Религия как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 00:25, реферат

Описание работы

Сам термин «институт» имеет множество значений. В переводе с латинского означает «установление», «устройство». Со временем это слово приобрело два значения: одно — узко-утилитарное, техническое (название научно-исследовательских и высших учебных заведений); другое — широко-социальное, обозначающее совокупность норм права, установлений и т.п. в сфере общественных отношений (институт семьи и брака, институт собственности, институт государства и т.д.).
В социологии понятие и выражающий его термин институт означают совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, тех социальных действий, которые отличают одно общество от другого.

Работа содержит 1 файл

Религия как социальный институт.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования 

«Национальный минерально-сырьевой университет  «Горный»


 

 

Реферат

 

По дисциплине:         Политология и социология                           

                                   (наименование учебной дисциплины  согласно учебному плану)

Тема:            Религия как социальный институт  

 

 

   

 

 

 

 

Выполнил:        студент  гр. НГ-09-1       /____________/                / /

                                                                                                                                        (подпись)                                                     (Ф.И.О.)  

 

 

Проверил:              доцент           /____________/                /Сорокин С.И/

                                                 (должность)                                                       (подпись)                                                (Ф.И.О.)

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 год

 

 

Введение

 

Фундаментом общества, на котором возвышается само его  здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.

Сам термин «институт» имеет  множество значений. В переводе с  латинского означает «установление», «устройство». Со временем это слово  приобрело два значения: одно — узко-утилитарное, техническое (название научно-исследовательских и высших учебных заведений); другое — широко-социальное, обозначающее совокупность норм права, установлений и т.п. в сфере общественных отношений (институт семьи и брака, институт собственности, институт государства и т.д.).

В социологии понятие  и выражающий его термин институт означают совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, тех социальных действий, которые  отличают одно общество от другого.

Социальные институты являются важнейшим фактором общественной жизни. В данной главе рассмотрены вопросы взаимодействия общества и его социальных институтов. Даны понятие социального института, его определение, раскрыты основные черты. Показаны система социальных институтов, их функции и роль в жизни и развитии общества.

Итак, цель данной работы: изучить литературу по социологии осмыслить  сложные явления и процессы общественной жизни, их сущность, содержание, динамику развития, а также разобраться  в существующих социологических теориях, объясняющих указанные общественные явления и процессы и раскрывающих механизмы их исследования.

Задача: рассмотреть один из самых древних социальных институтов – институт религии.

 

1. Содержание понятия «социальный  институт»

 

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между  понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие. Если группа — это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под  общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь [6; с. 144].

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются  на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI по XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые  институты, вызванные к жизни  непреходящими потребностями. Социологи  считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными и высокостандартизированными, к важнейшим можно было бы причислить и институт науки. Вместе с тем многие виды деятельности, включая социальную деятельность и медицину, тоже начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой социальных статусов и ролей и по этой причине могут быть отнесены к институтам.

Несмотря на то, что  институты и социальные группы —  различные научные понятия, они  неотделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи — это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп (конкретных семей). Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви — ассоциацией. Следовательно, институты и социальные группы, а также ассоциации взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга данные понятия и изучать их раздельно.

Итак, институт — это  своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной  идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

 

2. Типы социальных институтов

 

Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют системой социальных институтов, или институциональной структурой общества. Система социальных институтов обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Большинство современных социологов сходятся в том, что система социальных институтов включает пять основополагающих институтов:

1) институты семьи  и брака, являющиеся институтами  первичной социализации, обеспечивающие  воспроизводство человеческого  рода, демографический рост населения;

2) политические институты,  государство, обеспечивающие управление  в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок;

3) экономические институты, производство, современные технологии, обеспечивающие  опережающее технико-экономическое  развитие общества;

4) институты образования и культуры, обеспечивающие преемственность  между поколениями людей в передаче социального опыта, знаний, в развитии подрастающего поколения, подготовке кадров;

5) институты религии, способствующие  решению разного рода духовных  проблем.

Все эти институты возникли в  глубокой древности. Производство в  человеческом сообществе насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первые орудия труда, созданные человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5—6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, анимизм, тотемизм) появилась около 30—40 тыс. лет назад [; c.236].

 

3. Религия как социальный институт

 

Чтобы раскрыть содержание вопроса  «Религия как социальный институт», необходимо прежде всего отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается понять, как организованы религиозные группы, каковы нормы и ценности их членов, какова роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом, и почему, собственно, существуют религии. Соблюдая эту специфику, поначалу рассмотрим понятие религии, различные ее типы и функции.

Слово «религия» означает дословно — благочестие, набожность, святыня. Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) ее сторонников. С точки зрения социологов, религией называется особая система верований и ритуалов, с помощью которых определенная группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.

Как всякий социальный институт религия  существует для выполнения определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Э. Дюркгейм считал, что основная функция религии — отражение и укрепление групповых связей. Главными же атрибутивными признаками религии являются:

1. Обязательное наличие группы  верующих (хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием индивида).

2. Религии присуще наличие священных  предметов, явлений, обладающих  какой-то сверхъестественной силой,  живого существа, возможности которого  не ограничены законами природы.  В каждой религии практически существуют свои священные предметы. Так, в Европе коровы относятся к объектам повседневной жизни, в случае заразного заболевания (коровье бешенство) их безжалостно уничтожают. В Индии же корова считается священным животным, она связана с богом Вишну, поэтому некоторые члены сект не могут носить кожаную обувь, индус не может есть говядины. В Древнем Египте обожествлялась кошка, в Монголии — лошадь. Список сакрального (священного) можно продолжить до бесконечности.

3. Религия как всякий социальный институт имеет свои особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии. Распятие, полумесяц, звезда Давида — символы определенных религий. Православный храм — святое место, считается, что здесь нельзя арестовать человека, поскольку каждый находится в храме как бы под покровительством Бога. В православии ряса — верхняя одежда духовенства, молитва, икона являются элементами культа. (Икона Казанской божьей матери, например, считается покровительницей и заступницей Москвы).

4. Религия опирается на определенную  систему институциональных норм, систему верований — вероисповедание.  Эти верования объясняют и  человеческую натуру, и окружающую  природу, и сверхъестественные  силы. Так, с точки зрения большинства  религиозных людей, человек в случае смерти предстанет перед Богом и там будет решаться его судьба — попадет он в рай или в ад в соответствии со своими поступками в земной жизни.

5. Религия имеет особую совокупность  действий, или ритуалов. Ритуалы  — это одобренные образцы поведения по отношению к сверхъестественным силам. Так, заходя в храм, православный снимает головной убор и крестится. Новорожденного несут в церковь для совершения обряда крещения, молодые люди венчаются в церкви, умершего отпевают; построив новое здание, просят священника освятить его. Иными словами, вся жизнь верующего человека — от рождения до смерти — как бы направляется церковью.

Информация о работе Религия как социальный институт