Развитие товара и товарного производства в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основе обобщения материала по данной проблеме раскрыть сущность товарного производства, его основные формы и противоречия.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и основные черты товарного производства
1.1 Причины возникновения, основные черты и сущность товарного производства
1.2. Основные типы товарного производства.
Глава 2. Товар и его свойства.
2.1. Потребительская стоимость товара.
2.2. Стоимость и меновая стоимость. Величина стоимость товара.
2.3. Закон стоимости и его функции.
Глава 3. Развитие товара и товарного производства в современных условиях.
3.1. Основное противоречие товарного производства.
3.2. Эволюция товара в современных условиях.
3.3. Основные черты современного товарного производства Украины.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по политэкономии.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     3.2. Эволюция товара  в современных  условиях.

  Эволюция  товара в современных  условиях. В течение последнего столетия в диалектике отношений конкретного и абстрактного, частного и общественного труда появились качественно новые стороны, связанные с процессом эволюции товара. Наглядное представление об этом может дать производство современного автомобиля, ставшего сейчас обычным товаром. США, например, ежегодно производят около 16 млн, Япония — около 15 млн автомобилей. Современный автомобиль состоит в среднем из 15 тыс. деталей (в том числе почти 1,5 тыс. основных), производством которых заняты как гигантские компании, так и огромное количество мелких предприятий-поставщиков. Американский самолет «Боинг-743» собирается из 4,5 млн различных частей, в производстве которых занято 16 тыс. компаний. В этих условиях противоречие между абстрактным трудом, который создает стоимость, и конкретным трудом, который производит потребительную стоимость, приобретает новую, более сложную форму.

  В создании потребительной стоимости  автомобиля принимают участие несколько тысяч видов конкретного труда. Гигантская концентрация производства, рост уровня обобществления труда приводят к тому, что конкретный труд все меньше проявляется как частный труд независимого, экономически обособленного товаропроизводителя. У «Дженерал моторе», наиболее могущественной американской монополии, производящей автомобили, в начале 90-х годов насчитывалось около 40 тыс. поставщиков, а доля закупок в сумме оборота составляла около 48%. В японских компаниях «Тойота» и «Ниссан» удельный вес закупаемых деталей и материалов составляет более 70%. В этих условиях сведение конкретных видов труда к абстрактному труду, а потребительной стоимости к стоимости, определение конкретного труда как общественного происходит через систему заказов, контрактов, субподрядов. «Дженерал моторс» устанавливает с поставщиками продолжительные производственные связи, и превращение отдельной детали, узла автомобиля в товар происходит не обычным путем полной и свободной конкуренции на рынке, а планируется заранее, приобретает форму договора. Головная фирма жестко контролирует затраты производства в своих отделениях-поставщиках, вводит для них ограниченный коммерческий расчет, постоянно ориентируясь при этом на внешних поставщиков. Все это свидетельствует о подрыве товарного производства в современных условиях.

  Один  из важнейших принципов организации  современного рынка в развитых капиталистических странах состоит в том, что потенциальный производитель, прежде чем начать производить товар, находит покупателя, предварительно заключает с ним письменное или устное соглашение или контракт. В них оговариваются качество товара, цены, срок поставки, платежи и т. д. Благодаря этому сфера рыночных отношений по существу превращается в сферу прямых связей между производителями и потребителями. В этом случае конкуренция происходит между производителями, между производителями и потребителями, а также между потребителями товаров.

  В 70—80-е годы благодаря компьютеризации  и автоматизации производства, переходу к гибким производственным системам автомобильная промышленность частично начинает работать по индивидуальным заказам. Это означает, что каждая машина собирается и оборудуется на поточной линии, конвейере в соответствии с индивидуальными вкусами, пожеланиями будущего владельца, которые заносятся в программу компьютера. На основе почти 40 видов выпускаемых автомобилей можно заказать несколько сот образцов отделки или оборудования машин, что свидетельствует об органичном сочетании стандартной массовой продукции с индивидуальными заказами. Так снимается проблема подтверждения рынком общественной необходимости производимых товаров, что свидетельствует о постепенном укреплении непосредственно общественной формы производства.

  Еще более сильный подрыв товарного  производства, а следовательно, все меньшее проявление конкретного труда в форме частного происходит в результате усиления вмешательства государства в экономику. Такое вмешательство осуществляется через заключение государственных контрактов, закупку государством огромной доли изготовленной продукции, что означает государственный гарантированный спрос на нее. Государственный контракт — это детально разработанный экономический и правовой документ, который регламентирует организационно-технические, административно-управленческие отношения при исполнении заказа подрядчиками.

