Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
1. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии.
Политология представляет собой совокупность знаний о политике и организации политической мысли.
Политология бывает 2-х видов. Теоретическая изучает сущность политики, ее природу, ее роль для человека и общества, взаимодействие между социальными отраслями, классами, личностями, обществом и гос-вом.
Прикладная полит-ия иллюстрирует частные политич. проблемы, формирует знания, необходимые для решения актуальных проблем жизни общества, имеющих практический характер.
Политологию
следует рассматривать как
Политология – это полит. история, полит институты (полит партии, общественно – полит движения, группы интересов и группы давления), полит системы, полит процессы и управление ими, теория полит систем.
Предмет П-ии – отношение между соц. группами, партиями и движениями по поводу завоевания, удержания и использования гос. власти. Объектом является – гос-во, власть и властные отношения. Объектом является политика, политическая сфера жизни общества.
Политология – это наука о политике во всех ее аспектах: институциональном, социологическом, культурологическом, географическом и т.д.
Главная
цель политологии, как научной дисциплины,
- исследование структуры и функционирования
политических систем.
2. Политика как объект исследования.
Наиболее распространенное определение политики – как искусство управления гос-м или сферы деят-ти гос-ва, связанной с отношениями между классами, нациями, соц. группами, ядром которых являются проблемы завоевания, удержания и использования гос. власти.
П-ка яв-ся кроме того и явлением историческим. Это значит, что в первобытном обществе П-ки не было, т.к. оно долго оставалось социально однородным обществом – вследствие этого в нем не существовало полит-их организаций и учреждений. По мере развития общ-ва, его усложнения, когда в общ-ве появились противоречащие интересы, и возникло гос-во. Аристотель в своем трактате «О политике» определил ее как искусство управления гос-вом.
Политика – это реальная действительность любого гос-ва, и чем оно цивилизованнее, тем большее значение приобретает в нем политика, потому что в ее реализации принимает участие все большее количество людей, соц. групп, партий и т.д.
Политика – это человеческая деятельность, связанная с принятием, проведением в жизнь решений людьми, наделенными обществом правами, от имени которого эти решения принимаются.
П-ка по определению не может быть и не д.б. грязным или безнравственным делом, потому что если она приобретает грязное качество она перестает быть политикой и искусством.
Виды политики: внутренняя, внешняя, мировая.
Направления политики: экономическое, соц., демографическое.
По приоритетности на нейтральную, политику открытых дверей, нац-го примирения и компромиссную. По характеру и содержанию на прогрессивную и реакционную, на научно обоснованную и волюнтаристскую.
Содержание
политики определяется интересами ведущих
соц. групп или их союзами. Любая общественная
проблема приобретает политический характер,
если ее решение связано с проблемой власти
(напр., развал СССР).
3. Методологические подходы в политологии.
Изучение
политический явлений и процессов
связано с применением
Метод – это совокупность приемов и способов построения научных знаний. В современной политологии используется как традиционные, так и новые методы исследования.
К традиционным относятся: исторический, нормативный, институциональный, сравнительный. К новым относятся: системный, структурно – функциональный, поведенческий, метод экспертных оценок, метод имитационного моделирования, деловых игр, математического анализа.
4. Место политологии среди других обществоведческих дисциплин.
Политология представляет собой совокупность знаний о политике и организации политической мысли.
Понимание природы и специфич. свойств политики неизбежно предполагает осознание ее связей с др. сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, худ. культуры, политика и сама оказывает на них определенное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества.
Политическую науку можно рассматривать как интегративную область знаний, собирающую под свои знамена все дисциплины, кот. в той или иной мере исследуют разнообразные предметные грани политич. мира.
Политика, рассмотренная в качестве органической составной части всей совокупности соц., природных и космических явлений, изучается политической философией.
Связи политики со сферой космоса изучаются и описываются политической астрологией, пытающейся установить зависимость политич. явлений и изменений (в поведении масс, стиле лидерства и др.) от расположения небесных светил, изменения солнечной активности, звездных катастроф и т.д.
Политика в ее взаимоотношениях с природой описывается целой группой наук – политической географией, политической экологией, биополитикой, геоурбанистикой и др.
Политику как составную часть социума, разновидность общественных отношений исследует политическая социология, кот. изучает воздействия разнообразных соц. структур на политич. жизнь, а также обратное влияние норм и институтов власти на общественные отношения.
Взаимосвязи политики с экономикой, правом, моралью изучаются соответствующими дисциплинами: политической экономией, политико-правовой теорией, политической этикой и т.д.
