Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:55, контрольная работа
Политология как наука возникла сравнительно недавно, но политические идеи, концепции и теории формировались веками. Возникновение первых политических учений тесно связано с появлением государства. Первенство в этом отношении принадлежит государствам Древнего Востока. Однако своей наивысшей точки политическая мысль древнего мира достигает в западном регионе. Политическая традиция древних государств дала миру несколько общих парадигм.
Введение
1. Основные направления развития политической науки
2. Политико-правовая мысль Древнего Востока
3. Политическая мысль европейского средневековья
4. Политическая мысль Возрождения и Реформации
Литература
Содержание
Введение
1. Основные направления развития политической науки
2. Политико-правовая мысль Древнего Востока
3. Политическая мысль европейского средневековья
4. Политическая мысль Возрождения и Реформации
Литература
Введение
Политология как наука возникла сравнительно недавно, но политические идеи, концепции и теории формировались веками. Возникновение первых политических учений тесно связано с появлением государства. Первенство в этом отношении принадлежит государствам Древнего Востока. Однако своей наивысшей точки политическая мысль древнего мира достигает в западном регионе. Политическая традиция древних государств дала миру несколько общих парадигм.
Наиболее ранней теоретической моделью понимания феномена политического была теологическая парадигма. Она характерна для ранних этапов существования общества. Политика, политическая власть рассматривались как явления надприродные, созданные Богом. Все политические изменения объяснялись божественной волей и божественным промыслом. При таком подходе значение человеческого фактора в политике было сведено к нулю.
Теологическую логику политических
взаимоотношений людей и власти
переняли тоталитарные режимы ХХ в. Людские
массы рассматривались как
1. Основные направления развития политической науки
Натуралистическая парадигма
начинает формироваться с ХV-XVI вв.
Это определенный исторический рубеж,
когда феодализм с его
Основными проблемами, которые
вышли на передний план и требовали
решения, были: новое видение человека,
понимание его свободы, прав и
обязанностей; новые подходы к
вопросу о собственности, право
на которую отстаивали все более
широкие слои населения; вопрос о
доступе к власти (с ростом числа
собственников закономерно
Согласно натуралистической парадигме природа, источники и границы существования политики определяются внесоциальными факторами, которые носят не приобретаемый, а врожденный или неизменный для человека и общества характер. К таким внесоциальным факторам относили географическую среду, инстинкты, рефлексы и физиологические особенности человека. На основе натуралистической парадигмы в дальнейшем развились геополитика, биополитика и ряд психологических концепций.
Так, родоначальники и сторонники
географического направления (Ж.Боден,
Ш.Монтескье, Х.Макиндер, С.Хантингтон,
А.Тойнби), которое постепенно трансформировалось
в геополитику, утверждали и доказывали
зависимость государственной
Сторонники биополитики
(Ч.Ломброзо, М.Нордау, Д.Армстронг, Э.Дюркгейм
и др.) изучали взаимосвязь
Более глубокое изучение психики
человека привело к формированию
ряда психологических концепций, с
точки зрения которых основные причины
социальных явлений коренятся в
психике индивида или общества (Л.Уорд,
Гюстав Ле Бон, Г.Тард, Ч.Кули, У.Мак–Дугалл,
З.Фрейд и другие). Так сформировались
политический эволюционизм, утверждающий,
что общество развивается в соответствии
с этапами космической
Социальная парадигма вобрала в себя ряд достаточно разрозненных теорий, которые объясняют природу политики через творческую роль той или иной сферы общественной жизни – экономики, права, культуры, или же через приобретенные качества субъекта социального действия.
Так, например, с точки
зрения марксизма, в основе социального
развития лежат производственные отношения.
Динамика общества помещается внизу, в
сфере материального
В рамках данной парадигмы достаточно большое внимание уделяется и праву, которое может рассматриваться как системообразующая сфера общества, которая обеспечивает равновесие социальных институтов, предотвращает конфликты.
Культурологический подход предполагает рассмотрение политики в зависимости от особенностей человека, приобретенных в ходе социальной эволюции. Политика рассматривается как явление, обусловленное культурными, религиозными, этико-нормативными факторами.
Рационально–критическая парадигма
дает наиболее реалистическое объяснение
природы политики, которое предполагает
установление внутренних законов и
механизмов в политике, а не поиск
внешних факторов (божественного
влияния, природных или социальных
воздействий). В рамках этой парадигмы
можно выделить ряд теоретических
подходов, которые различаются между
собой, что объясняется
Выделение и развитие основных парадигм помогает политологам увидеть связь между собственными исследованиями и глобальными научными теориями, соотнести свой предмет с другими феноменами и процессами. На сегодняшний день политология, пройдя столетний путь со времени своего возникновения, приобрела статус поистине системной науки.
