Религия как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 00:25, реферат

Описание работы

Сам термин «институт» имеет множество значений. В переводе с латинского означает «установление», «устройство». Со временем это слово приобрело два значения: одно — узко-утилитарное, техническое (название научно-исследовательских и высших учебных заведений); другое — широко-социальное, обозначающее совокупность норм права, установлений и т.п. в сфере общественных отношений (институт семьи и брака, институт собственности, институт государства и т.д.).
В социологии понятие и выражающий его термин институт означают совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, тех социальных действий, которые отличают одно общество от другого.

Работа содержит 1 файл

Религия как социальный институт.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

В то же время, несмотря на успешную адаптацию основных традиционных религий к изменяющимся условиям общественного бытия, существует защитная реакция некоторых религиозных организаций на неумеренную, с их точки зрения, секуляризацию. Так, в рамках ислама сформировался так называемый «исламизм», — идеология и практическая деятельность, ориентированная на создание условий, при которых социальные и политические проблемы решались бы только с использованием исламских норм, прописанных в шариате (система положений, выведенных из Корана и Сунны). Таким образом, появилась заметная напряженность не только между исламистами и христианами, но и внутри самого ислама.

Активизация исламистов в различных регионах мира привела  к формированию дуги все возрастающей нестабильности («от Филиппин до Косово»), где характерны войны и конфликты (мятежи, террористические акты, сепаратизм и т д.). Участились столкновения между христианами и исламистами. Финансирование в Африке, Азии исламистских организаций, как правило, осуществляется так называемыми «антимодернистскими» странами (Саудовская Аравия, Иран и др.). Другая тенденция состоит в постоянном возникновении новых верований. В них акцент сделан как на личный субъективный опыт, так и на мистический подход к осуществлению конечной цели бытия — единению человека и божественного духа.

Новые религии можно  подразделить на три типа: религии  восточного происхождения («Сознание  Кришны»); учения, связанные с развитием  потенциальных возможностей человека (учение об «управлении разумом»); харизматические  религии, которые стремятся обрести непосредственную связь индивида с Богом (Церковь единения) [; c.90].

Деятельность многих возникающих религиозных организаций, как правило, становится мало предсказуемой. Так, в США и Западной Европе возрождается сатанизм, или культ Дьявола — форма религии, сформировавшаяся еще в Средние века. Хотя известная «церковь Сатаны» находится в Сан-Франциско, ее влияние сказывается в Центральной и Восточной Европе. Разрушительные для человека начала свойственны и другим сектам, таким как «Сайентология», «Свидетели Иеговы», «Народная башня», «Аум синрикё» и др. Некоторые из них запрещены.

Почему люди вступают в секты, которых сегодня в  мире уже около тысячи, причем 200 из них считаются опасными для  личности? По-видимому, глубоко укорененная в человеке, но не всегда востребованная потребность в духовности, недостаток идеалов и идей в жизни современного человека становится той благодатной почвой, на которой паразитируют сектанты. Около двадцати лет назад во Франции была создана Ассоциация защиты семьи и личности, которая собирает сведения о деятельности религиозных сект, а также по мере возможности помогает тем, кто хотел бы выйти из-под их влияния. Такие ассоциации возникают и в других странах, в том числе и в России.

3.3 Религия в России

 

Религия в России —  это устоявшийся, определенный, закрепленный вековыми традициями, укорененный в  тысячелетней истории и культуре социальный институт, который всегда поддерживался обществом, властями, имел огромное влияние и моральный авторитет у народа, придавая своеобразие русскому менталитету. Многомиллионный русский народ, недавно отметивший 1000-летие принятия христианства на Руси, из имевшихся в средние века религий предпочел православие. Православие составляет важнейшую духовную субстанцию и определяет нравственные черты, которые не раз помогали русскому народу выстоять в тяжелейших испытаниях, выпавших на его долю. Русская православная церковь всегда была с народом, духовно поддерживая его в страданиях и благословляя на защиту отечества.

Значительное влияние  имеет и ислам; общая численность  мусульман в России составляет около 18 млн. человек. Через три десятилетия  следует ожидать увеличения мусульманского населения России до 30 — 40 млн., главным  образом за счет иммиграции. Мусульмане могут составить значительную часть афро-азиатских иммигрантов в Россию XXI в., причем общая численность иммигрантов (включая бывших советских граждан из стран Центральной Азии и Закавказья), а также их ближайших потомков к середине XXI в. будет сопоставима с численностью этнических русских. Некоторые регионы России, бывшие мусульманскими или полумусульманскими в XVI в. (например, Астраханская, Челябинская, Оренбургская, северо-восток Нижегородской и другие области), вновь могут стать преимущественно мусульманскими.

В России XXI века коренное мусульманское население Северной Евразии может сыграть важную роль в процессе адаптации иммигрантов  и их культурной интеграции в общество. Как и во все периоды своего исторического существования, Россия останется системой нескольких цивилизаций, внутри которой исламской цивилизации будет принадлежать одно из центральных мест .

Ныне Россия вступила на путь демократического развития, по Конституции каждый человек имеет  право на свободу совести. Многонациональная  Россия, в которой церковь, как и в большинстве цивилизованных стран, отделена от государства, сделала вопросы веры — правом каждого. В стране восстанавливаются храмы, выходят из подполья религиозные организации, заявляют о себе секты, издается религиозная литература. На официальных торжествах руководство страны обозначает себя в окружении главных церковных иерархов. Разумеется, перед церковью стоят многочисленные проблемы, и одним принятием закона о свободе совести их не решить.

 

Заключение

 

Итак, целью социальных институтов является спад межличностной конкуренции путем создания нормативных регуляций, уменьшающих социальное напряжение. Тем самым повышается потенциал культурного творчества, и таким образом социальные институты способствуют реализации высших человеческих целей. Социальные институты не могут удовлетворить все ожидания, заложенные в них. «Эти нереализованные ценности, даже если они кодифицированы в форме оппозиционной, откровенно революционной идеологии, обычно заключают в себе по крайней мере некоторые идеалы и конечные цели, узаконенные преобладающей культурой. Это указывает на тот факт, что институциональные отношения содержат «семена своего собственного потенциального разрушения», будучи неспособными удовлетворить всех ожиданий вознаграждения, порожденных институционализированными ценностями».

Социальные институты  не создаются заново в каждом обществе, а, однажды возникнув, воспроизводятся  во всех последующих обществах. Это  свидетельствует о высокой степени  устойчивости социальных институтов.

Таким образом, институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов, которые служат для удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей.

 

Список литературы

 

  1. Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Учебное пособие. Социология. -М.: «Собрание», 1999.
  2. Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Учебное пособие. Социология. -М.: «Экзамен», 2004.
  3. Горелов А.А. Социология. –М., 2006.
  4. Радугин А. А., Радугин К. А. Учебник. Социология. -М.: «Проспект», 1996.
  5. Социология. Учебник для ВУЗов / Под. ред. Лавриненко В.Н. –М.: «Юнити», 2000.
  6. Социология. Учебник. / Под ред. В.Н. Лавриненко. –М., 2007.
  7. С. С. Фролов. Социология. Учебник. -М.: «Юнити», 2006 г.



Информация о работе Религия как социальный институт