С. Ю. Витте. Реформы и преобразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

Реферат о государственном деятеле, его жизни, карьере и значении для страны. Подробно рассмотрены проведенные реформы, проанализированы их последствия и значения для становления России. Оформлен в соответствии с ГОСТом.

Содержание

Введение


Происхождение и начальный период жизни (до 1892 г.)


Деятельность на посту министра финансов.


После отставки с поста министра финансов (с 1903 г.)


Заключение


Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат витте.docx

— 81.16 Кб (Скачать)

 В 1892 г. он женился-таки на горячо любимой женщине и удочерил ее ребенка (своих детей у него не было).

 Новый брак принес Витте семейное счастье, но поставил в крайне щекотливое социальное положение. Сановник высшего ранга оказался женатым на разведенной еврейке, да еще в результате скандальной истории. Сергей Юльевич даже был готов "поставить крест" на карьере. Однако Александр III, вникнув во все подробности, сказал, что этот брак только увеличивает его уважение к Витте. Тем не менее Матильда Витте не была принята ни при дворе, ни в высшем обществе.

 Надо заметить, что отношения и самого Витте с высшим светом складывались далеко не просто. Великосветский Петербург косо смотрел на "провинциального выскочку". Его коробили резкость Витте, угловатость, неаристократичность манер, южный выговор, плохое французское произношение. Сергей Юльевич надолго стал любимым персонажем столичных анекдотов. Его быстрое продвижение вызывало неприкрытые зависть и недоброжелательство со стороны чиновников.

 Наряду с этим к нему явно благоволил император Александр III. "... Он относился ко мне особливо благосклонно", - писал Витте, - "очень любил", "верил мне до последнего дня своей жизни". Александру III импонировали прямота Витте, его смелость, независимость суждения, даже резкость его выражений, полное отсутствие подобострастия. Да и для Витте Александр III остался до конца жизни идеалом самодержца. "Истинный христианин", "верный сын православной церкви", "простой, твердый и честный человек", "выдающийся император", "человек своего слова", "царски благородный", "с царскими возвышенными помыслами", - так характеризует Витте Александра III.

 Промышленность, строительство и железные дороги в 90-х  годах активно развивались. Этому в какой-то степени способствовало и обнищание крестьян и землевладельцев после неурожая 1891 г. и последовавшего за ним голода. Именно этот упадок в экономике и привел общественность к осознанию необходимости принять меры для обуздания реакционных деятелей в правительстве, толкавших страну на грань экономического и духовного распада. В этой обстановке появился на политической  сцене С.Ю. Витте. На этого в высшей мере талантливого человека легла задача преобразования экономической жизни страны.

 Заняв кресло министра финансов, С. Ю. Витте получил большую власть: ему теперь были подчинены департамент железнодорожных дел, торговля, промышленность, и он мог оказывать давление на решение самых важных вопросов. И Сергей Юльевич действительно показал себя трезвым, расчетливым, гибким политиком. Вчерашний панславист, славянофил, убежденный сторонник самобытного пути развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца и заявил о своей готовности в течение короткого срока вывести Россию в разряд передовых промышленных держав.

 Поставив целью догнать развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, С. Ю. Витте разработал концептуальные и тактические подходы к проблеме формирования рыночных отношений и создания независимой национальной экономики. Для ускоренной индустриализации страны и накопления внутренних ресурсов он выдвинул задачи активного привлечения иностранных капиталов, обосновал необходимость таможенной защиты промышленности от конкурентов, поощрения экспорта.

 За время его пребывания на посту министра финансов в Россию было привлечено не менее чем 3 млрд. руб. иностранных капиталов. Вторым важнейшим механизмом в реализации внутренней перестройки страны он считал неограниченное государственное вмешательство – комплекс финансовых, кредитных и налоговых мер, в том числе ограничение эмиссионной деятельности Государственного банка, конверсионные займы за границей и др.

 Вскоре после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет). С. Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счёт денежной эмиссии. На такую меру министр всё-таки не пошёл, но сооружение Транссиба было резко ускорено. Проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием. Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.

