Россия и исламский мир: будущее взаимоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:20, реферат

Описание работы

Богатства исламского мира, а также технические и научные навыки России могут быть объединены для получения экономических выгод как для мусульманского мира, так и для России. Взаимодействие двух сторон в сфере обороны и производства оружия позволит освободиться мусульманским странам от зависимости от стран Запада. Также финансовый капитал исламского мира и российский опыт могут быть объединены.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2.Исторический аспект взаимоотношений России и исламского мира……4
3.Политические отношения Росси и исламского мира……………………...7
4 .Влияние терроризма на взаимоотношения России и исламского мира..10
5 .Стратегическое партнёрство России и исламского мира……………….12
6 .Перспективы отношений России и исламского мира…………………...16
7.Заключение………………………………………………………………….19
8.Список литературы…………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса.

Кафедра социальных наук. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 
 
 

По дисциплине: «Политология» 
 

На тему: «Россия и исламский мир: будущее взаимоотношений». 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сдала: Докукина Т. В.

ФММ, 24 поток, 3 курс

Проверил: Козырьков В. П.

Профессор  
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород 2010 год.

Содержание. 
 
 
 
 

    1. Введение…………………………………………………………………….3

    2.Исторический аспект взаимоотношений России и исламского мира……4

    3.Политические отношения Росси и исламского мира……………………...7

    4 .Влияние терроризма на взаимоотношения России и исламского мира..10

    5 .Стратегическое партнёрство России и исламского мира……………….12

    6 .Перспективы отношений России и исламского мира…………………...16

     7.Заключение………………………………………………………………….19

     8.Список литературы…………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение.
 
 
 

          Богатства исламского мира, а также технические и научные навыки России могут быть объединены для получения экономических выгод как для мусульманского мира, так и для России. Взаимодействие двух сторон в сфере обороны и производства оружия позволит освободиться мусульманским странам от зависимости от стран Запада. Также финансовый капитал исламского мира и российский опыт могут быть объединены.

        Исламский мир занимает стратегически важную позицию на карте мира.     Значимость исламского мира с его стратегической концепцией и большим количеством верующих не должна восприниматься легкомысленно. Россия же является развитой страной со статусом сверхдержавы и играет важную роль в развитии международных отношений.

        Хотя после окончания холодной войны в международных отношениях стали доминировать западные страны, Россия как самая большая страна мира продолжает играть важную роль в установлении и регулировании международных отношений. Только благодаря тому, что Россия имеет право вето в ООН, она сдерживает политику Запада и поддерживает мир во всём мире.

          Россия — развитая страна и имеет большой опыт в таких сферах, как наука и техника и может развивать свои разработки на благо человечества. Россия и исламский мир — это не только две географические и экономические величины, они сильны и велики и политически, и духовно. Другими словами, в двух этих понятиях сегодня аккумулирован огромный мировой потенциал. Его наличие указывает прежде всего на два момента: их роль и их ответственность за судьбу человечества.

        Таким образом, Россия и исламский мир могут разломать существующий миф о „мировом сообществе“, понятие которого монополизировал узкий клуб стран, совокупный потенциал которых по многим параметрам не является даже одной четвёртой частью мирового сообщества. 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Исторический аспект взаимоотношений России и исламского мира. 
 

       Отношения России и исламского мира исторически складывались достаточно противоречиво и сложно. Войны и конфликты, взаимные обиды и обвинения формировали подозрительное отношение друг к другу. Только с Турцией Россия воевала 13 раз, а были еще войны с Ираном, военные операции на территории Средней Азии и Кавказа. Последняя война Советского Союза тоже проходила на территории мусульманской страны - Афганистана.

          В то же время традиционно между двумя сторонами, как считает целый ряд известных специалистов, существовало и существует совпадение или значительная близость по многим стратегическим, геополитическим и социокультурным ценностям. Многочисленные в истории конфликты между Россией и странами исламского мира, по мнению некоторых известнейших русских ученых, объясняются тем, что во взаимоотношениях между православным и мусульманским мирами всегда незримо присутствовала «третья сила», которой такие конфликты действительно были выгодны.

