Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:55, контрольная работа
Политология как наука возникла сравнительно недавно, но политические идеи, концепции и теории формировались веками. Возникновение первых политических учений тесно связано с появлением государства. Первенство в этом отношении принадлежит государствам Древнего Востока. Однако своей наивысшей точки политическая мысль древнего мира достигает в западном регионе. Политическая традиция древних государств дала миру несколько общих парадигм.
Введение
1. Основные направления развития политической науки
2. Политико-правовая мысль Древнего Востока
3. Политическая мысль европейского средневековья
4. Политическая мысль Возрождения и Реформации
Литература
В отличие от многих, кто в то время призывал управлять непокорными с помощью жестоких мер, Конфуций настаивал на том, что людей нужно воспитывать, а не наказывать.
Приблизительно в середине V в до н.э. в Китае возникла еще одна политико-философская школа – моизм. Её основателем был Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.). Моисты утверждали, что все люди равны перед божественным небом. Причина общественных проблем виделась в отказе от завещаний предков. Основополагающим в учении был принцип всеобщей любви. Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство во главе с сильным правителем и четкой исполнительной службой. При этом советники и чиновники из любви к правителю должны проявлять сдержанность, высокую работоспособность и желание служить и покоряться правителю без размышлений, а он, в свою очередь, должен тоже отвечать им любовью - платить большую заработную плату, раздавать чины, награждать земельными участками. Для установления полного единства следовало вырабатывать единомыслие в среде подданных с помощью наград и наказаний. Участие народа исключалось не только в управлении государством, но даже в обсуждении государственных дел.
И, наконец, еще одно из наиболее
известных политических течений
Древнего Китая – легизм. Его
основателем был Шан Ян (390 – 338
гг. до н.э.), инициатор реформ, которые
узаконили в китайском
С точки зрения легистов, успеха в политике достигают только те, кто опирается на силу, принуждение, знает ситуацию в государстве и использует точные расчеты. Вся полнота власти должна быть сконцентрирована в руках верховного правителя, который освобождает своих наместников от властных полномочий. На административные посты рекомендовалось брать прежде всего тех, кто доказал свои верноподданнические убеждения на государственной службе или в армии. А чтобы обеспечить представительство в госаппарате зажиточных слоев населения, эти должности планировалось продавать. Специфическим было и суждение об утверждении единых для всех законов; под законом легисты понимали не общечеловеческие нормы, а способы запугивания, предупредительного террора.
Итак, политико-правовая мысль
Древнего Востока имела теократический
характер – сознание людей было
подчинено религиозному мировоззрению,
власть верховного правителя рассматривалась
как власть, исходящая от бога. Общими
чертами восточной политической
традиции были деспотизм, фатализм. Но
каждая из древних цивилизаций внесла
и свои специфические моменты: в
Египте и Вавилоне произошла сакрализация
субъектов политической власти, в
Индии существовала строгая регламентация
всей общественно–политической жизни
в виде кастового строя, в Китае
зародилась этика власти, идея среднего
пути, концепция ограничения власти
правителя с помощью
3. Политическая
мысль европейского
Средними веками условно называют период между Древним миром и Новым временем. Его принято датировать от крушения Западной Римской империи (476 г.) до XIV в. Время с XV в. и до середины XVII в. названо эпохой Возрождения и Реформации. Этот период относят либо к позднему средневековью, либо к началу Нового времени.
Понимание трудов средневековых
мыслителей невозможно без знания основных
идеологических постулатов христианства,
которое стало теоретической
основой этого периода развития
европейской общественной мысли. Христианство
возникло в I веке в восточных провинциях
Римской империи, как религия
угнетенных. В христианской доктрине
утверждалась ценность человеческой личности;
каждый создан по образу и подобию
Бога, и потому никто не может
отречься от себя, поскольку отрекается,
таким образом, от Бога. Человек имеет
бессмертную душу, и лично отвечает
перед Богом за все содеянное.
Перед Богом все равны, как
равны между собой дети одного
Отца. Внимание к отдельной личности
(а не к семье, общине, государству)
сделало христианство универсальной,
мировой религией, не привязанной
к какому–то определенному
Постепенно, с развитием
христианства, изначальные общины христиан
постепенно трансформировались, и на
их основе складывалась церковная организация.
Эта организация, постепенно усложняясь,
приобретала иерархический
Эту проблему поставил уже Августин (345- 430 гг.) в работе «О граде божьем». Его идея состоит в том, что вся история человечества представляет собой историю борьбы двух враждующих царств – царства света (Бога) и царства тьмы (дьявола). Приверженцы Бога на земле, войдя в лоно церкви, строят град Божий, а сторонники дьявола строят светское, земное государство. Земное государство основано на любви человека к самому себе, на эгоизме. Это царство греха, где идет непрерывная борьба, происходят войны, конфликты. Церковь же основана на самоотверженной любви человека к Богу. По его мнению, приоритетной в обществе должна быть духовная власть и церковь, как преемница божественной воли, а смыслом истории должна стать победа христианства во всемирном масштабе.
