Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".
1. Политология как наука и учебная дисциплина.
Современная политология как наука оформилась к концу XIX – началу XX в.в. Первая кафедра политологии – Колумбийский университет США, затем - во Франции, Великобритании. ЮНЕСКА рекомендовала всем странам – членам ООН преподавать политологию. С 1948 г. политология преподается во всех европейских странах. В СССР изучалась только марксистская политология, иная была запрещена вместе с генетикой и кибернетикой. Западные идеологи рассматривались с позиций критики. Конец 80-ых – публикация новых, ранее запрещенных, документов. С 1989 г. политология начала преподаваться у нас. Становление РБ как самостоятельного государства, борьба за власть между социально-политическими группами вызвала потребность изучения политологии и социологии.
Политология – термин дан Аристотелем – наука о п/отношениях и п/деятельности людей, о сущности, формах и методах п/власти, о закономерностях развития п/систем. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом.
2. Предмет, структура и функции политологии.
Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит. власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в госудадарственно-
Структура политологии.
1. Политология как наука и учебная дисциплина.
2. Основные этапы развития политической мысли.
3. Политическая власть как социальный феномен.
4. Политическая система общества и институты власти.
5. Политические режимы и политическое лидерство.
6. Проблемы демократии – теория и реальность.
В Европе изучение политологии началось по рекомендации ЮНЕСКО с 1948 г. В РБ изучение политологии ведётся с 1989г.
Политология выполняет ряд функций:
- Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок.
- Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления.
- Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий.
- Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д.
- Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование
- Экспериментальная – призвана дат ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат.
- Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности
3. Методы и категории политологии.
Политология использует все методы, которые существуют в общественных науках. Методы – это приёмы изучения конкретной информации.
Сравнительный метод. Его суть: этот метод путём сопоставления однотипных полит явлений позволяет выявить наиболее целесообразные пути развития общества, найти действенное средство для решения стоящих перед ней задач.
Системный метод. Обеспеч. возможн. исследовать то или иное полит явление как нечто целое, посредством последовательного изучения составляющих его эл-тов.
Бихевиоральный (поведенческий) метод. Он исходит из того, что определёнными мотивами полит поведения людей явл психологический мотив. Его суть в изучении полит процессов путём анализа поведения и настроения людей посредством анкетирования, опросов, проведения избирательных компаний, референдумов и т.д.
Социологический метод. Связан с выяснением зависимости политики от состояния общества, экономич. отношений, соц. структуры, идеологии, культуры и т.д.
Институциональный метод. Направлен на изучение роли гос-ва, полит партий, организаций, движения и др. институтов, с помощью которых осуществляется полит деятельность в обществе.
В обобщённой форме отражают наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности. Ключевая категория – полит власть. Специфика всех других категорий состоит в том, что они раскрывают различные стороны и отношения полит власти. (полит отношения, П-деятельность, П-система, П-партия и т.д.)
4. Политическая мысль античности.
Становление и развитие полит. мысли в Др. мире идёт параллельно с развитием гос-ва. Там где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисл. полит. теории. Это хар-но для древней Греции. Образцами развития полит. мысли того времени могут служить известные полит. теории Платона и Аристотеля. Платон создал целостную систему философск. идеализма, в кот. органически вписалась теория идеального государства, изложенная им в трудах ''Государство'' и ''Законы''.
Прослеживая полит. эволюцию человека, Платон обращает внимание на то, что полит. изменения в конечном счёте – это результат изменения образа жизни людей, особенно в способах добывания средств к сущ-нию, поэтому он считает в принципе возможным и необходимым переустройство общества на разумных началах, согласно его замыслу, жители идеального государства, должны быть распределены на 3 сословия:
Философы, воины, трудящиеся.
Правящая власть у философов, ибо они способны при осуществлении власти руководствоваться разумно понятыми общими интересами общ-ва, так как частная собственность и семья порождает в людях эгоизм и вредят общему делу, философы д. быть лишены семьи и жить замкнутыми группами, внутри кот. все равны а имущество общее.
На воинов возлаг. приведение в жизнь реш. философов и охрана установл. порядка.
В низшем слое общества (земледельцев и ремесленников) предполагалось сохранить индивидуальную собственность.
