Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:13, реферат
Всемирная торговая организация (World Trade Organization) — это международная организация. ВТО была создана в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
16.12.2011 20:40 Россия официально принята во Всемирную торговую организацию - протокол о присоединении с российской стороны подписала министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, а со стороны ВТО - глава организации Паскаль Лами. Документ был подписан в присутствии первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, президента Швейцарии Мишлин Кальми-Ре, а также министров всех стран-членов ВТО, передает РИА Новости.
Введение
1. Присоединение к ВТО
1.1 Принципы и правила ВТО
1.2 Условия присоединения к ВТО
2. Вступление России в ВТО
2.1 Переговоры по тарифным вопросам
2.2 Переговоры по доступу на рынок
2.3 Переговоры по системным вопросам
2.4 Таможенный союз
2.5 Энергетика
2.6 Финансовые отношения
2.7 Контролирование за ведением переговоров
3. Последствия для России
3.1 Плюсы и минусы
Заключение
Список литературы
Согласно с установленными процедурами
переговоры по системным вопросам на многостороннем
уровне проходят в Секретариате ВТО в
Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных
заседаниях РГ, где проводились переговоры
по сельскому хозяйству и обсуждение других
не менее актуальных проблем, а также о
неофициальных консультациях с участием
заинтересованных членов РГ. Переговоры
на двустороннем уровне по доступу на
рынки проходят в Женеве, в Москве или
в других соответствующих столицах наших
партнеров.
2.1 Переговоры по тарифным вопросам
Их цель – это определение максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право по применению которых Россия получит после присоединения к ВТО. К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены со всеми членами РГ по присоединению России к ВТО, которые выразили желание вступить в такие переговоры.
В рамках уже достигнутых двусторонних договоренностей начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена.
Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия даже имеет право увеличить ставки таможенных пошлин на переходный период. Так как мораторий на пошлины, который был введен еще в 2007 году, и был два раза продлен правительством под давлением ЕС, закончил свое действие 1 января 2011 года. А вопрос о продлении моратория формально решает комиссия по защитным мерам во внешней торговли Российской Федерации во главе с вице-премьером Виктором Зубковым.
Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень «связывания» составляет 10,1 %, конечный уровень – 7,6 % (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно 14,8 % и 11,5% .
Отечественные сторонники вступления России в ВТО считают, что членство в организации позволит стране ежегодно добавлять к ВВП один процент. Противники присоединения страны к ВТО опасаются, что это нанесет серьезный ущерб российской промышленности, так как россияне в условиях
свободной торговли будут предпочитать импортные товары.
2.2 Переговоры по доступу на рынок
Эти переговоры также имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок.
Накануне нынешнего брюссельского саммит
российские и европейские переговорщики
добились прорыва на одном из ключевых
направлений — по вопросу о вступлении
России во Всемирную торговую организацию
(ВТО). "Мы решили все вопросы с ЕС. Теперь
Россия не имеет никаких препятствий для
вступления в ВТО",— заявил 24 ноября
2010 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов
после переговоров с главой Еврокомиссии
Жозе Мануэлом Баррозу, верховным представителем
ЕС по иностранным делам и политике безопасности
Кэтрин Эштон и еврокомиссаром по торговле
Карелом де Гюхтом. По словам господина
Шувалова, итоговый документ, в котором
Москва и Брюссель детально опишут свои
шаги для устранения последних разногласий,
будет принят на саммит седьмого декабря
2010 года.
2.3 Переговоры по системным вопросам
Данные переговоры посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров.
В июне-июле 2008 года было проведено многостороннее обсуждение версии Доклада РГ по присоединению России к ВТО, объединившей результаты переговоров с 2004 года, проведены консультации с делегациями заинтересованных стран по вопросам обязательств России в области поддержки сельского хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, сельского хозяйства и другим системным вопросам. Состоялось восемь раундов трехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС, по результатам которых удалось существенно сблизить позиции сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка и другим вопросам.
2.4 Таможенный союз
В середине 2009 года
стало известно, что Россия желает
вступить в ВТО в рамках Таможенного
союза с Казахстаном и
Соглашение о Таможенном союзе было подписано еще в октябре 2007 года в рамках более широкого экономического объединения бывших стран СССР - ЕврАзЭс. Таможенный союз предполагает отсутствие таможни на границах между странами-участниками, а также общий таможенный тариф, который начнет действовать с 1 января 2010 года.
Так и ожидалось, что Таможенный союз трех
стран будет создан к 2010 году, когда стороны
полностью синхронизируют таможенные
пошлины и избавятся от таможни на границах
между государствами. Но позднее представитель
РФ в Евросоюзе Владимир Чижов пояснил,
что Россия намерена присоединиться к
организации самостоятельно, а члены Таможенного
союза "присоединятся к ВТО как отдельные
объекты, но синхронизировано и с общей
позицией".
2.5 Энергетика
9 декабря 2010 года в присутствии двух лидеров гендиректор ООО "Газпром экспорт" Александр Медведев и президент бельгийской компании «Fluxys» Вальтер Пеерер подписали меморандум о взаимопонимании в области подземного хранения газа (ПХГ). "Мы уверены, что получим возможность долгосрочной аренды ПХГ. Этот проект самый удобный и гибкий. Он позволит нам иметь свыше 300 миллионов кубометров активного газа в своем портфеле ежегодно",— пояснил Александр Медведев.
