Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
Большое значение для политической стабильности в обществе имеет легитимность (законность) власти. Легитимность власти можно определить как степень естественного признания большинством населением страны существующего политического режима.
Власть обретает законность тремя способами: благодаря традиции, т.е. благодаря тому, что она "всегда" обладала законностью. С помощью права - в силу признания правомерности системы законов, в условиях которой субъекты пришли к власти и выполняют свои обязанности; на базе харизмы, веры в руководителя, которому приписывают выдающиеся личные достоинства (возможен элемент обожествления).
Показателями легитимности являются: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения, а также результаты выборов, референдумов, массовости демонстраций в поддержку власти (оппозиции).
13. Политический режим: сущность и виды.
Политический режим – совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.
В зависимости
от методов осуществления
Демократия – народовластие – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа источником государственной власти.
Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуется устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти.
При тоталитарном режиме гос-во осуществляет тотальный, т.е. полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. Вся деят-ть граждан полностью контролируется гос. властью, не призанется сфера частного интереса и свобода личности.
При авторитарном
режиме существует жесткая централизация
гос. власти. При этом гос. власть не формируется
и не контролируется народом. Гос. управление
осуществляется политической элитой во
главе с ее лидером. Однако при авторитарном
режиме в определенной степени допускается
свобода экономической деят-ти и многообразие
форм собственности, хотя приоритет отдается
гос. форме собственности.
12. Государство как основное звено политической системы: концепции его происхождения.
Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества).
Государство есть продукт возникновения и развития человеческих цивилизаций. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества.
Назначение
и сущность государства состоят
в том, что оно призвано осуществлять
управление обществом на основе демократических
принципов правления в
Существуют
следующие концепции
Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и права и объясняла их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский). Теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения гос. воле как власти от Бога. Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть.
Патриархальная теория также возникла в древности. Ее основателем был Аристотель. Смысл этой теории заключается в том, что государство возникло из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Из патриархальной теории естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться гос. власти.
Органическая теория. Ее возникновение связывают с успехами естествознания в XIX веке, хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира – от низшего к высшему. Низшие классы реализуют внутренние функции, а господств. классы – внешние (оборона, нападение).
Теория насилия. Также возникла в XIX веке. Ее представителями были Гумилович, Каутский, Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера, завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы.
Теория общественного договора была сформирована в работах раннебуржуазных мыслителей Гоббса, Локка, Спинозы, Руссо в XVII-XVIII веках. По этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие и т.п.).
Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Смысл это теории заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического.
15. Правовое государство и гражданское общество.
Идея правового гос-ва своими корнями уходит в античное общество. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и гос. властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества.
Правовое гос-во – это такое демократическое гос-во, где обеспечивается господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деят-ти гос. власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Можно выделить следующие основные черты и свойства правового гос-ва, характеризующие его сущность и социальное назначение:
Концепция правового гос-ва точно так же, как идеи прав личности, законности и демократии, имеет общечеловеческую ценность, хотя в каждой стране она реализуется своеобразно, в зависимости от ее истории, культурных ценностей, национальных особенностей и т.п.
Гражданское общество – формирующаяся и развивающаяся в демократич. гос-вах человеч. общность, представленная сетью добров-но образов-ых негос. стр-р (объед-ия, орг-ии, ассоц-ии, союзы, центры, фонды, клубы), образованные во всех сферах жизнедеят-ти об-ва.
Признаки
гражданского общества: обесп-ие прав
и свобод граждан; самоуправляемость;
своб. конкуренция; свобода инф-ии; сильная
соц. политика.
14. Особенности политического режима современной России.
Политический режим – совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.
Особенностью современного развития России явл-ся возникновение режима, для кот. интересы гос-ва и общ-ва не совпадают. Это означает, что обществ. власть на этом этапе не имеет эффектив. политич. структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не явл-ся демократическим.
Россия получила в наследство правление коммунистич. партии и ограничен. автономию в составе Советского гос-ва. В рез-те сложилась ситуация, когда в гос. структурах выраж-ся не интересы партий, а социально-экономич. групп, имеющих непосредственный доступ к полит. власти.
Имеющий место политич. режим не может себя изолировать от некоторых черт современной либеральной демократич. политики таких, как критика со стороны СМИ, парламентский надзор, а также выборов.
Сосуществование режимной системы и демократич. режима является непростым. С одной стороны, режимная система явл-ся глубоко авторитарной и стремится изолировать себя от эффект-го демократич. контроля; с другой стороны, для достижения законности и устойчивости режимная система исп-ет демократич. институты, такие как выборы и другие формы привлечения обществен. поддержки. Голоса избирателей явл-ся важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использ-ия голосов в качестве ресурса.
Авторитарность заложена в традициях российс. общ-ва. В рез-те реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений.
С др. стороны, в современ. России все отчетливее проявл-ся характер. черты демократии: строятся основы правовой государственности и созд-ся устои гражд. общ-ва; власть на федер. и местном уровнях выбираема и сменяема. Для усиления в России демократич. тенденций необх-мо проведение реформ, имеющих положит. рез-т для больш-ва людей: реформа административно-гос. аппарата, создание условий для эффективного функц-ия мелкого и среднего бизнеса, пенсионная реформа и т.д.
16. Парламентаризм и виды парламентов.
Парламентаризм – парламентская система организации и функц-ия верховной гос. власти при разделении ее законодательных и исполнительных функций.
В узком смысле слова под парламентаризмом понимается верховенство, привилегированное положение парламента, ответственность правительства перед ним. В широком смысле — его существенная роль, т.е. нормальное функционирование как представительного и законодат. органа, обладающего также контрольными полномочиями.
Существует две разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные.
Исторически двухпалатная система построения парламентов существовала для того, чтобы обеспечить представительство различных слоев общества. Верхняя палата была введена для представительства аристократии, нижняя – для представительства широких слоев населения.
В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных гос-вах, где верхняя палата представляет субъектов федерации. (США, Германия, Бразилия, Австралия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.).
Совокупность полномочий и функций парламента образует его компетенцию. По объему компетенции парламенты подразделяются на три группы:
1. Парламенты с абсолютно определенной компетенцией – характерны для федеративных и децентрализованных унитарных гос-в (США, Франция, Испания). В таких гос-вах центральн. власть ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований.
2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией – т.е. парламенты, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).
3. Парламенты
с относительно определенной
компетенцией – т.е. границы компетенции
являются относ-но подвижными, нет четкого
критерия разграничения полномочий парламента
и правит-ва (Швейцария).
17. Субъекты и объекты полит. жизни.