Общей целью государства Платон провозглашал не приобретение мат. благ, а заботу о моральном совершенствовании, достигаемом благодаря развитию науки.
Аристотель (384 - 322) исследовал полит устройство 158 известных ему государств. Результаты этого исследования изложены в труда – ''Политика''.
Здесь он в частности объяснил происхожд. гос-ва. В его основе лежат природные причины, так естественная потребность чел-ка в общении побуждает его созд. семью, потом общину, и наконец гос-во. В зависимости от цели, кот. ставят властители, Аристотель различает правильное и неправильное гос. устройство. Неправильное – это при кот. преследуются корыстные цели правителей, правильное – преследуется общее благо, незав-мо от того правит один или многие. Наилучшей формой правления Аристотель считал ту, при кот. правит больш-во, но оно д. подчиняться з-ну. Если же этого не происх., и решающее знач. имеет постановл. народного собрания, то народ легко м. стать деспотом и рано или поздно нападёт на власть демагогов и льстецов. Они управляют народом как хотят, подчиняют его своей власти. Власть народа, основ. на з-не Аристотель называл политией. Такая форма сущ. там, где велик слой зажиточн. граждан.
Пытается формулир. з-ны полит. жизни, знание кот. поможет людям в установл. прочной и справедливой власти. Он активист и верит в то, что гос-во создаётся не ради того, чтобы жить, а преимущественно чтобы жить счастливо.
Средневек. полит. мысль отходит от этого вывода, все её конкр. проявл. сосредот. вокруг вопроса о взаимоотнош. власти короля и власти папы. При этом все мыслители исходят из того, что всякая гос власть установл. богом. Отсюда и происх. термина теократия – власть Бога.
Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадл. лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь и римский папа – наместник Христа, кот. д. подчиняться все государи. На сколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть церкви выше власти земного государя.
5. Политические учения эпохи Возрождения и Нового времени.
Эпохой Возр. принято называть историч. период, связ. с разложением феод. и появлением первых ростков капиталистич. отношений. Это время бурного роста городов, ремесла, торговли, эпоха великих геогр. открытий и техн. изобрет., научн. идей и взлёта культуры. Одна из особенн. ранней бурж. культуры прояв. в том, что её представители использ. античное культурное наследие, как бы возрождая его от многовек. затмения церкви. Центр. идеей духовной жизни общ-ва стан. гуманизм, кот. в отличие от господствующей религии поставил в центр своих интересов не бога, а человека с его земными запросами и потребностями.
Представители: Микола Макиавелли – классик политтеории эпохи Возр.
В это время Италия была раздробл. и подвергалась нашествию иноземных войск. Он считал, что бедствия Италии объясн. раздробл. страны. Он создал теорию гос-ва, способн. преодолеть эти бедствия. Он отверг средневек. теологич. концепцию гос-ва и противопост. концепцию светского гос-ва. Подход Макиавелли со светских, а не теологич. позиций был важным вкладом в историю политидей эпохи Возр. Лучшей формой гос-ва он считал респ., однако он был убеждён что итальянская действит-ть, т.е. непрерывная вражда требует установл. единовластия, поэтому в труде ''Государь'' он доказ. что при сильном правителе возможно создать независ. Итальянское гос-во, свободное от чужеземного иго, а для достиж. этой цели пригодны всякие, в т.ч. и аморальные ср-ва, поскольку важный з-н политики – это благополучие гос-ва. Государь, ставший на путь сильного централиз. гос-ва д. сочетать в себе кач-ва льва и лисицы. В последствии для обозначения такой политики появляется термин маккиавелизм - политика пренебрежения законами морали, неразборчивость в ср-вах достижения цели.
Наряду с полит. идеями, обосновавшими возникший бурж. полит. строй в Зап. Европе, появились полит. учения, авторы кот. выступали с отрицаниями этого строя. Первым это сделал Томас Мор (1478-1535). Он является основоположником методики социализма, в своём труде ''Утопия'' он критикует сущ. строй несправедливости, нерав-ва, критикует паразитизм эксплуататоров и причиной всех бед считает частную собственность, противопоставляя сущ. государству, строй выдуманного им острова Утопия. Устанавливает выборность случайных лиц, общественную собственность на средства производства, всеобщность труда и т.д.
