Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа
Цель данной работы – на основе обобщения материала по данной проблеме раскрыть сущность товарного производства, его основные формы и противоречия.
Введение
Глава 1. Сущность и основные черты товарного производства
1.1 Причины возникновения, основные черты и сущность товарного производства
1.2. Основные типы товарного производства.
Глава 2. Товар и его свойства.
2.1. Потребительская стоимость товара.
2.2. Стоимость и меновая стоимость. Величина стоимость товара.
2.3. Закон стоимости и его функции.
Глава 3. Развитие товара и товарного производства в современных условиях.
3.1. Основное противоречие товарного производства.
3.2. Эволюция товара в современных условиях.
3.3. Основные черты современного товарного производства Украины.
Заключение
Список литературы
Все более возрастает значение среди совокупности потребительных стоимостей различных видов современного транспорта, энергии, информации, компьютерного обеспечения, доставки энергоносителей и т.п.
Как и потребительные стоимости, товары качественно разнородны, а поэтому несоизмеримы.
Итак, потребительная стоимость товара – это способность продукта удовлетворять потребности не товаропроизводителя, а покупателя, т.е. это общественная потребительная стоимость. Эта стоимость бывает двух видов: а) удовлетворяет личные или общественные потребности; она не содержит в себе общественных отношений; б) она является предметом обмена и отражает степень общественного разделения труда, его историческую зрелость, тесно связана с прогрессом науки и техники, развитием производительных сил в целом; создается конкретным трудом.
2.2. Стоимость и меновая стоимость. Величина стоимость товара.
Что же позволяет соизмерять огромную совокупность товаров? Что у них есть общего?
Это второе свойство товара – стоимость.
В отличие от потребительной стоимости, стоимость не лежит на поверхности явлений, поэтому выяснить ее природу сложнее.
Формой ее проявления является меновая стоимость, т.е. количественное отношение (пропорция), в котором одни потребительные стоимости обмениваются на другие. Это отношение постоянно меняется в зависимости от места и времени, что создает впечатление случайности, отсутствия внутренней устойчивой основы меновой стоимости. В действительности, как бы ни отличались меновые стоимости одного и того же товара, они всегда имеют нечто общее.
В самых разнообразных товарах общим является одно свойство: они – продукты труда.
Приравнивание одних товаров к другим предусматривает, очевидно,их объективное равенство еще до обмена.
Внутренним содержанием товара является стоимость как вложенный в товар труд – то общее, что находит выражение в меновом соотношении товаров. Именно стоимость, т.е. труд, воплощенный в товаре, делает товары сравнимыми, тогда как потребительные стоимости товаров отличаются.
Стоимость
выражает отношения между
Количественные характеристики труда, затраченного на изготовление товара, воплощаются в величине стоимости товара.
Различают индивидуальный и общественно необходимый труд, а соответственно индивидуальную и общественную потребительную стоимость.
Товаропроизводители
действуют в различных
Рабочее время, затраченное на производство товара отдельным товаропроизводителем (предприятием), называется индивидуальным рабочим временем, а стоимость, созданная им, – индивидуальной стоимостью.
Но на рынке все товары одинаковой потребительной стоимости оцениваются покупателями (потребителями) одной мерой, которая не совпадает с индивидуальным рабочим временем. Это означает, что рынок в процессе обмена учитывает лишь общественную стоимость. Величина ее определяется не индивидуальными затратами труда, а общественно необходимым рабочим временем, т.е. тем рабочим временем, которое определяется наличными общественно нормальными условиями производства при среднем в конкретном периоде и в данном обществе уровне умения и интенсивности труда товаропроизводителей.
Общественно нормальные условия производства – это типичные, господствующие в конкретном обществе в определенный период времени.
Следовательно, величина стоимости товара в значительной мере определяется общественно необходимыми затратами труда и измеряется общественно необходимым рабочим временем.
Величина последнего, как правило, совпадает с индивидуальными затратами тех товаропроизводителей, которые доставляют на рынок преобладающее большинство товаров одного вида, и устанавливается стихийно в процессе конкурентной борьбы.
Такие товаропроизводители находятся в лучшем положении, чем их конкуренты, затрачивающие больше труда, т.к. они несут потери на сумму реализованной продукции, умноженную на разность общественной и индивидуальной стоимости.
Общественно
необходимое время и
Производительная сила труда определяется, в свою очередь, уровнем развития науки, природными способностями, опытом, культурой, квалификацией работника, а также общественной комбинацией производственного процесса и природными условиями, в которых она происходит.
Производительность труда выражается в количестве продукции, произведенной за единицу времени (час, рабочий день и т.д.), или количеством времени, затраченным на изготовление единицы продукции.
Величина стоимости товара меняется прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительной силе труда.
Во время более интенсивного труда единица времени выражает большую массу труда.
Базовой
величиной для измерения
Сложный труд – квалифицированный труд, требующий специальной подготовки производителя. За единицу сложного труда воздается большая стоимость, чем за единицу простого. Сложный труд сводится к простому (редукция труда) через рыночные отношения.
2.3. Закон стоимости и его функции.
Закон стоимости означает обмен эквивалентов, т.е. обмен товаров и услуг между производителями и их покупку на рынке в соответствии с общественно необходимыми затратами на их изготовление.
Закон стоимости выражает:
Основные функции закона стоимости
Закон стоимости является:
Действие закона стоимости, наряду с другими факторами, способствует формированию рыночной экономики и ее эволюции.
Развитие
противоречий, действие экономических
законов производства связаны с использованием
системы стоимостных категорий. Кроме
категории «цена», сюда относятся категории
себестоимости продукции (индивидуальные
издержки производства), прибыль, кредит
и процент, земельная рента, заработная
плата и др. В своем движении эти категории
обособляются от сущности, приобретая
новые черты. В экономической науке эти
формы получили название превращенных.
Глава 3. Развитие товара и товарного производства в современных условиях.
3.1. Основное противоречие товарного производства.
Частная
собственность
Между частным и общественным
трудом товаровладельцев
Основное противоречие простого товарного производства проявляется в различных формах, важнейшими из которых являются: противоречие между потребительной ценностью и ценностью; конкретным и абстрактным трудом; продавцами и покупателями и др.
Противоречие между
Включение
в состав совокупного
В этом проявляются и сильные стороны товарно-денежных отношений, заставляющих производителя напряженно трудиться, искать, рисковать, и их противоречивый, ограниченный, в конечном счете исторически преходящий характер.
Внутренние противоречия товарного производства и обмена определенным образом отражаются в сознании людей, что сказывается как на их оценке экономических явлений, так и на поведении, поступках. Если при определенном, зачастую непредсказуемом стечении обстоятельств судьба производителя полностью зависит от того, будет ли продан его товар, получит ли он должную компенсацию жизненной энергии, израсходованной при изготовлении товара, то вполне понятным становится стремление товаропроизводителя оценивать явления, вытекающие из взаимосвязей людей в процессе производства, как предопределенные взаимоположением вещей (товаров). В результате в глазах людей вещи (товары) приобретают свойства, которые им в действительности не могут быть присущи и которые служат лишь отражением определенных экономических отношений. В частности, создается впечатление, что ценность или способность к обмену присуща вещи (товару) от природы. Известную мистификацию явлений и процессов товарного производства и обмена Маркс определил как товарный фетишизм.
Информация о работе Развитие товара и товарного производства в современных условиях