Россия и ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:13, реферат

Описание работы

Всемирная торговая организация (World Trade Organization) — это международная организация. ВТО была создана в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
16.12.2011 20:40 Россия официально принята во Всемирную торговую организацию - протокол о присоединении с российской стороны подписала министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, а со стороны ВТО - глава организации Паскаль Лами. Документ был подписан в присутствии первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, президента Швейцарии Мишлин Кальми-Ре, а также министров всех стран-членов ВТО, передает РИА Новости.

Содержание

Введение
1. Присоединение к ВТО
1.1 Принципы и правила ВТО
1.2 Условия присоединения к ВТО
2. Вступление России в ВТО
2.1 Переговоры по тарифным вопросам
2.2 Переговоры по доступу на рынок
2.3 Переговоры по системным вопросам
2.4 Таможенный союз
2.5 Энергетика
2.6 Финансовые отношения
2.7 Контролирование за ведением переговоров
3. Последствия для России
3.1 Плюсы и минусы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 309.45 Кб (Скачать)

Также были приняты  и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ); законы «Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом  регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ);. «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части  таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ); «О внесении изменений в Закон  Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ); пакет  законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.

Для завершения этой работы необходимо принятие следующих законопроектов:

·  «О внесении изменений в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

·  «О внесении изменений в закон «О техническом регулировании»;

·   проекта  указа Президента России и постановления  Правительства Российской Федерации, устанавливающих порядок ввоза  криптографических средств в Российскую Федерацию;

·   законопроекта  «О внесении изменений в закон «О лекарственных средствах»;

·  IV части  Гражданского кодекса,

Также необходимо принятие нескольких поправок, направленных на усиление защиты прав интеллектуальной собственности, в Таможенный кодекс.

         Российская делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2006 годах были приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО.

         Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению к ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Также регулярно проводятся консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.

       В течение 2001 - 2009 годов состоялось более 390 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – 2009 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. 

           3.   Последствия для России. 

 На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, которые представляют анализ последствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них, подготавливались независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России. Из общего числа исследований можно выделить такие работы, как:

·  «Народнохозяйственные  последствия присоединения России к ВТО» Национального Инвестиционного Совета РАН, 2002 г.;

·  «Разработка  прогнозов социально-экономических  последствий вхождения России в  ВТО» Государственного Университета - Высшей Школы Экономики, 2003 г.;

·   «Анализ  и оценка возможных экономических  последствий присоединения Российской Федерации к ВТО для наиболее чувствительных отраслей и секторов российской экономики с учетом соответствующих  региональных аспектов», подготовленной ГУ-ВШЭ по итогам завершившихся двусторонних переговоров 2007года.

       3.1.  Плюсы и минусы

"Мировая торговля  переживает не лучшие времена,  и в такие периоды всегда  возникают риски роста протекционизма. Присоединяясь к ВТО, мы готовы  противодействовать таким рискам. Поэтому для нас присоединение  к ВТО - это не финиш, а  старт", - говорит министр экономического  развития РФ Эльвира Набиуллина.

 

         Плюсы

Во-первых, принятый в цивилизованном мире инновационный  путь экономического развития невозможен без приобщения к высоким технологиям. Их стандарты задает система ВТО, стимулируя, таким образом, не столько  товарообмен, сколько технический  прогресс. Находясь вне системы, Россия обрекает себя на самоизоляцию, техническую  отсталость, усиление сырьевой ориентации, сохранение форм хозяйствования, непригодных  в рыночных условиях.  Притом, что национальная безопасность все более зависит от

безопасности  технологической. Она же, в свою очередь, определяется состоянием экономики в целом, а не только военно-промышленного комплекса.

         Во-вторых, со вступлением в ВТО повышается инвестиционная привлекательность страны за счет введения в национальное законодательство

общепринятых  норм внешнеэкономического регулирования.

В-третьих, ВТО  выступает в роли верховного арбитра  в многочисленных международных  хозяйственных спорах. Членство в  ВТО автоматически избавит нас  от американской поправки Джексона-Вэника, с 1974 года ограничивавшей номенклатуру импорта в нашу страну – из-за тогдашних проблем с еврейской  эмиграцией.

В-четвертых, ВТО  защищает права на интеллектуальную собственность, в частности, регулирует острую для России проблему “утечки  мозгов”.

В-пятых, адаптация  страны к нормам ВТО предполагает уступки ей со стороны международного сообщества – в виде удовлетворения ряда встречных требований по “чувствительным” позициям экспорта.

        Минусы:

Первый: на мировом  рынке Россия представлена главным  образом сырьем –                  объем и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров не велики. Поэтому нет смысла вступать в ВТО прежде, чем повысится их конкурентоспособность. Иными словами, нам поставят то, что захотят и сколько захотят, а мы – то, что всегда. Второе: защита прав на интеллектуальную собственность на практике обращена в пользу сильнейшего. К тому же это далеко не основная функция Всемирной торговой организации. Третье: членство в ВТО негативно повлияет на внутренний рынок страны, лишит нашу экономику социально и исторически обусловленной самостоятельности.