Политическое учение Фомы
Аквинского (1225-1274 гг.) способствовало
окончательному становлению средневековой
религиозной догматики. Политические
взгляды этого мыслителя
Целью государства является общее благо – создание условий для достойной, разумной жизни. Под достойной и разумной жизнью Фома понимал господствующее положение правителя, отчуждение от политики земледельцев, ремесленников и торговцев, и необходимость придерживаться завещанного Богом долга - подчиняться правителю. Однако, если светская власть нарушает законы Бога, то подданные вправе оказать сопротивление такой власти.
С точки зрения Фомы, человек, как гражданин христианского государства, имеет дело с четырьмя видами законов - вечным, естественным, человеческим и Божественным. Вечный закон – это Божественный разум, правящий Вселенной; этот закон заключен в Боге, и потому существует сам по себе. Все остальные законы происходят от вечного, и подчинены ему. Естественный закон – это отражение вечного закона в человеческом разуме; закон человеческий создан по воле людей, издан компетентной властью и обнародован (его цель – достижение общего блага); Божественный закон – это законы Ветхого и Нового завета, которые призваны помочь человеку достичь блаженства в потустороннем мире.
С XIV в., в связи с формированием
централизованных национальных государств
и ростом влияния королевской
власти, власть церкви начинает ослабевать.
Это вызвало новую волну
4. Политическая мысль Возрождения и Реформации
Период Возрождения (ХIV – XVI вв.) и Реформации (XVI в.) – это эпоха зарождения новых буржуазных отношений. Основными проблемами, которые выдвинулись на передний план и требовали решения, были: новое видение человека, понимание его свободы, прав и обязанностей; новые подходы к вопросу о собственности, право на которую отстаивали все более широкие слои населения; вопрос о доступе к власти (закономерно возрастало число людей, которые могли и хотели принять участие в политической жизни).
В новых нарождающихся капиталистических условиях изменяются основные источники власти. Уже не физическая сила, мужество, умение владеть мечом были источником власти, а инициативность, способность к коммерции, умение общаться, делать деньги, самоотверженно работать. Капитализм, связанный со свободной рабочей силой и ее мобильностью, требовал значительно большей свободы для человека.
В эпоху Возрождения, на основе
трудов античных мыслителей и в противовес
средневековой теологической
Хронологические рамки Реформации – 1517-1559 гг. Ее принято делить на два направления: бюргерское (Мартин Лютер, Жан Кальвин) и народное (Томас Мюнцер, анабаптисты).
Мартин Лютер (1483–1546 гг.), доктор богословия из Германии, выступил против традиционной католической церкви в своих 95 тезисах. Он по - своему попытался восстановить значение веры. Утверждая свободу, но свободу в рамках религии, он отбрасывал вековечный порядок, законность папской власти, традиционность церковного вероучения. Все это предлагалось заменить личным отношением к Богу, избавиться в вере от посредничества церкви, что разрушало средневековую политику и идеологию.
Он выступал за церковное
самоуправление и духовное равенство,
а также вернул идее государственной
власти ее достоинство. Он писал, что
светская власть необходима потому, что
в мире мало истинных христиан. И
потому светское правление необходимо
для сдерживания злых людей, для
сохранения мира и спокойствия. Но у
светского правления должны быть
свои пределы – оно не имеет
права диктовать законы душам, это
право принадлежит только Богу. В
отличие от средневековой идеи о
всеевропейской христианской государственности,
Лютер был сторонником
Жан Кальвин (1509-1564 гг.) под
влиянием идей Лютера примкнул к протестантизму.
Строгость его идей превосходила
католическую веру. С современной
точки зрения кальвинизм выглядит как
жесткая форма церковного контроля
над личностью, и тем не менее,
его учение приняли наиболее развитые
в экономическом отношении
Все люди в соответствии
с непознанной волей Бога разделялись
на избранных и обреченных. Первым
уготовано спасение, вторым, независимо
от того, праведно или неправедно они
живут – ад. Но людям неизвестен
промысел Божий, и они не знают, кто
является избранником. Ничто не может
повлиять на предопределение, никакими
добрыми делами и заслугами не
изменить выбор Бога, но каждый человек
должен быть уверен, что именно он избранник
Божий. Потому единственное, что они
могут делать – это не терять
времени и работать, создавать
капитал. Капитал – это дар
Божий, к которому нужно соответственно
относиться, пускать в оборот. Кто
достигает высот в своей
Кальвин выступал за жесткую регламентацию жизни людей, суровые наказания (включая и физические) за нарушение правил. Нормировались еда, одежда, частная жизнь.
Установка на успешную профессиональную
деятельность в сочетании с аскетизмом
в быту вполне соответствовала периоду
первоначального накопления капитала
и становлению
Политическая доктрина Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) является первой политической философией и теорией эпохи Возрождения, освобожденной от религиозного духа. Макиавелли выделил изучение политики в самостоятельную науку, рассматривал ее как искусство, как символ веры, которая должна стать главенствующей в мировоззрении человека. Он впервые рассмотрел человеческую жизнь через призму политики, и пришел к выводу, что только развитие нового политического сознания может стать основой выхода из кризиса общества, изложил политическую идеологию и политическую теорию в форме своеобразного мифа, направленного на формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать единое государство.
Наиболее известные его
два произведения - «Государь» и
«Размышления на первую декаду Тита Ливия».
Макиавелли отбрасывает смешанные
формы государства, утверждая, что
государство может быть сильным
только тогда, когда оно либо монархия,
либо республика. Суть государства
состоит в обеспечении