         Отношения СССР с мусульманскими странами, особенно после Второй мировой войны, развивались таким образом, что с целым рядом из них (многие арабские страны, Афганистан) такие связи определялись как «особые», «дружественные». Имелись в виду и доверительные политико-дипломатические контакты, и масштабное военное сотрудничество, и интенсивные обмены визитами государственных и общественных деятелей, делегациями ученых, работников культуры и т.д.

           В то же время мусульманский мир особенно благодарен Советскому Союзу за поддержку законных и справедливых требований палестинского народа. Палестинский вопрос - своего рода лакмусовая бумажка, по которой исламский мир судит о позиции того или иного государства.

        СССР внес решающий вклад в становление и развитие во многих мусульманских, в том числе и арабских странах, таких отраслей экономики, как энергетика, металлургия, нефтегазовая промышленность и др. При содействии нашей страны в Египте было реализовано 94 крупных проекта, в Ираке - 84 объекта, 69 - в Алжире, многие десятки - в Сирии, Йемене, Афганистане и других странах исламского мира. Практически свыше 40% всего объема инвестиций, которые осваивались с советской помощью за рубежом, приходились на страны исламского мира. Динамика этого сотрудничества была такова, что в 70-80-е годы прошлого века ведущие политики и специалисты на Западе с заметной тревогой прогнозировали выход стратегического взаимодействия Советского Союза и исламского мира в начале XXI века на принципиально новый уровень.

       Однако ввод советских войск в Афганистан кардинально изменил эту ситуацию. Правящие круги, а тем более общественность большинства мусульманских стран, оценили этот шаг руководства Советского Союза как «объявление войны исламу». Особенно с учетом особого сакрального значения в истории исламской цивилизации той территории, которая образует в настоящее время современный Афганистан. Лидеры многих мусульманских стран сделали вывод, что ради своих идеологических и партийных целей коммунистическое руководство готово пожертвовать долгосрочными геополитическими и геоэкономическими целями Советского Союза. Естественно, что «третья сила» - стратегические противники СССР - воспользовалась создавшейся ситуацией в своих интересах. Интенсивно вооружая афганское сопротивление и оказывая им масштабную финансовую помощь - в общей сложности более 10 миллиардов долларов, они стремились всячески активизировать борьбу моджахедов против Советского Союза, одновременно пытаясь занять нишу «защитников ислама».

        Российское руководство в 90-е годы, сделав ставку на «максимальное сближение с Западом любой ценой», практически растеряло остатки того влияния, которое имел Советский Союз в исламском мире... Кризис в российско-исламских отношениях стал еще более заметен в ходе развития чеченского конфликта, возникшего как важный компонент борьбы за власть в России, как метод целенаправленного воздействия на эту борьбу, а также на процесс передела бывшей общегосударственной собственности...

             Хотя чеченский конфликт изначально не носил характера межконфессиональной конфронтации, нашлись силы, которые попытались представить этот кризис как «новую агрессию России против ислама». Это еще более обострило отношения между Россией и исламским миром.

        «Третья сила» стала достаточно успешно использовать чеченский фактор, а в дальнейшем и феномен т.н. «международного терроризма», для обострения отношений между Российской Федерацией и исламским миром.      В свою очередь, достаточно влиятельные российские круги стали активно и целенаправленно подстегивать новую исламофобскую кампанию в стране.