  В 1894 он выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной, после чего С. Ю. Витте заинтересовался даже сам О. Бисмарк. Это чрезвычайно льстило самолюбию молодого министра. "... Бисмарк... обратил на меня особое внимание, - писал он впоследствии, - и несколько раз через знакомых высказывал самое высокое мнение о моей личности". В том же году получает почётное звание «Почётный гражданин Казани» за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.

 В 1894-1895 гг. С. Ю. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 г. сделал то, что не удавалось его предшественникам: ввел золотое денежное обращение, обеспечив вплоть до первой мировой войны стране твердую валюту и приток иностранных капиталов.

  С 1895 способом обогащения российской казны было и введение винной монополии (откупную систему – по инициативе С.Ю.Витте – сменили акцизные сборы с каждого градуса), ставшее одним из устоев бюджета царской России и дававшее до четверти всех поступлений в казну.  Она распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации (повышенный акциз и т. д.).

 В 1896 провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор. Успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб.

 В условиях экономического подъема 90-х годов система Витте работала превосходно: в стране было проложено небывалое количество железных дорог; к 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти; облигации русских государственных займов высоко котировались за границей. Авторитет С. Ю. Витте вырос неизмеримо. Министр финансов России стал популярной фигурой среди западных предпринимателей, привлек благосклонное внимание иностранной прессы. Отечественная же печать резко критиковала Витте. Бывшие единомышленники обвиняли его в насаждении "государственного социализма", приверженцы реформ 60-х годов критиковали за использование государственного вмешательства, русские либералы восприняли программу Витте как "грандиозную диверсию самодержавия", отвлекавшую внимание общества от социально-экономических и культурно-политических реформ". Ни один государственный деятель России не был предметом столь разнообразных и противоречивых, но упорных и страстных нападок, как мой... муж, - писала впоследствии Матильда Витте. - При дворе его обвиняли в республиканизме, в радикальных кругах ему приписывали желание урезать права народа в пользу монарха. Землевладельцы его упрекали в стремлении разорить их в пользу крестьян, а радикальные партии - в стремлении обмануть крестьянство в пользу помещиков". Обвиняли его даже в дружбе с А. Желябовым, в попытке привести к упадку сельское хозяйство России, чтобы доставить выгоды Германии.

 В действительности же вся политика С. Ю. Витте была подчинена единственной цели: осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы, ничего не меняя в государственном управлении. Витте был ярый сторонник самодержавия. Неограниченную монархию он считал "наилучшей формой правления" для России, и все, что им делалось, делалось с тем, чтобы укрепить и "сохранить самодержавие.

 Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов. В 1899 году количество золота в обороте составило 451 миллион 400 тысяч рублей. Количество бумажных денег упало до уровня 661 миллион 800 тысяч. Количество золота в обороте по сравнению с 1898 годом увеличилось в три раза, а по сравнению с 1897 — в 12,5 раз. За 1900 год количество золота в обороте увеличилось ещё в 1,42 раза. Затем этот рост стабилизировался. В целом, за четыре года количество золота в обороте увеличилось почти в 18 раз. Количество же бумажной наличности уменьшилось в 2,175 раз.

 С началом Первой мировой войны в 1914 обмен денег на золото был прекращен, и русская экономика тут же столкнулась с нехваткой наличности. Как только 29 июля 1914 года была объявлена мобилизация в пограничных с Австро-Венгрией военных округах, появилось распоряжение министерства финансов № 2096. В соответствии с этим распоряжением прекращался свободный размен бумажных денег на золото. Ответ населения нетрудно было предугадать — обыватели тут же запрятали подальше свои золотые монеты. Все 629 миллионов золотых рублей тут же исчезли из обращения. А это — 22,6 % всех денег, находившихся на тот момент в обороте. Возник кризис наличности. Особенно не хватало мелких купюр, роль которых до этого выполняли золотые монеты. Это привело к тому, что частные торговцы и мгновенно появившиеся спекулянты, разменивая сторублевки на мелкие купюры, выдавали за 100 рублей 85-90.