2. Политико-правовая мысль Древнего Востока
Источниками политической мысли Древнего Востока являются: мифология восточных народов, Пятикнижие Моисея (Старый Завет Библии), древневавилонский политико-правовой памятник ХVIII в. до н.э. «Законы Хаммурапи», труды персиянина Заратустры (Зороастра) (660–583 гг. до н.э.), учение древнекитайского мыслителя Конфуция (551–479 до н.э.), древнеиндийский трактат IV в. до н.э. «Артхашастра, или наука о политике», политико-правовой памятник II в. до н.э. «Законы Ману» и другие.
Становление политико-правовых учений Древнего Востока происходило на основе религиозно-мифологического мировоззрения. В этих учениях подчеркивался божественный характер власти, законов, их соответствие справедливости и божественным установлениям. Так, царей, жрецов и других представителей власти чаще всего рассматривали как наместников бога на земле. Таким же было и отношение к законам. Люди считали, что корни законов уходят не в земную жизнь, а в небесный космический миропорядок; что они в полном объеме передаются правителю, а он, в свою очередь, поручает своим чиновникам осуществление и реализацию этих законов. Власть базировалась на жестоких наказаниях, навязывании массовому сознанию мифологических, иллюзорных представлений о жизни, справедливости и счастье, культивировании бессловесного подчинения.
Источник власти был вне понимания простого человека. Вся полнота власти принадлежала правителю. Основным признаком данной власти было подавление любого непослушания, любого неповиновения во имя сохранения миропорядка.
Для ранней стадии царской власти характерными были два признака: грандиозность планов и принудительная организация труда как условие их осуществления. Царская власть собрала воедино огромную рабочую массу, дисциплинировала ее и мобилизовала на осуществление проектов, которые и сейчас вызывают удивление (к примеру, египетские пирамиды или Великая китайская стена).
На ранних этапах появления
политической мысли древние мыслители
лишь описывали существующее общественно-политическое
устройство, не задумываясь над необходимостью
его изменения или
Несмотря на сходные черты,
каждая из древневосточных цивилизаций
имела и свою специфику. Так, на основе
«Поучения Птаххетепа» (министра египетского
фараона Айсеса (2690–2625 гг. до н.э.) сегодня
возможно восстановить пирамиду власти
в Древнем Египте. Во главе этой
пирамиды находились боги, которые
оказывали покровительство
В Древней Индии границы социальных групп (каст) были четко зафиксированы. Каждая каста представляла собой замкнутую группу, которой отводилось строго определенное место в общественной иерархии. Переход из касты в касту мог идти только сверху вниз. В священных книгах – Ведах - подробно описывается иерархическое устройство древнеиндийского общества. Оно было разделено богами на четыре варны: брахманы (священнослужители), кшатрии (землевладельцы), вайшья (городские торговцы и ростовщики), шудры (ремесленники и крестьяне). Вне этой системы находились неприкасаемые, занятые тяжелыми и ритуально нечистыми работами. Они часто жили за пределами деревни или на окраине города, чтобы своим присутствием не осквернять жизнь высших каст. Внутри касты существовала жесткая дисциплина. Общение должно было быть ограничено своим социальным кругом, запрещались браки и совместное принятие пищи представителями разных каст, запрещалась смена кастовой профессии. Семьи и отдельные лица, которые не соблюдали необходимых правил, подвергались самому страшному наказанию – изгнанию из касты. А так как безопасность человека и его положение в обществе зависели от принадлежности к определенной социальной группе, то он или должен был вымолить себе прощение, или опуститься на дно социальной пирамиды.
Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая приходится на VI – III вв. до н.э. В этот период возникли такие известные политические учения, как даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Зарождение даосизма связывают
с именем мудреца Лао-Цзы (IV вв. до
н.э.), составившего трактат “Дао де
цзин”. В основе книги лежит учение
о дао (дословно – “путь”), что
по китайским верованиям означало правильный
путь человека или народа, обусловленный
велением неба. Дао – это абсолютное
мировое начало. Оно предшествует
небесному правителю и
В социально-этическом отношении в даосизме ведущими были осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности. Природную простоту восстановить должно было разумное правление наследственной знати. Разумный правитель правит государством с помощью недеяния – не навязывает подчиненным своих представлений, не вмешивается в их дела (“Наилучший правитель - тот, о котором народ знает лишь то, что он существует”).
В VI – V вв. до н.е. зародилась
другая древнекитайская политическая
доктрина – конфуцианство, которое
позднее стало самым
Государство рассматривалось
Конфуцием как большая семья,
где император – это суровый
и справедливый отец, а его подданные
– послушные дети. Кроме отношений
между императором и
Все проблемы объяснялись несовершенством общественной морали, и поэтому главная цель виделась в ее усовершенствовании. Управление государством должен был осуществлять правитель, который обязательно должен был быть мудрым и добропорядочным. От его качеств зависели и качества подчиненных («Если правитель имеет благие намерения, то у него будут только хорошие подданные»).