Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

polit_wpori.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

2) Система с партией, осуществляющей гегемонию: формально существует несколько партий, но фактически правит одна.

3) Система с преобладающей партией: равные условия для всех партий, но одна партия по своему авторитету или влиянию значительно превосходит другие (Япония 50-х гг.).

4) Двухпартийная система: 2 основные партии значительно превосходят все другие по своему влиянию (США).

5) Система ограниченного плюрализма: отсутствуют партии, выступающие против существующей социально-экономической и политической системы, и отсутствует ориентированность всех действующих в обществе партий на участие в правительстве (современные партии Европы).

6) Система крайнего плюрализма: наличие антисистемных партий, антисистемной оппозиции. Партии не разделяют ценности существующего строя. Все критикуется (страны Латинской Америки).

7) Атомизированная система: была характерна для России в 1-ой половине 90-х гг. XX века, когда наблюдалось более 200 партий.

52. Взаимодействие власти  и политики.

      Категории «политика» и «власть» относятся  к исходным, базовым категориям политической науки. Нет политики без власти, равно как нет и власти без политики.

В анализе  первой категории, т.е. политики, обычно выделяют два основных подхода, а  именно:

традиционный, когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;

социологический, в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, т.е. как любой вид деятельности, связанный с руководством людьми, распределением благ, урегулированием конфликтов и т.д.

В первом подходе политика предстает как особая государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие политику как:

- сферу  борьбы за власть и способ  реализации этой власти;

- науку  и искусство государственного управления;

- способ  производства законных социальных  приказов и предписаний и др.

Во втором подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана  с государственной властью, а  следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.»

Необходимость политики обусловливается тем, что общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих не совпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. Вот для того, чтобы эта борьба, естественная во все времена и у всех народов, не приняла бы форму войны «внутривидового пожирания» и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, прежде всего в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Не случайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве».

Понятие «власть» как вторая базовая категория  политологии дает ключ к пониманию  политических институтов, политических движений и самой политики. Под  властью понимается возможность  и способность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия (принуждения), а также других средств.

Наиболее  стабильной является власть, построенная  на взаимном интересе. Личная заинтересованность побуждает слабейшего к добровольному  выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Важным источником силы власти является убежденность людей в необходимости власти и авторитета властителя. Авторитет основывается на согласии. Он означает уважение к руководящей личности (институту), доверие к ней.

Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди  них весьма важная роль отводится  законности власти, признанию обществом  ее права на руководящую роль. В  политологии данная характеристика обозначается понятием «легитимность».  
 
 

53. Взаимодействие властных  институтов в президентской  республике.

Форма правления отражает способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Республика – такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ.

Различают 3 современные формы республиканского правления: парламентсткую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую).

Президентская республика отличается тем, что и  президент, и парламент избираются независимо друг от друга на отдельных  выборах, чем усиливается самостоятельность  каждой из ветвей власти.

Президент формирует правительство, назначает  членов кабинета министров, кот. отчитываются перед президентом, а не перед  парламентом. Он руководит внешней  и внутренней политикой правительства  и гос-ва, является верховным главнокомандующим  вооруженными силами. Президент не вправе распускать парламент, а парламент не может вынести правительству вотум недоверия. Лишь в случае серьезных нарушений конституции страны со стороны президента парламент может осуществить процедуру импичмента – он досрочно отстраняется от власти.

Отношения м/у парламентом и президентом  основываются на продуманной и взвешенной системе сдержек и противовесов, а также на взаимозависимости. Объединяют все структуры власти гос. интересы страны.

В интересах  гос-ва президент до 60% рабочего времени работает с парламентом с целью достижения согласованных действий. Парламент утверждает бюджет на очередной финансовый год и обладает правом контроля расходов по всем его статьям. Кроме того, он может ограничить действия президента с помощью законов. Президент же обладает правом вето на решения парламента.

Эта форма  правления не нашла распространения  в Европе, а в Африке, Лат. Америке  и в Азии она предстает в  виде суперпрезидентской республики, где вся власть сосредоточена  в руках президента, кот. выходит из-под контроля парламента и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями.

Образцом  президентской республики являются США, хотя отдельные политологи называют США даже суперпрезидентской республикой.

56. Властные полномочия в парламентской монархии.

Форма правления отражает способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия – такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству или династически.

Существуют  несколько разновидностей монархической  формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар), где управление осуществляется без конституции, нередко и без парламента; конституционная монархия, где король или королева царствуют, но не правят. В стране, где формой правления является конституционная монархия, полномочия главы гос-ва ограничены конституцией.

Конституционная монархия в свою очередь делится на дуалистическую (Иордания, Марокко) и парламентскую.

В последней монарх считается главой гос-ва, но фактически обладает лишь представительскими функциями и иногда имеет право  вето на решения парламента, которым  практически не пользуется. Монарх скорее олицетворяет собой нац. традиции, уважение граждан к власти и играют роль определенного нац. символа, сплачивающего общество.

Монарх назначает правительство, однако не он не выбирает себе министров, а это делает парламент. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров, а те непосредственно подотчетны парламенту, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди других органов власти.

Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентские (Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швеция). Формы правления в этих странах мало чем отличаются от республиканских. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

55. Особенности полупрезидентской республики.

Форма правления отражает способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Республика – такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ.

Различают 3 современные формы республиканского правления: парламентсткую, президентскую  и смешанную (или полупрезидентскую).

Смешанная республика существует в Австралии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции и некот. др. странах.

Особенность ее состоит в том, что при такой  форме правления общество стремится  сочетать сильную президентскую  власть с эффективным контролем  парламента за деят-тью правительства. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед парламентом и перед президентом.

Классическим  образцом полупрезиденской республики является Франция. В ней парламент  и президент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, а президент может распустить парламент с обязательным объявлением даты внеочередных парламентских выборов. Президент явл-ся главой гос-ва, верховным главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в межд. отношениях, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом введения чрезвычайного положения в стране (утрачивая при этом право распустить парламент).

Без согласования с парламентом, но учитывая в нем  расклад политических сил, президент назначает главу правительства, вместе с кот. они формируют кабинет министров. Глава гос-ва председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и таким образом контролирует его деят-ть. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, кот. несет всю ответственность за деят-ть правительства.

Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение  ежегодного бюджета, а также обладает правом вынесения ему вотума недоверия.

54. Взаимодействие властных институтов в парламентской республике.

Форма правления отражает способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Республика – такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ.

Различают 3 современные формы республиканского правления: парламентсткую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую).

Главной особенностью парламентской республики является то, что население избирает парламент, кот. назначает правительство. Он может отозвать правительство, выразить ему недоверие. Отчитывается правительство перед парламентом.

Парламент утверждает бюджет и тем самым  устанавливает финансовые рамки  деят-ти правительства. Правительство  обладает исполнительной властью, в  отдельных случаях и законодательной  инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента.

Хотя  руководитель правительства (канцлер, премьер-министр) официально не является главой гос-ва, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент  же фактически занимает в парламентской  республике более чем скромное место. Он может избираться либо парламентом (Венгрия, Чехия), либо собранием выборщиков, коллегией (ФРГ, Италия), либо непосредственно народом (Болгария).

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"