        В своем выступлении в столице Малайзии премьер В.В.Путин остановился на нескольких ключевых моментах

    • Во-первых, он подчеркнул значение начавшегося взаимного движения России и большинства стран исламского мира друг к другу.
    • Во-вторых, В.В.Путин отметил историческую предпосылку такого взаимного притяжения: «На протяжении многих веков Россия, как евроазиатская страна, переплетена с исламским миром традиционными, естественными связями... На протяжении всего XX века Россия поддерживала многие из ваших стран в их движении к национальной независимости... Мы были основными союзниками большого количества мусульманских и арабских стран».
    • В-третьих, Президент России ясно высказался по поводу попыток связать ислам и терроризм: «Терроризм не должен отождествляться с какой-либо религией, культурной традицией или образом жизни. Мы категорически против всяких клише в отношении мусульман, и знак равенства между мусульманином и террористом ставят только провокаторы».
    • В-четвертых, В.В.Путин заявил о стратегических перспективах сотрудничества России и исламского мира: «Оно способно обеспечить площадку для бесконфликтного решения многих международных и региональных проблем. Сложение наших финансовых, технологических и кадровых ресурсов способно стать реальным фактором мировой политики, началом прорыва на многих направлениях мировой экономики...»

         Исламский мир близок христианскому наследию в своих теологических основаниях (монотеизм, трактовка религии как авраамической традиции Откровения, религиозное обоснование этических норм, почитание Иисуса).

            А важнейшее религиозно-социальное отличие между исламской и европейской цивилизационной моделями заключается в том, что европейская ценностная система строится вокруг индивида, для мусульманского мира базовой социальной ценностью является приверженность общине, коллективу единоверцев, «умме». Интересы России в отношениях с исламским миром не всегда совпадают с интересами во взаимоотношениях с отдельными мусульманскими странами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Политические отношения  России и исламского  мира. 

        Очевидно, что ислам — это важнейший вопрос как внутренней, так и внешней русской политики. Только безумец может игнорировать исламский фактор в современной мировой политике. Только безумец может игнорировать этот фактор во внешней и внутренней политике России, в том числе на фоне ее крайне уязвимого геополитического положения и того значения, который исламский фактор приобрел в последнее время. И это значение стремительно возрастает.

          Возникает естественный вопрос: есть ли у России политика по отношению к исламу? Ответ утвердительный — конечно, есть. Другой вопрос, что эта политика, во-первых, не очень внятна, и это большая проблема. И эта политика не всегда последовательна.

         Можно выделить следующие основные принципы русской политики в отношении ислама.

        Первый важнейший принцип — уважительное отношение по отношению к исламу как внутри-русскому, так и мировому. Что касается ислама в РФ, то недопустимо отношение к этой религии как к вторичной по отношению к православию. К сожалению, оно встречается сплошь и рядом, как среди представителей властных структур, так и среди представителей оппозиции. Что касается мирового ислама, то здесь принцип уважительного отношения к исламу должен характеризоваться прежде всего недопустимостью демонизации ислама.

        Второй фундаментальный принцип — дифференцированный подход по отношению к различным течениям в мировом исламе. Ислам разнолик, плюралистичен и многообразен. Четко просматриваются, по крайней мере, четыре направления в исламе.

           Первое направление — ваххабизм. Это официальная идеология Саудовской Аравии. Многие считают, что это ислам не духа, а буквы, и что в каноническом смысле он представляет собой современную версию еретического ислама. Это, может быть, вопрос спорный. Но ваххабизм безусловно не является союзником России.

           Второе направление — это иранский ислам. Многие специалисты в мусульманском сообществе считают, что этот ислам — в противовес ваххабизму — является подлинным исламом, исламом духа, а не буквы, исламом живым, визионарным и мистическим, тем исламом, который противостоит исламскому экстремизму. Это, безусловно, союзник России.

           Третье направление — это исламский социализм, носителем которого до недавнего времени были такие страны, как Ирак, Сирия, Ливан, Египет, Ливия, Южный Йемен. Это было мощное движение, когда его поддерживал Советский Союз. Сейчас это движение потеряло свое былое значение. Тем не менее, безусловно, этот ислам не является противником России, а скорее союзником.

Информация о работе Россия и исламский мир: будущее взаимоотношений