Республиканская форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 22:22, реферат

Описание работы

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Содержание

§1. Парламентская республика
§2. Президентская республика
§3. Смешанные республиканские формы правления
Заключение

Работа содержит 1 файл

Республиканская форма правления.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Республиканская форма правления

 

Республика  – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве  принадлежит выборным органам –  парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.1

Общими  признаками республиканской формы  правления являются:

  • существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной  власти.

       Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

   Насчитывается несколько основных  разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

  • парламентарные;
  • президентские;
  • смешанные (полупрезидентские).

§1. Парламентская республика

 

  -  разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

    В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

       Как правило, глава государства  в подобных республиках избирается  парламентом либо специально  образуемой парламентской коллегией.  Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

         Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

       Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

       Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру  высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др. 

Парламент Италии — национальный парламент  Италии, двухпалатный законодательный  орган, в который входят 945 избранных  парламентариев (parlamentari).

Состав :

  • Палата депутатов Италии — включает 630 депутатов (deputati).
  • Сенат Италии — включает 315 сенаторов (senatori). Формально палаты равны по своему статусу.

Исполнительная  власть состоит из президента, совета министров и государственных  учреждений.

     Президент Итальянской республики официально возглавляет государство и избирается сроком на 7 лет на заседании парламента с участием представителей административных областей. Он не может быть моложе 50 лет. Президент назначает премьер-министра, назначение должно получить одобрение парламента, а также пожизненных сенаторов и некоторых членов Конституционного суда.   В отношении парламента у Президента республики два основных полномочия –право требовать повторного рассмотрения законопроектов и право роспуска одной или обеих палат.

     Правительство – наиболее активный орган исполнительной власти, включающий председателя Совета министров и министров. Правительство назначается Президентом после консультации с лидерами партийных фракций в палатах и их председателями. Оно считается сформированным, если в течение 10 дней после своего образования получит доверие Палаты депутатов и Сената. На практике правительство Италии в гораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента.

§2. Президентская республика

 

-  одна  из разновидностей современной  формы государственного правления,  которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

       Наиболее характерные черты президентской республики :

  • внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
  • ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
  • более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

        

        Классической президентской республикой  являются Соединенные Штаты Америки.  В конституции США, а именно  в статье IV утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления”. Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики - глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

       За основу построения системы  государственной власти был взят  принцип разделения властей, который  в американских условиях трансформировался  в так называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти - конгрессом, президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов.

     Все установленные полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей. Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.

     Исполнительная  власть осуществляется Президентом, его полномочия весьма объемны. В его непосредственном подчинении находится весь государственный аппарат управления: министры, главы многочисленных ведомств, он непосредственно руководит огромным исполнительным аппаратом. Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в США президентскую власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет министров является консультативным органом, президент не обязан следовать его советам. Кабинет министров не принимает никаких правительственных актов.

     Президент США является главой государства  и правительства. Его полномочия в сфере государственной деятельности огромны. В непосредственном подчинении президента находятся весь государственный аппарат управления.

     Президент США избирается косвенным путем  сроком на 4 года. Одно и то же лицо может  избираться президентом не более двух раз.  

     Конгресс  США избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Палата представителей в составе 435 депутатов избирается сроком на два года по одномандатным округам. Депутатом может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее семи лет, достигшее 25 лет и проживающее в штате, где находится его избирательный округ.

     Сенат состоит из 100 сенаторов: каждый штат избирает по два сенатора сроком на 6 лет. Сенат обновляется на 1/3 каждые 2 года. Сенатором может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее девяти лет, достигшее 30 лет и проживающее в штате, от которого избирается.

     Каждая  палата Конгресса имеет свою внутреннюю разветвленную систему вспомогательных  органов, которые призваны содействовать  выполнению конституционных полномочий: председатели палат, комитеты, партийные фракции, административно-технические службы.

     Председателем палаты представителей является спикер. Спикер палаты представителей - “третье” должностное лицо в государстве. Он занимает пост президента республики вслед за вице-президентом в случае вакансии. В сенате председательствует в силу должностного положения вице-президент.

     Компетенция палат Конгресса не одинакова. Конгресс реализует свои полномочия путем  принятия законов и резолюций.

     Кабинет США, с точки зрения его внутренней структуры, относится к так называемой континентальной системе, т.е. в состав правительства входят все главы центральных ведомств с общенациональной территориальной юрисдикцией. Американская конституция ничего не говорит о кабинете. Тем не менее к концу двукратного президентства Д.Вашингтона кабинет вошел в обычный государственный обиход и приобрел черты правительства, хотя не имел никаких законных оснований для своего существования.

     В настоящее время в состав кабинета входят главы 13 департаментов. Кроме 13 глав исполнительных департаментов членами кабинета являются президент и вице-президент.

     Американский  кабинет является чисто совещательным  органом, так как все решения  в пределах полномочий исполнительной власти принимаются только единолично президентом. Фактически процесс принятия решений может осуществляться президентом и без участия кабинета в полном составе. Для этой цели президенты часто создают более узкие совещательные коллегии, состоящие из наиболее доверенных людей.

Кабинет министров не имеет конституционного статуса. Конституция закрепила право президента “затребовать мнение...от высшего должностного лица в каждом исполнительном департаменте...”. Министры назначаются президентом “по совету и с согласия” сената. Кабинет не принимает никаких правительственных актов.

§3. Смешанные республиканские  формы правления

 

Смешанная (полупрезидентская) республика — такая  форма республики, в рамках которой  сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской  республик. Как и в президентской, в смешанной республике глава государства избирается внепарламентским путем, т. е. всенародным голосованием. Правительство формируется президентом по итогам парламентских выборов и должно получить вотум доверия высшего представительного органа. Возглавляет правительство премьер-министр. Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парламентом и перед президентом. В предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парламента. Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством.  

      Смешанные республиканские формы правления  имеют 2 модели. Ярким примером первого типа является Франция.

     “Франция  является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой”. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента).

     Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы государства и. Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства”, “гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”. Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента. Президент практически снизу доверху формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников. Президент - глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Чрезвычайно важным является не урегулированное конституцией право президента вводить в действие стратегические ядерные силы. В судебной области президент - обладатель традиционного права главы государства - права помилования. Президент находится на вершине судебной власти, являясь гарантом ее независимости. На практике президент обладает большими правами, чем то следует по букве закона. Так, он принимает решения в областях, относящихся к компетенции правительства, когда в парламенте имеется “одноцветное” с президентом большинство. Президент порою открыто вторгается в компетенцию премьер-министра. Так, издание ордонансов на основе делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся без санкции президента.

Информация о работе Республиканская форма правления