При “открытых  дверях”, а это – один из главных  принципов ВТО, дело может закончиться  полным вытеснением российского  малого бизнеса из освоенных им секторов экономики. Отмена импортных пошлин, сокращение госсубсидий, допуск иностранных  компаний к конкурсам на государственные  закупки, в конечном счете обернется ростом безработицы с ожидаемыми последствиями для небогатой части населения. 

В наибольшей степени  это затронет интересы авиа- и автостроителей,

производителей  лекарств, мебели, текстиля, одежды, но главное – сельхозпроизводителей.

Четвертое: интересы национальной безопасности требуют  снижения зависимости от импорта  высокотехнологичных товаров. Тем  более нельзя допустить захвата иностранным капиталом ключевых позиций в стратегически важных сегментах российского рынка.

Пятое: ВТО строит свою политику в смычке с Международным  Валютным Фондом – известным лоббистом  интересов США. “Внедряясь” в  “американоцентричную” мировую  экономику, мы разделяем не только ее проблемы (например, далеко не гармоничные  отношения между долларом, евро, иеной, в будущем и юанем), но и ответственность за политическую составляющую макроэкономических процессов.

      

  Прогнозы:

 За членство в ВТО России придется заплатить отечественной фармацевтикой! 
– По данным «Фармэксперта», большую часть отечественных лекарств составляют так называемые дженерики (заменители импортных), а оригинальные – только 15%. По нормам ВТО дженерики использовать запрещено поэтому, если российские производители дженериков уйдут с рынка, российский фармрынок вернется к тому, что было в начале 2000-х годов. Тогда 90% всех госзакупок приходилось на зарубежные лекарства. Сейчас 30% – отечественные.

         Мы оказываемся ближе к не самым актуальным для России проблемам тех же энергопоставок с Ближнего и Среднего Востока. Иными словами, приобщение к международным торгово-экономическим стандартам подспудно усиливает нашу зависимость от преимущественных интересов других стран.

Автомобили 
Плюс. Новые и бывшие в употреблении (до 7 лет) иномарки могут подешеветь на 2-5%. Или же цены зафиксируются на нынешнем уровне на годы вперёд. Пошлины на заграничные авто снизятся с 30 до докризисных 25% уже в декабре, а через три года начнут плавно падать (на 2,5% ежегодно в течение четырёх лет) — до 15%. Кстати, подешеветь должны и запчасти. 
Минус. Отечественный автопром проиграет от присоединения к ВТО — состязаться с более качественными западными (а на практике, конечно, по большей части — китайскими) автомобилями сложно. 
 
Лекарства 
Плюс. 
Импортные лекарства станут доступнее, считает Минэкономразвития. Падение таможенных ставок ожидается существенное: пошлины на импортные медикаменты снизятся с 15 до 6,5%, в планах также снижение пошлин на медоборудование и лекарственные субстанции. 
Минус. Как известно, цены на жизненно необходимые отечественные препараты решено заморозить (им не дадут вырасти даже в унисон с инфляцией). Многие аналитики прогнозируют, что в результате этой заморозки и падения цен на импорт отечественных препаратов на рынке станет намного меньше. 
 
Продукты питания
 
Плюс. 
Импортное съестное (овощи, фрукты, молочные продукты, зерновые, масло, сахар) может потерять в цене 3-7%. Сильно подешевеет мясо, особенно свинина (для импортных поросят, которых завозят в рамках сильно расширяющихся квот, пошлины обнулят). Замедлят рост цен или даже чуть подешевеют говядина и птица. А вот ценники на рыбу останутся прежними. Кстати, ведомство Г. Онищенко уже не сможет так свободно, как прежде, налагать запреты на продукцию из той или иной страны. 
Минус. Отечественные продукты фактически исчезнут с рынка, не выдержав конкуренции. Их будут покупать только патриоты или те, кто к ним привык. 
 
Одежда, мебель, хозтовары 
Плюс. Падения розничных цен ждать не стоит. Несмотря на то, что тарифы на ввоз промтоваров упадут с 9,5 до 7,3%, а пошлины на одежду снизятся с 0,4 до 0,25 евро за 1 кг, аттракциона неслыханной щедрости не предвидится. Дело в том, что цену этих товаров на рынке определяет в первую очередь накрутка ритейлера — доля таможенных взносов в ней неощутима. 
Минус. Российские мебельщики и производители товаров будут уходить с рынка, не в силах конкурировать с дешёвой рабочей силой Китая. 
 
