Развитие товара и товарного производства в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основе обобщения материала по данной проблеме раскрыть сущность товарного производства, его основные формы и противоречия.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и основные черты товарного производства
1.1 Причины возникновения, основные черты и сущность товарного производства
1.2. Основные типы товарного производства.
Глава 2. Товар и его свойства.
2.1. Потребительская стоимость товара.
2.2. Стоимость и меновая стоимость. Величина стоимость товара.
2.3. Закон стоимости и его функции.
Глава 3. Развитие товара и товарного производства в современных условиях.
3.1. Основное противоречие товарного производства.
3.2. Эволюция товара в современных условиях.
3.3. Основные черты современного товарного производства Украины.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по политэкономии.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

  Все более возрастает значение среди  совокупности потребительных стоимостей различных видов современного транспорта, энергии, информации, компьютерного обеспечения, доставки энергоносителей и т.п.

  Как и потребительные стоимости, товары качественно разнородны, а поэтому несоизмеримы.

  Итак, потребительная стоимость товара – это способность продукта удовлетворять потребности не товаропроизводителя, а покупателя, т.е. это общественная потребительная стоимость. Эта стоимость бывает двух видов: а) удовлетворяет личные или общественные потребности; она не содержит в себе общественных отношений; б) она является предметом обмена и отражает степень общественного разделения труда, его историческую зрелость, тесно связана с прогрессом науки и техники, развитием производительных сил в целом; создается конкретным трудом.

2.2. Стоимость и меновая  стоимость. Величина стоимость товара.

  Что же позволяет соизмерять огромную совокупность товаров? Что у них есть общего?

  Это второе свойство товара – стоимость.

  В отличие от потребительной стоимости, стоимость не лежит на поверхности  явлений, поэтому выяснить ее природу  сложнее.

  Формой  ее проявления является меновая стоимость, т.е. количественное отношение (пропорция), в котором одни потребительные стоимости обмениваются на другие. Это отношение постоянно меняется в зависимости от места и времени, что создает впечатление случайности, отсутствия внутренней устойчивой основы меновой стоимости. В действительности, как бы ни отличались меновые стоимости одного и того же товара, они всегда имеют нечто общее.

  В самых разнообразных  товарах  общим является одно свойство: они  – продукты труда.

  Приравнивание одних товаров к другим предусматривает, очевидно,их объективное равенство еще до обмена.

  Внутренним  содержанием товара является стоимость  как вложенный в товар труд – то общее, что находит выражение в меновом соотношении товаров. Именно стоимость, т.е. труд, воплощенный в товаре, делает товары сравнимыми, тогда как потребительные стоимости товаров отличаются.

  Стоимость выражает отношения между товаропроизводителями  по поводу сравнения затрат их труда  на производство благ и услуг, которыми они обмениваются.

  Количественные  характеристики труда, затраченного на изготовление товара, воплощаются в величине стоимости товара.

  Различают индивидуальный и общественно необходимый труд, а соответственно индивидуальную и общественную потребительную стоимость.

  Товаропроизводители действуют в различных индивидуальных и природно-климатических условиях. Поэтому на производство товаров одного и того же вида, одинаковой массы и одинакового качества затрачивается разное количество труда, находящего свое воплощение в затратах рабочего времени. В соответствии с этим в товарах воплощается различная индивидуальная стоимость.

  Рабочее время, затраченное на производство товара отдельным товаропроизводителем (предприятием), называется индивидуальным рабочим временем, а стоимость, созданная им, – индивидуальной стоимостью.

  Но  на рынке все товары одинаковой потребительной стоимости оцениваются покупателями (потребителями) одной мерой, которая не совпадает с индивидуальным рабочим временем. Это означает, что рынок в процессе обмена учитывает лишь общественную стоимость. Величина ее определяется не индивидуальными затратами труда, а общественно необходимым рабочим временем, т.е. тем рабочим временем, которое определяется наличными общественно нормальными условиями производства при среднем в конкретном периоде и в данном обществе уровне умения и интенсивности труда товаропроизводителей.

  Общественно нормальные условия производства –  это типичные, господствующие в конкретном обществе в определенный период времени.