  В процессе углубления международного разделения труда конкретный труд обретает форму различных видов международного труда (из 8 тыс. компаний-смежников, с которыми, к примеру, кооперируется итальянский автомобильный концерн «ФИАТ», около 2 тыс. являются зарубежными фирмами), а сведение конкретного труда к абстрактному происходит в процессе формирования интернациональной стоимости. Стоимость как общественное отношение выражает производственные отношения между товаропроизводителями разных стран. Тенденции развития товарной экономики и возникновение непосредственно общественной формы производства. В пределах современного товарного производства действуют две противоположные тенденции: к дальнейшему его расширению и к его подрыву. Тенденция к расширению товарного производства обусловлена следующими факторами: углублением общественного разделения труда (количество машиностроительных отраслей и производств в развитых странах мира составляет более 200, тогда как в слаборазвитых — около 15), специализацией общественного труда (выделение отдельных производственных функций в самостоятельные производства), увеличением количества экономически обособленных производителей (в США в 1947—2000 гг. количество предприятий возросло более чем на 15 млн, что с точки зрения отношений собственности означает обособление товаропроизво дителей, которые, изготовляя товары и предоставляя услуги, вступают в отношения с другими товаропроизводителями и потребителями), превращением науки в непосредственную производительную силу (вследствие чего материальные результаты научных исследований в виде патентов, лицензий, ноу-хау становятся товаром), четвертым и началом пятого крупным общественным разделением труда, возрастанием роли и экономической значимости сферы нематериального производства (образования, здравоохранения и др.) в воспроизводстве рабочей силы. Услуги, которые предоставляют эти отрасли, превращаются в товар.

  Аналогичное воздействие на развитие товарного  производства оказывает процесс углубления международного разделения труда, в частности международной специализации производства. Тенденция к расширению товарного производства обусловлена также ростом количества населения и действием закона возрастания потребностей. При этом нельзя не отметить, что в условиях современного капитализма в товар превращаются и некоторые непостижимые для здравого смысла вещи, такие как отдельные органы человеческого тела, скандальную огласку получила так называемая торговля детьми и др.

  Действие  тенденции к подрыву товарного производства, а следовательно, рыночных отношений определяется дальнейшим ростом масштабов единичного разделения труда, в основе которого лежит подетальная и пооперационная специализация внутри отдельных производственных единиц. Материальной основой этих процессов является растущая концентрация капиталистического производства, возникновение и развитие гигантских объединений. Тенденция к подрыву товарного производства обусловлена и усилением элементов организованности и планомерности в пределах отдельных компаний. Действие этой тенденции связано также с развитием контрактных отношений между монополиями, с одной стороны, и мелкими и средними капиталистическими предприятиями — с другой, при которых последние специализируются на производстве отдельных деталей и узлов для комплектации конечной продукции. Кроме того, практически каждой операции купли-продажи между корпорациями предшествует заключение письменного или устного контракта, который имеет юридическую силу. Каждая из сторон берет на себя обязательства по выполнению условий контракта, а его нарушение предусматривает судовые санкции. Поэтому составляются предварительные планы производства, его обеспечения оборудованием, рабочей силой, сырьем, а также финансовые планы предприятия, планы научно-технических исследований и др. В этих условиях отпадает необходимость подтверждения через рынок общественно необходимого характера производимых товаров.

  К определенному подрыву товарного  производства приводят и создание международных и транснациональных корпораций, совместных предприятий, заключение государством контрактов на национальном и международном уровнях, централизованное регулирование экономики. Аналогичное воздействие оказывают наднациональное регулирование экономики, гигантские банки, которые создают аппарат для общественного регулирования процесса производства и распределения продуктов, переход от индивидуальной к коллективной собственности и др.

Действие  тенденции к подрыву товарного  производства обусловливает зарождение еще одной основной формы общественного производства непосредственно общественной. Последняя является такой организацией общественного хозяйства, при которой вследствие радикального расширения и совершенствования отношений планомерности и организованности, а следовательно, и процесса планирования на микро- и макроуровне, а также использования достижений НТР удовлетворение большей части общественных потребностей будет происходить без превращения продуктов труда в товар на рынке. Отрицание непосредственно общественной формы производства свидетельствует о внеисторическом подходе в первую очередь к товарной форме организации производства, которая существовала не всегда и потому не может функционировать вечно. Развитие ее внутренних противоречий неминуемо приведет к появлению более развитой формы, которая диалектически, т. е. с сохранением сильных, прогрессивных сторон товарной формы осуществит ее отрицание. Эти прогрессивные стороны будут действовать в качественно иных, новых проявлениях, подчиняясь при этом закономерностям развития непосредственно общественной формы производства. Но в целом в современных условиях тенденция к расширению масштабов товарного производства является преобладающей.

Основными чертами современного товарного производства являются:

  а) углубление существующих форм общественного разделения труда и возник 
новение новых форм такого разделения труда;

  б) преобладание коллективного производства, коллективного характера труда и 
коллективных форм собственности;

  в) установление экономических связей между товаропроизводителями не только 
через рынок, но и через контрактную систему, связи кооперации, специализации и др.;

  г) преимущественно планомерный характер развития товарного производства в 
национальном и интернациональном масштабе;

д) государственное регулирование товарного производства, конкурентной среды;

  е) превращение государства в крупного товаропроизводителя, предпринимателя, 
финансиста, кредитора, организатора;

  ж) ослабление социально-экономической обособленности товаропроизводителей 
вследствие развития указанных выше явлений и процессов. 

Информация о работе Развитие товара и товарного производства в современных условиях