В рамках политологии формируется целый круг дисциплин, занятых сравнительным исследованием политич. систем (сравнительная политология), механизмов формирования политики (теория гос. управления, принятия решений) и политич. изменений (политич. конфликтология). Взятая же в своем временном протяжении и рассматриваемая в качестве хронологической последовательности событий, политика является уже предметом политической истории
Политология, безусловно, обладает явным приоритетом, т.к. изучает не только внутреннее строение политики, но и дает ее целостную интерпретацию, интегрируя все наиболее значимые рез-ты исследований других субдисциплин.
6. Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени.
В эпоху Ренессанса был сделан мощный рывок в развитии гуманистических принципов в политической теории, в освобождении ее от теологии. Начался активный анализ проблем прав и свобод человека, гос. законов, демократического устройства общественной жизни, возникновения и функционирования полит-х институтов.
Первым наиболее сокрушительный удар по теологии нанес выдающийся итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.). Он резко выступил против религиозных представлений о п-ке, решительно отбросил их, заменив идеей объективной исторической необходимости, которую назвал "фортуной" (судьбой). То есть судьба и личная энергия человека, его способности и знания являются движущими силами п-ки. С др. стороны, в основе полит-го поведения человека, согласно Макиавелли, лежит не религиозная мораль, а выгода (интерес!) и сила. Именно в этой связи он сформулировал свой знаменитый тезис "Цель оправдывает средства", хотя в жизни относился отрицательно к тем политикам, которые добивались своих целей с помощью насилия.
Томас Гоббс полагал, что людям присуще недовольство, соперничество, любовь к славе. Все люди находятся в состоянии войны всех против всех.
Одна из задач гос. власти – обеспечение той собственности, которую люди приобретают путем взаимных договоров взамен отказа от универсального права.
Джон Локк первым выдвинул идею о разделении власти на законодательную и исполнительную.
Шарль-Луи де Монтескье – первым разделил власть на 3 ветки: законодательную, исполнительную и судебную. Политические идеи Ш.Монтескье и Ж-Ж.Руссо оказали решающее влияние на формирование мировоззрения и практическую деятельность Т.Джефферсона — выдающегося теоретика и практика американской демократии, одного из главных разработчиков Декларации независимости США (1776г.), третьего Президента США.
Важное
значение для развития политической
науки имели такие крупные труды немецких
мыслителей, как "Метафизические начала
учения о праве" И.Канта, "Философия
права" Г.В.Ф.Гегеля. К заслугам И.Канта
нужно отнести прежде всего то, что он
впервые дал идейно-теоретическое обоснование
положений Д.Локка о правовом гос-ве, считая,
что именно в таком гос-ве все граждане
должны иметь одинаковые права в исполнении
законов, в том числе путем принуждения
и властвующих относительно управляемых,
и управляемых относительно властвующих.
5. История политической мысли: основные направления.
Политическая мысль древнего мира может быть представлена следующими философами.
Китай. Конфуций: «Управлять Гос-м призваны благородные люди во главе с государем».
Конфуций выделял благородных людей не по происхождению, а по моральным качествам и знаниям.
Главная задача государя – воспитывать в себе и окружающих человеколюбие. Общий принцип взаимоотношений между людьми по Конфуцию: не делай другому того, чего не желаешь себе.
Политическая идеология древней Греции формировалась в процессе разложения мифов и формирования самостоятельных форм общественного сознания. В др. Греции зарождалась философия как особая отрасль науки.
Платон. В душе человека есть 3 начала. Разумное начало души в человеке олицетворяю правители-философы; вожделеющему началу души соответствуют земледельцы, ремесленники, а яростному – войны. Переход из одного сословия в другое недопустим; каждый должен делать то, что ему предназначено.
Философы и войны образуют класс «стражей гос-ва». Они занимаются только управлением и охраной; не могут заниматься торговлей.
Платон первым предугадал разделение труда в обществе. Он назвал формы гос-ва: тимократия – власть военных; олигархия – власть богатых; аристократия и тирания. Идеальное устройство гос-ва: демократия + монархия.
Основа политической теории Аристотеля – положение о том, что гос-во, частная собственность, рабство – естественные природные явления. Гос-во образуется из-за того, что люди хотят общаться друг с другом. Общение людей вызвано потребностью.
«Человек по природе своей существо политическое».
Аристотель выступил противником обобществления имущества, семьи, предлагаемого Платоном.
В зависимости от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства.
Есть правильные и неправильные гос-ва. В неправильных руководители преследуют личную выгоду. К правильным гос-м относятся: монархия, аристократия и полития. К неправильным: тирания, олигархия и демократия.
В олигархии власть принадлежит богатым, в демократии – неимущим. Причиной политической неустойчивости, мятежей является отсутствие равенства в гос-ве. Олигархия усугубляет неравенство, а демократия стремится уравнять богатых и бедных.