Техника, мобильные телефоны и компьютеры 
Плюс. Можно ждать снижения розничных цен, их приближения к западным. Если сегодня средние пошлины на ввоз IT-продукции — 5,4%, то к 2015 г. многие из них станут равны 0%. Кроме того, мы обязаны снять все ограничения на импорт техники, содержащей средства шифрования (мобильные телефоны, ноутбуки и др.). 
Минус. Увы, первыми обнулят сборы на высокотехнологичные приборы (перечень ещё не обнародован). Всё остальное подешевеет не так быстро. 
 
Банковские продукты (кредиты и вклады) 
Плюс. 
После появления на российском рынке крупных западных банков стоимость кредитов может упасть на 1-2%. Впрочем, особо обольщаться не стоит: иностранные банки по-прежнему смогут работать в РФ, лишь создавая в нашей стране дочерние структуры. Кстати, станут дешевле и страховые полисы. После вступления в ВТО доля иностранных страховщиков на нашем рынке может достигать 50%. 
Минус. Ждать выгодных условий по вкладам и депозитам не стоит — в западных банках, как известно, проценты ещё ниже, чем в российских. 
 
Железнодорожные перевозки 
Плюс. В рамках ВТО уже через два года Россия должна будет унифицировать тарифы на внешние и внутренние грузовые железнодорожные перевозки, а также транзит. Сейчас они выше, чем за границей. 
Минус. К сожалению, к перевозкам пассажиров это правило не относится. 
 
Туризм, путёвки 
Плюс. 
Наш рынок откроется для иностранных турагентств (сейчас их деятельность не запрещена, но необходимо наличие в бизнесе доли российского капитала). Всех его участников (как наших, так и импортных) обяжут работать по жёстким международным правилам. Например, нельзя будет регистрировать фирму как ИП и работать без уставного капитала. Снизятся цены на авиаперелёты внутри страны — глава Минтранса И. Левитин обещал отменить на них НДС (18%). 
Минус. Рост цен на авиатопливо перекроет все плюсы, но связан он не с ВТО, а с ситуацией на мировом рынке.

        И наконец, на примере других новичков торговой организации последних лет можно сказать, что их положение только ухудшилось.

Например, не далекая  нам Украина вступила в ВТО в 2008 г. Летом 2010 г. министр экономики страны В. Цушко признал, что этот шаг был сделан на невыгодных условиях. Были обнулены пошлины по 12 тыс. товарных позиций, что существенно ухудшило положение украинских производителей. Разница между импортом и экспортом продукции (в пользу импорта) в 2010 г. выросла в 1,6 раза. Снижения цен при этом не произошло. 
В сельском хозяйстве особенно пострадали свиноводы. В 2010 г. (по сравнению с 2007 г.) импорт свинины вырос в 2,3 раза. Вступление в ВТО негативно сказалось на производителях растительного масла, сахара, овощей, вина. В целом потери экономики, по экспертным оценкам, составляют 7-8 млрд. гривен. Без работы остались 250 тыс. человек. Не так давно местные производители обратились к правительству с письмом, в котором просят провести переговоры по пересмотру обязательств Украины в рамках ВТО.

        Сторонники и противники нашего членства в ВТО сходятся в одном:

 России так  и так придется согласиться,  как минимум, на экспортные  уступки. Максимум, пойти на очередную  реструктуризацию отечественного  рынка. С незабытым опытом ваучеризации, помноженным на веру в Великий Отечественный авось.         Найдем примирительную формулу: от мировых тенденций никуда не деться. А в остальном сошлемся на классику: “что бы не происходило с Россией, в конечном счете идет ей на пользу”

Борис Подопригора, политолог 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Итак, основываясь  на вышесказанном, можно сделать  следующие выводы. Присоединение  России к ВТО позволит создать  «прозрачность» и предсказуемость  для деятельности как российских, так и иностранных экономических  операторов. Будут созданы более  благоприятные условия для доступа  отечественных товаров и услуг  на мировой рынок. Но нельзя забывать, что за все это Россия будет  вынуждена заплатить открытием  своего внутреннего рынка.

        На сегодняшний день переговорный процесс практически завершен. В этой связи хотелось бы отметить, что в отношении вопроса о вступлении России в ВТО нельзя однозначно становиться на сторону либо «за», либо «против». Здесь необходим определенный баланс, который и является, по моему мнению, наиболее рациональным решением этой нелегкой проблемы. Вопрос, вступать России в ВТО или нет, нельзя рассматривать только исходя из текущей ситуации, ведь это вопрос стратегический. В нем Россия заняла конструктивную позицию, она присоединится к ВТО, только если это принесет реальное преимущество экономике страны. Основная задача российской делегации на переговорах – это ясно объяснить торговым партнерам, что радикальное открытие рынка для нашей страны сейчас неприемлемо, оно может осуществляться только постепенно. Членство в ВТО рассчитано на десятилетия. Чрезвычайно важным является выработка комплекса мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом, однако, должны быть сохранены нормальные условия для развития конкуренции. В идеале сам график переходного периода должен бы стать составной частью общегосударственной программы возрождения и повышения конкурентоспособности российской экономики.

Информация о работе Россия и ВТО