все условия для счастья человека труда;
пути осуществления этого идеала.
Развивая идеи русских революционных демократов он вскрыл сущность крепостной эксплуатации во всех ее формах, показал паразитизм помещиков, исключительно тяжелое положение крестьян. Критиковал абсолютизм, его громадный бюрократический аппарат управления, систему взяточничества, сравнивал чиновников с саранчой. Новое общество д. быть обществом трудящихся. Он был защитником бел. крестьян, выразителем их стремлений к соц. реформаторству, мечтал раздать землю крестьянам. Осуществление всех проектов связывал с крестьянской революцией.
18. Тоталитарный режим.
Тоталитарный режим (ТР) – означает (to totalis) целостный, полный, весь и т.д. Возникло в начале 20 гг. в Италии для хар-ки режима Муссолини. Позже оно вошло в политику и служит для обознач. режима – к полному, тоталитарному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Для ТР хар-на строгая регламентация, политизация и санкционирование всей жизнедеят-ти общ-ва, начиная с экономики и оканчивая искусством. Происх. огосударствление всей общественности, фактически уничтож. не зависящая от гос-ва общественная жизнь. Происх. превращение человека в простой придаток государственного механизма. Партия гос. власти выступает здесь как главный стержень, на котором базируется всё гос. устройство. Важной чертой ТР является фетишизация власти.
В политической сфере ТР соответствуют следующие черты:
1) монополизация власти в руках одной партии.
2) срастание партии и государственного аппарата
3) правящая партия принимает статус государства в государстве
4) однопартийная система, недопущение оппозиции и инакомыслия
5) созд. строго иерархичной вертик. системы управл., увенчанной фигурой вождя
6) формир. власти на всех ур-нях через закрытые каналы бюрокр. номенклатуры
7) фактически отчуждение граждан от полит. процесса
8) максимальное ограничение прав и свобод гражданина, умаление права и закона
9) монопольный контроль над вооружёнными силами
10) террор, насилие как средство политической борьбы
В экономич. сфере устан. монопольный контроль партийно-государственного аппарата над хоз. деятельностью, централиз. планы руководства и управл. экономикой.
В духовной сфере важной особенностью ТР является господство офиц. идеологии, нацеленной на построение нового полит. порядка и созд. нового типа личности.