Республиканская форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 22:22, реферат

Описание работы

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Содержание

§1. Парламентская республика
§2. Президентская республика
§3. Смешанные республиканские формы правления
Заключение

Работа содержит 1 файл

Республиканская форма правления.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

     Президенту  помогает в его деятельности личный аппарат, достигающий несколько  сот человек. В его состав входят кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений; все сотрудники этих служб лично назначаются президентом.

     Законодательный орган Республики - парламент - играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Основная функция парламента - принятие законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства.

     Статья 34 конституции устанавливает перечень вопросов, по которым парламент может  законодательствовать. Все области, находящиеся за пределами упомянутых в этой статье, отнесены к ведению правительства. Споры о принадлежности той или иной сферы регулирования разрешаются Конституционным советом. Помимо установленного круга вопросов, по которому может законодательствовать парламент, его полномочия в этой сфере также ограничиваются:

     1) возможностью для президента республики действовать через голову парламента при проведении референдума; 2) возможностью делегирования парламентом своих полномочий правительству по определенным вопросам;

     Парламент имеет право изменять действующую  конституцию. Несмотря на то, что экономические полномочия парламента включают прежде всего принятие экономических планов развития народного хозяйства, контроль за их реализацией, принятие финансовых законов и законов об исполнении бюджета, парламент оказывает слабое влияние на судьбу государственного бюджета. Основную роль в его принятии играет правительству.

     Внешнеполитические  полномочия парламента сводятся к двум - объявлению войны и введению осадного положения в стране и к ратификации  международных договоров. 

     Правительство Франции - Совет министров, согласно ст. 20 Конституции, “определяет и ведет политику нации”. В состав правительства входят премьер-министр - глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. В соответствии с конституцией различаются: Совет министров - собрание министров под председательством Президента республики, и кабинет министров - собрание министров под председательством премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции правительству. Все акты, исходящие из этого органа, подписываются президентом республики. Премьер-министр может председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только по специальному уполномочию президента и по определенной повестке дня. Позиция премьер-министра, как и президента, на практике весьма неоднозначна и его роль в управлении зависит от партийного состава Национального собрания.

     Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку. В Конституции  специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность.

     Процесс концентрации политической власти в  руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены широкие возможности для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и “через его голову”. 

     Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат  до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов. 

Ко  второму типу смешанной республиканской форме правления относится форма правления установленная в Швейцарии. В Швейцарии существует конституция: соединяющая в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь правительству не принадлежит право решения в отношении парламента. Правительственный пост и депутатский мандат несовместимы. Правительство образует коллегиальный орган, а также имеет – в противоположность президентской системе – формальную возможность законодательной инициативы.

 

В соответствии с Конституцией, принятой на референдуме 25 октябрь 1992, Литва является республикой смешанного типа. Государственная власть осуществляется сеймом, президентом и правительством. Глава государства – президент, который избирается всеобщим прямым голосованием сроком на пять лет, но имеет ограниченные полномочия. Одно и тоже лицо не может быть президентом более, чем два срока. Законодательную власть осуществляет сейм, состоящий из 141 депутатов, избираемых по смешанной (пропорциональной и мажоритарной) системе на 4 года. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое состоит из премьер-министра и министров. Премьер-министр назначается президентом с одобрения Сейма, по представлению премьер-министра президент назначает министров. Кабинет может быть смещен после объявления ему вотума недоверия в Сейме. Однако, если президент не согласится с отставкой правительства, он может досрочно распустить сейм. В свою очередь сейм, избранный на внеочередных выборах, имеет право большинством в 3/5 голосов назначить досрочные президентские выборы.

Заключение

 

      Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

       В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

       В странах Латинской Америки  часто встречаются «суперпрезидентские  республики». Эта форма правления  -  практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полу диктаторским управлением.

       В современном цивилизованном  обществе принципиальных различий  между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.

Информация о работе Республиканская форма правления