Ресурсы власти в обществе. Свойства власти. Легитимность власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:50, реферат

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 33.07 Кб (Скачать)

     Введение.

     Понятие власти является одним из центральных  в политологии. Оно дает ключ к  пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее  значение для понимания природы  политики и государства, позволяет  выделить политику и политические отношения  из всей суммы общественных отношений.

     Разгадка  феномена власти, приращение всякого  нового знания о природе власти и  механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. То, что древнегреческое “архе”, обозначавшее “власть” или “главенство”, имело и другое значение – первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

     Власть  появилась с возникновением человеческого  общества и будет в той или  иной форме всегда сопутствовать  его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого  рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов  России. С развитием оседлости  постепенно утверждалась племенная  власть. Формирование власти территориальной  обусловлено необходимостью организации  общественного производства, которое  немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений  между людьми. С появлением классов  и государства кровные, родовые  связи были разрушены, моральный  авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая  отделилась от общества и встала над  ним. 
 
 
 
 
 

     Возникновение и сущность власти    

     Власть  служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни  любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.    

     Великий древнегреческий философ Аристотель Стагирит (384 - 322 до н. э.) в своей работе "Политика" утверждал, что "Существует много разновидностей властвующих и подчиненных, однако, чем выше стоят подчиненные, тем более совершенная сама власть над ними; так, например, власть над человеком более совершенна, чем власть над животным. Ведь чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая им работа…    

     Во  всяком живом существе, прежде всего, можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над  телом, как господин, а разум над  нашими стремлениями - как государственный  муж".    

     Что же такое власть, какова ее природа?    Во все времена политическая наука считала неразрывными политику и власть. Власть есть основной инструмент и цель политики в обществе. Общество потому и является обществом, что объединяющими факторами являются взаимодействие людей, обмен и власть. "Тот, кто участвует в политике, тот обязательно борется за власть", - известная формула М. Вебера.    

     Существует  множество определений власти. Приведем некоторые из них.    

     Власть - это способность, право или возможность  распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать  решающее воздействие на судьбы, поведение  или деятельность людей с помощью  различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.    

     Власть - это политическое господство над  людьми.    

     Власть - это система государственных  органов.    

     Власть - это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными  полномочиями.    

     Власть - это способность или потенциальная  возможность принимать и приводить  в исполнение решения, оказывающие  воздействие на поведение и действия людей.    

     Американский  политолог Г. Саймон определяет власть таким образом: "А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В".  

     Фрейд З. объясняет стремление к власти и обладание ею, как компенсацию  на подавленное либидо (половое влечение).     

     Однако  предметом политики является не всякая власть, а только власть в публичном  смысле слова. Еще Аристотель стремился  отделить авторитет политического  лидера в ассоциации (полисе) от других форм власти: хозяина над рабом, мужа над женой, родителей над детьми.     

     Вебером М. сформулирована позитивистско-социологическая  концепция определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность  отношений между политическими  субъектами в обществе. В связи  с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется  способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С.    

     Концентрированным выражением власти являются отношения  принуждения-исполнения.    

     Принуждение - это характерный признак и  функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так, же как  и только на позитивных стимулах.    

     В Конституции Российской Федерации  утверждается, что "...Россия есть демократическое  федеральное правовое государство...". Задача правового государства - строго выдерживать меру между позитивными  стимулами и принуждением. Это  и есть политика властвовать, политика миротворчества, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными  движущими силами и социальными  интересами.    

     Современная политологическая наука знает несколько  подходов к исследованию проблем  власти. Главным в этих концепциях является вопрос об источниках или  основаниях власти, поиск модели воспроизводства  и концентрирования власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие ресурсов власти

     Важнейшей социальной причиной подчинения одних  людей другим является неравномерное  распределение ресурсов власти. Сам  этот термин употребляется как в  широком, так и в узком значениях. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других» .

     Такое понимание ресурсов достаточно общо и не позволяет дифференцировать различные элементы власти (ее субъект, объект, средства), поскольку в этом случае ресурсы включают все факторы, которые способны так или иначе  повлиять на власть: собственные качества субъекта (компетентность, организованность и т.п.); некоторые свойства объекта (например его политическую доверчивость, привычку подчиняться власти, авторитет и т.д.); благоприятную для субъекта ситуацию (экономический подъем, раздоры в стане оппозиции и т.п.), а также материальные и иные средства воздействия (деньги, оружие, сырье и т.п.). При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика как относительно самостоятельного, обычно материализованного звена, опосредующего взаимодействие агентов власти и служащего важнейшим социальным фактором подчинения и господства.

     Поэтому для изучения власти и ее структуры  предпочтительнее более узкая трактовка  ресурсов, их понимание как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализации субъектом они могут трансформироваться во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы в устойчивое влияние в рамках системы взаимосвязанных агентов. Ресурсы иногда отождествляют с основаниями власти, хотя чаще к таким основаниям относят также и агентов власти — ее субъект и объект.

     Первостепенная  значимость ресурсов как оснований  власти отражена в теории «социального обмена» (П. Блау и др.). Согласно этой теории, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.

     Ресурсы власти так же разнообразны, как  многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов  людей. Существует несколько классификаций  ресурсов. Так, согласно А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные . Утилитарные ресурсы — это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например, уменьшение зарплаты недобросовестным работникам). В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций. Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

     Для выделения различных видов власти широко распространена классификация  ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности —  на экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые). 

     Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п. Социальные ресурсы — способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.

     Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Как считает известный американский социолог-прогнозист Олвин Тоффлер, в конце XX в. знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах «знания, в силу своих преимуществ — бесконечности, общедоступности, демократичности, — подчинили силу и богатство и стаяли определяющим фактором функционирования власти». В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией . Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами. Однако тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов как источника власти в современном мире проявляется достаточно отчетливо.

     Принудительные (силовые) ресурсы — это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества — высших ценностей.

     Различные ресурсы власти обычно применяются  ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей  степени обладающим всеми видами ресурсов.

     Специфическим ресурсом власти является сам человек  — демографические ресурсы. Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек — создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений — будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек — не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Легитимность  власти

     Легитимность представляет собой форму поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления, либо государством в целом, либо его отдельными структурами.

     Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у политической власти, господствующей в той или  иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это  начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев  политическая власть может образоваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны. Трагедии, тесно увязанные с установлением  власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народными массами держится, как правило, на страхе последних.

Информация о работе Ресурсы власти в обществе. Свойства власти. Легитимность власти