  Следовательно, величина стоимости товара в значительной мере определяется общественно необходимыми затратами труда и измеряется общественно необходимым рабочим временем.

  Величина  последнего, как правило, совпадает  с индивидуальными затратами тех товаропроизводителей, которые доставляют на рынок преобладающее большинство товаров одного вида, и устанавливается стихийно в процессе конкурентной борьбы.

  Такие товаропроизводители находятся  в лучшем положении, чем их конкуренты, затрачивающие больше труда, т.к. они  несут потери на сумму реализованной продукции, умноженную на разность общественной и индивидуальной стоимости.

  Общественно необходимое время и обусловленная  им величина общественной стоимости  не остаются неизменными и зависят  от производительной силы труда и его интенсивности

  Производительная  сила труда определяется, в свою очередь, уровнем развития науки, природными способностями, опытом, культурой, квалификацией работника, а также общественной комбинацией производственного процесса и природными условиями, в которых она происходит.

  Производительность  труда выражается в количестве продукции, произведенной за единицу времени (час, рабочий день и т.д.), или количеством времени, затраченным на изготовление единицы продукции.

  Величина  стоимости товара меняется прямо  пропорционально количеству и обратно пропорционально производительной силе труда.

  Во  время более интенсивного труда  единица времени выражает большую массу труда.

  Базовой величиной для измерения стоимости  товара являются затраты простого труда, т.е. труда без специальной квалификации. Простой труд – неквалифицированный труд, не требующий предварительной подготовки. Характеризуется затратой простой рабочей силы среднего человеческого организма, т.е. посильного каждому здоровому члену общества на данном  этапе развития.

  Сложный труд – квалифицированный труд, требующий специальной подготовки производителя. За единицу сложного труда воздается большая стоимость, чем за единицу простого. Сложный труд сводится к простому (редукция труда) через рыночные отношения.

  2.3. Закон стоимости и его функции.

  Закон стоимости означает обмен эквивалентов, т.е. обмен товаров и услуг между производителями и их покупку на рынке в соответствии с общественно необходимыми затратами на их изготовление.

  Закон стоимости выражает:

  1. внутренне необходимые, существенные и устойчивые связи между индивидуальным и общественно необходимым рабочим временем. Принуждает товаропроизводителя снижать индивидуальную стоимость товаров (за счет улучшения организации производства, внедрения новой техники и, как следствие, – роста объемов производства), уменьшая при этом стоимость полезных благ. Этот закон является движущей силой развития производительных сил;
  2. закон стоимости выступает как обмен эквивалентов, т.е. обмен товаров в соответствии с количеством и качеством затраченного на них общественно необходимого труда. В этом случае он действует в сфере обмена;
  3. означает наличие устойчивых связей между производителями одного вида товаров через конкуренцию, при которой осуществляется возможное давление одного предпринимателя на другого. Роль движущей силы развития производства в этом случае закон стоимости исполняет в неразрывном единстве сфер непосредственного производства и обмена;
  4. закон стоимости означает наличие устойчивой связи между спросом и предложением. Если количество труда отвечает размерам общественной потребности, то товар продается по его стоимости, т.е. закон стоимости стихийно регулирует пропорции распределения общественного труда между отраслями;
  5. закон стоимости выражает внутренне необходимые связи между трудом производителя товаров в прошлом и настоящими условиями производства, т.е. стоимость товаров обусловлена рабочим временем, которое израсходовано на их воспроизводство;
  6. закон стоимости выражает внутренне необходимые и устойчивые связи между стоимостью и ценами товаров.

  Основные  функции закона стоимости

  Закон стоимости является:

  1. стихийным регулятором товарного производства – эту функцию он выполняет в сочетании с другими законами;
  2. движущей силой стихийного развития производительных сил;
  3. основой дифференциации товаропроизводителей.

  Действие  закона стоимости, наряду с другими  факторами, способствует формированию рыночной экономики и ее эволюции.

  Развитие  противоречий, действие экономических  законов производства связаны с использованием системы стоимостных категорий. Кроме категории «цена», сюда относятся категории себестоимости продукции (индивидуальные издержки производства), прибыль, кредит и процент, земельная рента, заработная плата и др. В своем движении эти категории обособляются от сущности, приобретая новые черты. В экономической науке эти формы получили название превращенных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Развитие товара и  товарного производства в современных  условиях.