 Модернизацию экономики страны С.Ю.Витте связывал также с опережающим развитием транспортных коммуникаций. Начав деятельность министром финансов, он принял 29 тыс. верст железных дорог, уйдя же с этого поста, оставил 54 тыс. верст (70% их них были казенными). По его инициативе была сооружена Транссибирская магистраль (1891–1901), вдоль которой на срубленных скалах пассажиры видели надпись: «Вперед к Тихому океану!». По мере строительства дороги возникали новые города (Новониколаевск, ныне Новосибирск); строились корабли для торгового судоходства по Северному морскому пути (ледокол «Ермак»).

 Имевший университетское образование, понимавший значимость науки для экономического прорыва, С. Ю. Витте пригласил Д. И. Менделеева заведовать Палатой мер и весов, был инициатором открытия новых вузов – 3 политехнических институтов, 73 коммерческих и множества иных учебных заведений.

   Аграрный вопрос стал ареной противоборства С. Ю. Витте с министром внутренних дел В. К. Плеве, сменившим Д. С. Сипягина. Кампанию против Витте охотно поддержал Николай II. Надо заметить, что между С. Ю. Витте и Николаем II, вступившим на российский престол в 1894 г., установились довольно сложные отношения: со стороны Витте демонстрировались недоверие и презрение, со стороны Николая - недоверие и ненависть. Витте теснил собой сдержанного, внешне корректного и прекрасно воспитанного царя, постоянно оскорблял его, сам того не замечая, своей резкостью, нетерпеливостью, самоуверенностью, неумением скрыть свое неуважение и презрение. И было еще одно обстоятельство, которое превращало простое нерасположение к Витте в ненависть: все-таки без Витте никак нельзя было обойтись. Всегда, когда требовались в самом деле большой ум и изворотливость, Николай II, хоть и со скрежетом зубовным, обращался к нему.

 Со своей стороны, Витте дает в "Воспоминаниях" весьма резкую и смелую характеристику Николаю. Перечисляя многочисленные достоинства Александра III, он все время дает понять, что его сын ни в коей мере ими не обладал. О самом же государе он пишет: "... Император Николай II... представлял собою человека доброго, далеко не глупого, но неглубокого, слабовольного... Основные его качества - любезность, когда он этого хотел... хитрость и полная бесхарактерность и безвольность". Сюда же он добавляет "самолюбивый характер" и редкую "злопамятность". В "Воспоминаниях" С. Ю. Витте немало нелестных слов досталось и императрице. Автор называет ее "странной особой" с "узким и упрямым характером", "с тупым эгоистическим характером и узким мировоззрением".

 Экономический кризис тормозил развитие промышленности, сократил приток иностранных капиталов, нарушил бюджетное равновесие. Экспансия России на Востоке приблизила войну с Японией. Комитеты, созданные «Особым совещанием», становились центрами либеральной оппозиции правительству, высказываясь за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. С началом же военных действий ни о какой последовательной экономической программе не могло уже быть речи.

Ускоренная индустриализация России не могла быть успешной при сохранении традиционной системы власти и существовавших экономических отношений в деревне и Витте скоро начал отдавать себе в отчет. "...сделавшись механиком сложной машины, именуемой финансами Российской империи нужно было быть дураком, чтобы не понимать, что машина без топлива не пойдет. Топливо это - экономическое состояние России, а так как  главная часть населения - это крестьянство, то нужно было вникнуть в эту область". В 1896 году Витте отказался от поддержки общинного землевладения. В 1898 г. он сделал первую попытку добиться в комитете министров пересмотра аграрного  курса, сорванную, однако, В. К. Плеве, К. П. Победоносцевым и П. Н. Дурново. К 1899 году при участии Витте были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки. Но общинное землевладение оказалось твердым орешком. В январе 1902 года  Витте возглавил Особое Совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, тем самым, взяв, казалось бы, к себе в  министерство финансов общую разработку крестьянского вопроса. Противники Витте из помещичьего лагеря обвиняли его в  том, что своей политикой поощрения промышленности он разорил  сельское хозяйство. Это, вообщем, несправедливо. Главная  причина отставания сельского хозяйства заключалась в сохранении крепостнических пережитков в деревне. Выкуп за землю  вынул из кармана крестьян больше денег, чем создание промышленности. Сделал свое дело аграрный кризис. А вот ко всему  этому добавилась уже и политика Витте.

Информация о работе С. Ю. Витте. Реформы и преобразования