Дальн. развит. полит. мысль получ. в Голл. и Англ., к числу наиб. выдающ. мыслит. относ. Т. Гоббс (1588-1679). Свою полит. доктрину он излож. в трудах ''О чел-ке'', ''О гражданине'', ''Левиафан''. Гоббс исходит из того, что все люди созд. равными и каждый из них имеет одинак. с др. права на всё, однако чел-к – сущ-во эгоистичное, и честолюб., поэтому в общ-ве неизбежно царит война всех против всех. И избавл. от неё происх. тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохр. отказ. от своих прав, передавая их по договору опред. лицу или группе лиц. Последние и представл. собой гос-во, кот. и явл. гарантом мира между людьми. Чтобы успешно выполн. эту миссию, гос-во д. облад. абсол. властью, неогранич. правами, и обладат. этой верховной власти никакими з-нами с народом не связан и ответств. перед ним не несёт. Долг властителя – хорошо управл. своим народом, но отвечает он только перед совестью и разумом. И воспротивиться воле м. только в одном случае – если он обязывает убивать или запрещает защищаться от напад. врагов. Гос-во д. было выполнять не только полицейско-охранит. ф-ции, его задачи – поощрять всякого рода промыслы, силой принуждать к труду здоровых людей, а также заниматься воспитанием и просветительской деятельностью. Гос-во гарантирует подданным право делать то, что не запрещено законом.
6. Политические идеи Просвещения
Политические идеи получили новый импульс в конце 18в. во Франции. Кризис феодализма и абсолютизма, нарастание революционных настроений – тот исторический фон, на котором возникло «Французское Просвещение». Этот термин употребляется для обозначения совокупности полит. идей учений 18в., направл. против феодально-абсолют. строя Франц. и выражающих интересы третьего сословия.
Вальтер – критика феод. произвола, деспотизма, католич. церкви. Против судебного произвола. Выступал за равенство граждан перед законом, настаивал на установлении буржуазно-демократических свобод. Развивает идею прогресса человечества. На пути этого прогресса стоит невежество людей. Его полит. идеал – конституционная монархия с просвещённым монархом и его подданными. От этого монарха Вальтер ждал переустройства общества путём реформ.
Ж.Л.Монтескье – открывает век Франц. просвещения. В произвед. «Французские письма» (1721) – дана едкая сатира на франц. абсолютизм 17-18вв. В «Рассуждение о причинах величия и упадке Римлян» (1734) и «О духе законов» (1748) – попытался объяснить происхождение гос. строя, вскрыть природу законов и на этой основе выдвинуть проект обществ. реформ. Выступает как один из основоположников географического направления в социологии. Доказывал, что климат, почва, размер территории определяют нравственный облик народа, характер законов и форму правления. Выдвигал 3 формы правления: Республику, Монархию, Деспотию. Политич. идеал – конституционная монархия. Деспотия – резко отрицательно. Выдвигает идею разделения властей на Законодат., Исполнит. и Судебную, которая призвана обосновать принцип законности. обесп. полит. свободу, сделать право истинным регулятором взаимоотношений между гос-вом и гражданином. В разделении властей видел гарантию безопасности граждан от беззакония.
Ж.Ж.Руссо – выступил с резкой критикой феод. отношений, основанных на неравенстве и эксплуатации народа. Противопоставил этому «естественное состояние», где все люди равны и свободны. Причина неравенства – развитие частной собственности. Имущественное неравенство породило неравенство политическое. «Если гос-во возникло в результате обществ. договора, то за народом остаётся право расторгнуть невыгодный договор и создать такую форму ассоциации, кот. соответствовала бы интересам людей». В «Об общественном договоре» Руссо рисует картину идеального общества: т.к. возврат к естественному состоянию невозможен, то предлагается не уничтожать частную собственность, а заменить крупную собственность мелкой. Это он считает основой общества. Выступает за равенство имущественное и политическое, которое обязано сохранять гос-во. Идеи Руссо закрепили в «Декларации прав человека и гражданина» (1799г.) и в др. док-тах.