3.1. Основное противоречие  товарного производства.

     Частная собственность противопоставляет, разъединяет производителей. Труд каждого из них выступает как его личное дело. Каждый производитель трудится отдельно на свой страх и риск, изготавливает, что считает нужным или умеет, в том количестве, в каком желает или может, используя при этом доступные ему собственные средства производства. Поэтому в условиях частной собственности труд каждого производителя является непосредственно частным, т. е. носит частный характер. В то же время общественное разделение труда, как известно ставит всех производителей в зависимость друг от друга. Каждый из них производит не для себя, а для других, для обмена рынке. Все производители работают друг на друга, и труд каждого в конечном счете потенциально выступает как частица общественного труда. В этом проявляется общественная природа или характер их труда.

       Между частным и общественным  трудом товаровладельцев существует  глубокое противоречие, основное  противоречие товарного производства. Его суть в том, что частный  в процессе производства характер  труда может проявить свою общественную природу лишь на рынке, в обмене, когда производитель на продукт своего труда (товар) получит другой товар. Когда отдельный производитель трудится обособленно от других, он не знает общественных потребностей, не знает, сколько таких же потребительных ценностей вынесут на рынок остальные производители, какие при этом затраты труда будут признаны нормальными, общественно допустимыми. В случае, если потребительных ценностей оказалось на рынке больше, чем требуется покупателям, или на их производство затрачено труда больше нормы, то частный труд полностью или частично не проявит своего общественного характера. Не получив общественного признания, такой труд окажется бесполезным, т. е. затраченным впустую. Часть производителей не получат должной материальной компенсации в обмен на свой товар. В результате они не смогут удовлетворить свои потребности и нормально продолжить процесс производства. В данном случае противоречие между частным и общественным трудом проявляется в разрушительной форме, влекущей за собой человеческие трагедии.

  Основное противоречие простого товарного производства проявляется в различных формах, важнейшими из которых являются: противоречие между потребительной ценностью и ценностью; конкретным и абстрактным трудом; продавцами и покупателями и др.

       Противоречие между общественным  характером труда и его обособленностью  является основным противоречием  товарного производства. Применительно  к каждому товару это противоречие  разрешается на рынке, но вместе  с тем оно постоянно воспроизводится как противоречие товарной организации общественного хозяйства в целом.

 Включение  в состав совокупного общественного  труда — самая сложная и  жизненно важная для каждого  товаропроизводителя проблема, ибо  в случае неудачи он не продаст свой продукт и понесет потери, а иногда может и разориться. Проблема усугубляется тем, что структура общественных потребностей не является постоянной, неизменной, раз и навсегда данной. Время от времени она обязательно перестраивается, а значит, должна перестраиваться и структура производства, структура совокупного общественного труда. Угроза, что его товар не будет реализован, вынуждает товаропроизводителя чутко реагировать па конъюнктуру рынка, постоянно приспосабливаться к ней.

  В этом проявляются и сильные стороны товарно-денежных отношений, заставляющих производителя напряженно трудиться, искать, рисковать, и их противоречивый, ограниченный, в конечном счете исторически преходящий характер.

  Внутренние противоречия товарного производства и обмена определенным образом отражаются в сознании людей, что сказывается как на их оценке экономических явлений, так и на поведении, поступках. Если при определенном, зачастую непредсказуемом стечении обстоятельств судьба производителя полностью зависит от того, будет ли продан его товар, получит ли он должную компенсацию жизненной энергии, израсходованной при изготовлении товара, то вполне понятным становится стремление товаропроизводителя оценивать явления, вытекающие из взаимосвязей людей в процессе производства, как предопределенные взаимоположением вещей (товаров). В результате в глазах людей вещи (товары) приобретают свойства, которые им в действительности не могут быть присущи и которые служат лишь отражением определенных экономических отношений. В частности, создается впечатление, что ценность или способность к обмену присуща вещи (товару) от природы. Известную мистификацию явлений и процессов товарного производства и обмена Маркс определил как товарный фетишизм.

Информация о работе Развитие товара и товарного производства в современных условиях