Российская модель разделения властей: основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:30, реферат

Описание работы

Одним из первостепенных принципов построения государства, согласно которому единая государственная власть подразделяется на независимые друг от друга и самостоятельные ветви является принцип разделения властей.
Уже древние римляне пытались разделить власть на законодательную и исполнительную. Это делалось для того, чтобы государственное управление обществом не было сосредоточено в руках одного лица или органа. Таким образом они пытались увести государственное управление от диктатуры монархов, от деспотизма.

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Опыт таких стран, как  США, Франция, Германия и других, показывает, что концепция разделения властей в «чистом» виде нигде не применяется. И все же эта теория является непреложным элементом демократии. Думается, что в Российской Федерации в современных условиях необходимо внести изменение в Конституцию, наделив Президента РФ функциями главы исполнительной власти. Для усиления реального влияния представительных, законодательных органов на все сферы жизнедеятельности российского общества необходимо восстановить их полномочия по контролю за исполнением законов и принять меры по обеспечению прочной обратной связи между избирателями и их избранниками. Этому может способствовать введение института отзыва депутатов, не оправдавших доверие своих избирателей».

Исходя из вышеизложенного, вряд ли можно согласиться с высказанной  в литературе точкой зрения о необходимости отказаться от дальнейшего принудительного внедрения концепции «сдержек» и «противовесов» в практику государственного строительства России, так как полное разделение властей абсурдно, ибо вступает в противоречие с перспективой выживания государства и сохранения политической системы.

 

Итак, формирование концепции  государственной  власти в Российской Федерации – сложный, противоречивый процесс. Для начального этапа реформы политической системы конца 80-х – начала 90-х гг . в концептуальном плане было характерно существование двух прямо противоположных принципов. С одной стороны, ставилась задача превратить Советы в постоянно действующие органы законодательной власти, что требовало отказа от непрофессионального характера законодательной власти. С другой стороны, не было заявлено об окончательном отказе от идеи, что Советы могут быть одновременно и законодательными и распорядительными органами.

В Конституции получили отражение нормы о разделении властей. Она внесла существенные изменения в систему органов государственной власти. Вместо Съезда и Верховного Совета учредила Федеральное Собрание, коренным образом преобразовала принципы двухпалатного построения представительного органа государственной власти.

Наряду с «горизонтальным» разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную, в России идет не менее сложный процесс разделения власти по «вертикали». Имеется в виду разделение власти между федеральными властями, с одной стороны, органами власти субъектов РФ, с другой, и органами местного самоуправления, с третьей.

Государственная власть едина. Она требует не столько  действительного разделения, сколько баланса различных властей. Этот баланс возможен при горизонтальном и вертикальном разделении полномочий, не позволяющем как узурпацию власти каким-либо органом, так и ослабления единой власти государства в целом. Для реализации в полном объеме принципа разделения властей, на мой взгляд, необходимо, во-первых, внести изменения в Конституцию РФ, наделив Президента РФ полномочиями главы исполнительной власти и определив его место в системе разделения властей; во-вторых, наделить представительные, законодательные органы государственной власти полномочиями по контролю за исполнением законов

 

CПИCOК ИCПOЛЬЗOВAННЫX ИCТOЧНИКOВ И ЛИТEРAТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета, 1993, 25 декабря.
  2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. – 130 с.
  3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М., 2000. - 520 с.
  4. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. – 449 с.
  5. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М, 2004. - 448 с.
  6. Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России // Полис. 1997. - № 1. – 25 с.
  7. Салмин А.М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной власти в Российской Федерации // Полис. 2006. - № 1. - С. 7-14, 23,31,32.
  8. Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетия // Государство и право. 1997. - № 2. – 30 с.
  9. Шейнис В.Л. Тернистый путь российской конституции // Государство и право. 1997. - № 12. - С. 68-73.

1 Владимир Ленин «Государство и революция».

2 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М., 2000. - 72 с.

3 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета, 1993, 25 декабря.

4 Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. – 449 с.

5 Там же.




Информация о работе Российская модель разделения властей: основные черты