"Газпром"
же, в свою очередь, конечно,
заинтересован в хранении газа
в Бельгии, поскольку ему
2.6. Финансовые отношения
Возможное вступление в ВТО означает, что большей части российских компаний придется резко учиться работать по международным правилам.
Причем это
касается не только
Именно в этой сфере у России сохраняются значительные различия с мировой практикой, в особенности по двум направлениям — банковскому надзору и вопросам финансовой отчетности. Первым зарубежным партнером России, который обозначил эту проблему, оказался Евросоюз. Именно поэтому в рамках сотрудничества в общем экономическом пространстве Еврокомиссия финансировала ряд проектов, главной целью которых стало сближение финансовых систем РФ и ЕС в плане регулирования.
Одним из главных направлений работы стал вопрос о распространении в России международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Так как все компании в РФ обязаны вести отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) — именно она является основной при взаимоотношениях компании с государством (прежде всего по вопросу налогов). Между двумя системами отчетности есть большие различия, так как МСФО значительно строже (в них, в отличие от РСБУ, заложен принцип консерватизма при оценке финансового состояния компании: расходы оцениваются по максимуму, а доходы — по минимуму).
Также не меньшую проблему создают плохие познания западных специалистов в РСБУ, следствием чего является отсутствие возможности адекватного использования данных стандартов, например, при принятии инвестиционных решений. "Наличие двух систем отчетности дезориентирует и аналитиков, и инвесторов. Достаточно сказать, что в прошлом году у нас был достаточно большой убыток по МСФО и крупная прибыль по РСБУ — такой ситуации быть не должно, рассказывает президент банка ВТБ Андрей Костин.— Мы за обязательный перевод российских банков на МСФО. Сейчас мы даже не комментируем свою российскую отчетность".
Однако и в России далеко не все банки и компании представляют себе, что такое МСФО. Для устранения этого еще в 2006 году Еврокомиссия запустила проект с бюджетом в 4 миллиона евро "Переход на МСФО в банковском секторе". Основным выгодополучателем был Центробанк РФ (Банк России) в лице департамента бухгалтерского учета и отчетности. В рамках этого проекта, осуществлявшегося консорциумом во главе с PricewaterhouseCoopers, проводился анализ российской законодательной базы и готовились рекомендации для совершенствования нормативной базы Банка России, разрабатывались требования к информационным системам для проведения бухучета по МСФО. Кроме того, проводились специальные тренинги для российских банковских служащих (всего обучено свыше 3 тысячь человек), включая бухгалтеров и аудиторов, а также организовывались учебные поездки в страны ЕС с посещением центробанков и регулирующих органов.
Другим направлением работы ЕС по адаптации финансового сектора РФ к международным стандартам стала совместная программа с Банком России по внедрению стандарта банковского надзора "Базель-2", разработанного Базельским комитетом по банковскому надзору. Целью проекта, который со стороны ЕС вели Европейский центральный банк и национальные центробанки Австрии, Германии, Греции, Испании, Италии, Нидерландов, Финляндии и Франции, стала подготовка перехода российской банковской системы на "Базель-2". Проект предусматривал изучение сложившейся в российских банках системы управления рисками и капиталом, выявление несоответствий базельским стандартам и подготовку рекомендаций по их устранению. В итоге к концу 2009 года предполагалось, что Банк России сделает "Базель-2" обязательным. Но перевод затормозился из-за кризиса, а тем временем Базельский комитет разработал уже новый стандарт — "Базель-3", который в ноябре был одобрен в Сеуле на саммите "большой двадцатки". Основные изменения затронули требования к капиталу банков. Долю капитала первого уровня, в общем объеме минимально необходимого капитала банкам, рекомендовано увеличить с 4% до 6%. Должна возрасти в нем и доля акционерного капитала, способного поглощать убытки, с 2% до 4,5%. Наконец, от банков потребуется создание так называемого резервного буферного капитала первого уровня в размере дополнительных 2,5%, что фактически
поднимает коэффициент достаточности капитала первого уровня до 8,5%.
Переход на новые требования будет происходить постепенно — с 2013 по 2019 год. По данным ЦБ, требованиям нового стандарта в части, касающейся достаточности капитала, соответствуют не менее 90% российских банков. Во многом это объясняется тем, что требования самого ЦБ к достаточности банковского капитала даже жестче, чем предусматривает "Базель-3": по российским стандартам уровень достаточности капитала первого уровня банков составляет 12,4%, против требуемых в соответствии с "Базелем-3" 6%.
Правда, даже, несмотря, на столь оптимистичные
оценки, российское руководство признает,
что банкам РФ есть куда развиваться в
плане приближения к международным стандартам.
"Все равно нужно причесывать банковскую
систему. В общем и целом работа по единым
современным принципам ей не повредит",—
заявил в Сеуле Дмитрий Медведев. Так что
не исключено, что Еврокомиссии придется
разработать с ЦБ новый проект — на сей
раз для внедрения в России "Базеля-3".
2.7 Контроль за ведением переговоров
Очередная версия Доклада РГ по присоединению России к ВТО была выпущена 14 августа 2008 года, а 24 ноября 2008 года состоялось многостороннее обсуждение этого документа.
Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества, которую в настоящее время возглавляет первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Игорь Иванович Шувалов. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения и
выработка переговорной позиции российской стороны.
Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.
С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работал Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 года - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО.