Роль политической науки в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:56, реферат

Описание работы

Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

Работа содержит 1 файл

Семестровая работа по Политологии 10 12 12.docx

— 36.99 Кб (Скачать)

Разные исследователи расходятся между собой в оценке границ и  содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения  в самостоятельную научную дисциплину и т.д. Это дополняется разнообразием  социально-философских, идейно-политических и идеологических позиций ученых и, кроме того, довольно большим разбросом  методологических принципов, методов  и приемов исследования, которые  они используют в научной работе и тем не менее нынешнее бурное развитие политической сферы в нашей стране, обостренный интерес к ее проблемам со стороны ученых самых разных отраслей знания позволяют надеяться, что и эти трудности будут преодолены.

 

Функции политологии в  современном обществе

Как и в любой области общественного  знания, содержание политологии наиболее полно проявляется в ее функциях. К числу важнейших функций  политологии следует отнести по меньшей мере следующие четыре: теоретическую, методологическую, практическую и прогностическую.

Теоретическая функция политологии  имеет своей целью прежде всего разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер развития общества на его разных этапах.

Неспособность прежних теоретических  установок (типа полной и окончательной  победы социализма, развитого социализма) служить подлинно научными политическими  парадигмами обусловлена не только тем, что они были оторваны от реальной общественной жизни, но и тем, что  они исходили из ее жесткой экономической, социально-структурной, политической и духовно-идеологической заданности (безраздельного господства государственной собственности, неодобрительного отношения к несанкционированным формам социальной активности, однопартийного политического руководства, нетерпимости к инакомыслию). Отвергнув прежние политические парадигмы как несостоятельные, наша страна пока еще не приобрела для себя окончательно и новые, что, несомненно, сказывается на ее состоянии, характеризуемом политической и экономической нестабильностью, национальной и региональной отчужденностью, социальной, нравственной и психологической напряженностью.

Сказанное отнюдь не означает, что  политические процессы в нашей стране идут вне всякой парадигмы. Политическая ситуация последних лет убедительно  свидетельствует о том, что на роль такого рода парадигмы безусловно претендует идея политического плюрализма. Эта идея прочно утвердилась в  развитых капиталистических странах. Она постепенно пробивает дорогу и в бывших странах социалистической ориентации. В нашей стране идея плюрализма активно заявила о  себе в конце 80-х годов. Процесс  ее реализации в политической жизни  проходил весьма бурно: от плюрализма мнений — к плюрализму действий, от плюрализма действий — к плюрализму организаций, от плюрализма организаций — к плюрализму общества в целом. Привлекательность идеи политического плюрализма состоит в том, что она не только противостоит идее авторитаризма и тоталитаризма, но и открывает широкие перспективы для участия различных групп населения в политической жизни общества.

Политический плюрализм — это  новое явление для нашей страны. Поэтому его утверждение и распространение неизбежно связаны с различного рода издержками. Так, существует влияние анархистских тенденций. Анархизм, как известно, всегда спекулировал на свободе личности, на ее постоянном стремлении к самореализации. Ставшее в последние годы массовым неуважительное отношение к закону, к распоряжениям государственной власти со стороны самых различных структур, слоев и должностных лиц общества — наглядное тому подтверждение. Серьезную тревогу вызывает также групповой и национальный эгоизм. Возникший как естественная реакция на бюрократические извращения административно-командной системы, групповой и национальный эгоизм (если не будут найдены разумные формы его преодоления) грозит перерасти в широкомасштабную конфронтацию со всеми вытекающими отсюда последствиями. И наконец, особо следует сказать об автаркизме, региональной обособленности и замкнутости, которые ведут к дезинтеграции общества  и препятствуют утверждению подлинного политического плюрализма.

Что касается методологической функции  политологии, то она состоит в  том, чтобы вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности. Надежность этого способа зависит от того, в какой степени она опирается, с одной стороны, на общефилософские принципы, законы и категории, применяемые во всех областях научного знания, а с другой — на конкретные приемы и процедуры, разработанные частными науками в ходе эмпирического анализа различных явлений общественной и природной жизни.

Общефилософские законы, принципы и  категории, составляющие методологическую базу политологии, не только не исключают, но, наоборот, предполагают частные  методы, которые в зависимости  от специфики исследования различных  аспектов политики подразделяются на: дифференцированный анализ социальных общностей, их роль в политической жизни; структурно-функциональный анализ политических институтов; системный анализ больших  и малых политических структур; комплексный  анализ политического руководства  и управления обществом; коммуникационный анализ взаимодействия элементов политического процесса; метод сопоставления близких или разных политических систем; методы политического планирования и прогнозирования. С учетом перечисленных методов разрабатывается и конкретная методика политических исследований, под которой имеется в виду совокупность технических приемов, их последовательность и взаимосвязь. Эти приемы по существу мало отличаются от тех, которые используются в других областях эмпирического исследования. Их можно подразделить на следующие три группы. К первой относятся те, которые связаны со сбором первичной информации, например наблюдение, изучение документов, опросы, обследования и т. д. Вторую группу образуют приемы, используемые в целях обработки и анализа исходных данных: описание, классификация, типологизация, статистический, генетический, математический анализ и т. п. Третья группа включает в себя такие приемы, которые используются для проверки научной гипотезы либо для достижения соответствующего эффекта в практической политической деятельности. К ней следует отнести прежде всего социальное экспериментирование и моделирование.

Многое дает применение поведенческого подхода к исследованию политической жизни, который развивался прежде всего в бихевиоризме, который, несмотря на свои недостатки, безусловно обладает и определенными преимуществами. Во-первых, он ориентирует на использование количественных методов изучения политических явлений, обеспечивающих большую точность и объективность, и, во-вторых, он предполагает анализ политического поведения людей сквозь призму их психологических установок. Необходима, далее, информатизация политической науки, т. е. привнесение в сферу политических исследований инструментария и методологии современной информатики.

Речь идет, наконец, о подготовке высококвалифицированных специалистов в области политической методологии, о повышении их компьютерной грамотности, об интенсификации научных контактов  между политологами-методологами как  внутри страны, так и за ее пределами.

Говоря о практической функции  политологии следует иметь в виду два тесно связанных между собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Он находит свое выражение прежде всего в ее обращенности к самой политической жизни, в чутком реагировании на потребности политической практики. Прикладной характер политологии находит свое выражение также в ее конструктивно-критической направленности. До недавнего времени советское обществоведение, включая и политологию, всю силу критического анализа использовало для борьбы с буржуазной идеологией. Такая позиция отражала накал конфронтационных страстей, определявших взаимоотношения между Востоком и Западом. Однако она абсолютно не подкреплялась аналогичной позицией в отношении собственных проблем нашего общества, где безраздельно господствовал жестко навязанный сверху откровенный апологетизм.

Прикладной характер политологии  находит свое выражение, наконец, в  повышении ее профессиональной значимости. Потребность в политологах-профессионалах испытывают высшие и средние специальные  учебные заведения, а также общеобразовательные  школы, где спрос на читаемые политологами курсы явно превышает предложение. Политологов ждут в научно-исследовательских  институтах, центрах и лабораториях, причем не только чисто политологического, но и психологического, социологического, юридического, исторического, международного и иных профилей. В политологах  нуждаются представительные и исполнительные органы власти, внутриполитические и внешнеполитические учреждения и службы, многочисленные средства массовой информации и коммуникации, коммерческие предприятия и фирмы.

Второй аспект практической функции  политологии касается ее взаимоотношений  с властью. То печальное состояние, в котором долгое время пребывало наше обществоведение (в том числе и (политология) в период господства административно-командной системы, во многом объясняется тем, что эти взаимоотношения носили явно выраженный деформированный характер. Они строились по принципу феодально-вассальной зависимости: самим ученым в них отводилась роль послушных исполнителей и комментаторов директивных указаний. В ходе демонтирования административно-командной системы эти отношения не сразу приобретают адекватный цивилизованному обществу характер. Идут усиленные поиски такой модели сотрудничества между политологами-теоретиками и политиками-практиками, которая бы полностью исключала какие-либо формы административного давления и в максимальной степени учитывала интересы как одних, так и других.

Немаловажную роль в жизни современного общества играет прогностическая функция  политологии. Эта функция предполагает, во-первых, определение ближайших  и отдаленных перспектив развития нашего общества. Прогностическая функция  политологии предполагает, во-вторых, заблаговременное проведение научных  экспертиз наиболее значимых политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта. Хорошо известно, например, что по числу принимаемых  решений мы значительно обогнали многие страны. Но не менее хорошо известно, что подавляющая их часть оказалась, по существу, нереализованной. Одна из причин тому — отсутствие предварительной  экспертизы принимаемых политических решений.

Прогностическая функция политологии  предполагает, в-третьих, моделирование  политических процессов и отношений. С сожалением приходится констатировать, что именно эта сторона прогностической  функции политологии не получила достаточно серьезного развития в нашей  стране. Сказанное объясняется тем, что процесс включения общественных наук в орбиту НТР оказался непростительно замедленным, а их научно-техническое оснащение и вовсе никуда не годным. Не последнюю роль сыграла также долгое время существовавшая неприязнь к формализации политических процессов.

Между тем возможности моделирования  политических процессов как национального, так и глобального характера  исключительно велики, о чем свидетельствует  деятельность Римского клуба, а также  других неправительственных и правительственных  организаций многих стран. Теоретическая, методологическая, практическая и прогностическая  функции политологии в наибольшей степени отражают ее связь с жизнью. Вследствие осуществления именно названных  функций политология выступает  как наука действующая, а не созерцательная.

 

 

 

 

Особенности современного этапа международных отношений

Современные международные отношения  находятся в состоянии перехода от конфронтации и противостояния, основанных на ядерном сдерживании, к новому мировому порядку, опирающемуся на партнерство во имя мира. Однако осуществить этот поворот на практике очень трудно. Новые механизмы, которые смогли бы обеспечить стабильность и всеобщую безопасность, только формируются. Еще сохраняются недоверие и предрассудки в отношениях недавних «врагов», а теперь партнеров. Значительные средства продолжают тратиться на гонку вооружения. Так, военные расходы во всем мире в последнее время составляли 1000 млрд. долл. в год; более половины ученых мира работают над созданием новых видов оружия массового уничтожения. В это же время 800 млн. человек на планете живут в условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирают от истощения.

Современный этап международных отношений  характеризуется нарастающей взаимосвязью и взаимозависимостью участников мирового сообщества. Это обусловлено тем, что выживание и развитие человечества можно обеспечить только совместными  усилиями всех государств. Глобальные проблемы, которые встали перед человечеством (предотвращение ядерной войны, прекращение  гонки вооружений, мирное разрешение межгосударственных и межнациональных  вооруженных конфликтов; преодоление  нищеты, экономического, сырьевого  и продовольственного кризисов; создание здоровой среды обитания человека и  т. д.), можно решить, лишь объединив  возможности и ресурсы всего  мирового сообщества.

Новый мировой порядок формируется  на основе таких принципов, как демократизация, демилитаризация, гуманизация партнерских отношений, независимо от возможностей и размеров конкретного государства.

 

 

 

 

 

 

Новые тенденции в развитии современных международных отношений

От того, как будут складываться международные отношения в ближайшие  годы, во многом зависит то, каким  вступит мир в XXI в. По этой причине ученые стремятся раскрыть особенности современного состояния и развития международных отношений, чтобы выявить новые тенденции их изменений.

Так, современные американские ученые М. Зингер и А. Вилдавский отмечают разделенность мира на две части - зоны мира, благосостояния и демократии и зоны войны, брожения и развития. Большинство людей, по мнению авторов, проживает в зонах брожения, в которых преобладают бедность, анархия и тирания.

В зоны мира, благосостояния и демократии входят 25 стран: страны Западной Европы, США, Кана-да, Япония, Австралия и Новая Зеландия. В них проживает 15% населения земного шара. В этих зонах преобладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядовых граждан по историческим меркам весьма высок (от 10 тыс. до 30 тыс. долл. годового душевого потребления валового национального продукта), а продолжительность жизни - не менее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию качественной наукоемкой экономики.

Сегодня постиндустриальные экономики  характеризуются использованием компьютеров, электронных средств связи и информационной техники. Высокие технологии выдвинули вперед такие понятия, как тонкость, гибкость и способность к творчеству, оттеснив на задний план массовость и власть. Здесь успех определяется умением договариваться, финансировать и торговать, а также налаживать высоко адаптивное и эффективное производство. Наиболее верный путь к успеху - убеждение, а не принуждение. В условиях качественной экономики сами люди, а не вещи становятся главной ценностью. Отсюда следует, что неразумно жертвовать людьми во имя завоевания территорий и источников сырья, поскольку люди представляют собой большую ценность, чем эти приобретения.

Информация о работе Роль политической науки в современном мире