Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
2) Система с партией, осуществляющей гегемонию: формально существует несколько партий, но фактически правит одна.
3) Система с преобладающей партией: равные условия для всех партий, но одна партия по своему авторитету или влиянию значительно превосходит другие (Япония 50-х гг.).
4) Двухпартийная система: 2 основные партии значительно превосходят все другие по своему влиянию (США).
5) Система ограниченного плюрализма: отсутствуют партии, выступающие против существующей социально-экономической и политической системы, и отсутствует ориентированность всех действующих в обществе партий на участие в правительстве (современные партии Европы).
6) Система крайнего плюрализма: наличие антисистемных партий, антисистемной оппозиции. Партии не разделяют ценности существующего строя. Все критикуется (страны Латинской Америки).
7) Атомизированная система: была характерна для России в 1-ой половине 90-х гг. XX века, когда наблюдалось более 200 партий.
52. Взаимодействие власти и политики.
Категории «политика» и «власть» относятся к исходным, базовым категориям политической науки. Нет политики без власти, равно как нет и власти без политики.
В анализе первой категории, т.е. политики, обычно выделяют два основных подхода, а именно:
традиционный, когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;
социологический, в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, т.е. как любой вид деятельности, связанный с руководством людьми, распределением благ, урегулированием конфликтов и т.д.
В первом подходе политика предстает как особая государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие политику как:
- сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти;
- науку и искусство государственного управления;
- способ
производства законных
Во втором подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.»
Необходимость политики обусловливается тем, что общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих не совпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. Вот для того, чтобы эта борьба, естественная во все времена и у всех народов, не приняла бы форму войны «внутривидового пожирания» и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, прежде всего в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Не случайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве».
Понятие
«власть» как вторая базовая категория
политологии дает ключ к пониманию
политических институтов, политических
движений и самой политики. Под
властью понимается возможность
и способность оказывать
Наиболее стабильной является власть, построенная на взаимном интересе. Личная заинтересованность побуждает слабейшего к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Важным источником силы власти является убежденность людей в необходимости власти и авторитета властителя. Авторитет основывается на согласии. Он означает уважение к руководящей личности (институту), доверие к ней.
Успех
функционирования политической власти
зависит от многих факторов. Среди
них весьма важная роль отводится
законности власти, признанию обществом
ее права на руководящую роль. В
политологии данная характеристика
обозначается понятием «легитимность».
53. Взаимодействие властных институтов в президентской республике.
Форма правления отражает способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.
Республика – такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ.
Различают
3 современные формы
Президентская
республика отличается тем, что и
президент, и парламент избираются
независимо друг от друга на отдельных
выборах, чем усиливается
Президент формирует правительство, назначает членов кабинета министров, кот. отчитываются перед президентом, а не перед парламентом. Он руководит внешней и внутренней политикой правительства и гос-ва, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент не вправе распускать парламент, а парламент не может вынести правительству вотум недоверия. Лишь в случае серьезных нарушений конституции страны со стороны президента парламент может осуществить процедуру импичмента – он досрочно отстраняется от власти.
Отношения
м/у парламентом и президентом
основываются на продуманной и взвешенной
системе сдержек и
В интересах гос-ва президент до 60% рабочего времени работает с парламентом с целью достижения согласованных действий. Парламент утверждает бюджет на очередной финансовый год и обладает правом контроля расходов по всем его статьям. Кроме того, он может ограничить действия президента с помощью законов. Президент же обладает правом вето на решения парламента.
Эта форма правления не нашла распространения в Европе, а в Африке, Лат. Америке и в Азии она предстает в виде суперпрезидентской республики, где вся власть сосредоточена в руках президента, кот. выходит из-под контроля парламента и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями.
Образцом президентской республики являются США, хотя отдельные политологи называют США даже суперпрезидентской республикой.
56. Властные полномочия в парламентской монархии.
Форма правления отражает способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.
Монархия – такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству или династически.
Существуют несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар), где управление осуществляется без конституции, нередко и без парламента; конституционная монархия, где король или королева царствуют, но не правят. В стране, где формой правления является конституционная монархия, полномочия главы гос-ва ограничены конституцией.
Конституционная монархия в свою очередь делится на дуалистическую (Иордания, Марокко) и парламентскую.
В последней монарх считается главой гос-ва, но фактически обладает лишь представительскими функциями и иногда имеет право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Монарх скорее олицетворяет собой нац. традиции, уважение граждан к власти и играют роль определенного нац. символа, сплачивающего общество.
Монарх назначает правительство, однако не он не выбирает себе министров, а это делает парламент. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров, а те непосредственно подотчетны парламенту, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди других органов власти.
Подавляющее
большинство современных
55. Особенности полупрезидентской республики.
Форма правления отражает способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.
Республика – такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ.
Различают
3 современные формы
Смешанная республика существует в Австралии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции и некот. др. странах.
Особенность ее состоит в том, что при такой форме правления общество стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деят-тью правительства. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед парламентом и перед президентом.
Классическим образцом полупрезиденской республики является Франция. В ней парламент и президент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, а президент может распустить парламент с обязательным объявлением даты внеочередных парламентских выборов. Президент явл-ся главой гос-ва, верховным главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в межд. отношениях, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом введения чрезвычайного положения в стране (утрачивая при этом право распустить парламент).
Без согласования с парламентом, но учитывая в нем расклад политических сил, президент назначает главу правительства, вместе с кот. они формируют кабинет министров. Глава гос-ва председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и таким образом контролирует его деят-ть. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, кот. несет всю ответственность за деят-ть правительства.
Парламент
имеет возможность
54. Взаимодействие властных институтов в парламентской республике.
Форма правления отражает способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.
Республика – такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ.
Различают
3 современные формы
Главной особенностью парламентской республики является то, что население избирает парламент, кот. назначает правительство. Он может отозвать правительство, выразить ему недоверие. Отчитывается правительство перед парламентом.
Парламент
утверждает бюджет и тем самым
устанавливает финансовые рамки
деят-ти правительства. Правительство
обладает исполнительной властью, в
отдельных случаях и
Хотя руководитель правительства (канцлер, премьер-министр) официально не является главой гос-ва, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в парламентской республике более чем скромное место. Он может избираться либо парламентом (Венгрия, Чехия), либо собранием выборщиков, коллегией (ФРГ, Италия), либо непосредственно народом (Болгария).