Проблемы внутренней и внешней политики России

Автор: Ирина Соловьева, 26 Августа 2010 в 10:10, реферат

Описание работы

В последние годы на мировой арене произошли существенные перемены. Нарастающие процессы глобализации, несмотря на свои противоречивые следствия, ведут к более равномерному распределению ресурсов влияния и экономического роста, закладывая объективную основу для многополярной конструкции международных отношений. Продолжается укрепление коллективных и правовых начал в международных отношениях на основе признания неделимости безопасности в современном мире. В мировой политике возросло значение энергетического фактора, в целом доступа к ресурсам. Значительно упрочилось международное положение России. Сильная, более уверенная в себе Россия стала важной составной частью позитивных перемен в мире.

Содержание

Введение 3
1. Внутренняя политика России в период президентства В.Путина и Д.Медведева 5
2. Внешняя политика России, ее основные инструменты
3. Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 175.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Тема: Проблемы внутренней и внешней политики России. 
 
 
 
 

                                                          

                                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

                                   

Введение 3
1. Внутренняя  политика России в период президентства В.Путина и Д.Медведева 5
2. Внешняя политика России, ее основные инструменты  
3. Приоритеты  Российской Федерации в решении  глобальных

проблем

 
 
  Заключение  
Список  использованных источников  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В последние годы на мировой арене  произошли существенные перемены. Нарастающие  процессы глобализации, несмотря на свои противоречивые следствия, ведут к  более равномерному распределению  ресурсов влияния и экономического роста, закладывая объективную основу для многополярной конструкции международных отношений. Продолжается укрепление коллективных и правовых начал в международных отношениях на основе признания неделимости безопасности в современном мире. В мировой политике возросло значение энергетического фактора, в целом доступа к ресурсам. Значительно упрочилось международное положение России. Сильная, более уверенная в себе Россия стала важной составной частью позитивных перемен в мире.

     В результате постепенно восстанавливаются равновесие и конкурентная среда, которые были утеряны с окончанием “холодной войны”. Предметом конкуренции, которая приобретает цивилизационное измерение, становятся ценностные ориентиры и модели развития. При всеобщем признании фундаментального значения демократии и рынка как основ общественного устройства и хозяйственной жизни их реализация принимает различные формы в зависимости от истории, национальных особенностей и уровня социально-экономического развития государств.

     Наряду  с позитивными изменениями сохраняются и негативные тенденции: расширение конфликтного пространства в мировой политике, выпадение проблематики разоружения и контроля над вооружениями из глобальной повестки дня. Под флагом борьбы с новыми вызовами и угрозами продолжаются попытки создания “однополярного мира”, навязывания другим странам своих политических систем и моделей развития при игнорировании исторических, культурных, религиозных и других особенностей развития остального мира, произвольного применения и толкования норм и принципов международного права.

     Прочность международных позиций России напрямую зависит от положения внутри страны. Внутреннее укрепление России делает нашу внешнюю политику более целенаправленной и результативной, а российскую дипломатию – более востребованной в мировых делах. Окрепшая Россия уже стала крупным позитивным фактором развития общемировых процессов.

     В последние годы вопросы соотношения  и связей между различными формами  внутренней и внешней политики оказались  в фокусе внимания политической науки. Начиная с 1960-х годов, появились десятки книг и статей, в которых с разных теоретических направлений, под разными углами зрения анализируются как процессы взаимосвязей между видами политики, их механизмы и исторические формы, так и методологические аспекты исследования проблемы. 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВП В.ПУТИНА И Д.МЕДВЕДЕВА 

      Внутренняя политика – совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно- содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя. Сферы внутренней политики многообразны: экономическая, демографическая, культурная, аграрная, социальная и т.п. Одной из этих сфер выступает политическая. Внутренняя политика в политической сфере направлена на модернизацию, совершенствование политической системы общества, отдельных ее институтов, политических отношений и взаимоотношений между институтами, правил, норм, законов, регулирующих эти взаимодействия, и в целом на создание стабильной, эффективно действующей политики.

     «… В феврале 2006 года В. Сурковым была выдвинута концепция суверенной демократии, которая в интерпретации её автора заключается в том, что политика Президента должна в первую очередь пользоваться поддержкой большинства населения в самой России; такая поддержка большинства, и составляет главный принцип демократического общества1

     «Президент  Института энергетической политики Владимир Милов считает, что практически все реформы, начатые Путиным так или иначе завершились неудачно, либо не были доведены до логического конца. К таким реформам политолог причисляет в первую очередь пенсионную реформу, реформу государственного медицинского страхования и льготного лекарственного обеспечения. Такая же участь постигла судебную реформу, реформу местного самоуправления, а также военную реформу. Особенно болезненной для населения была реформа ЖКХ: произошёл рост тарифов, но сервис не улучшился. Милов также указывает на явные минусы нового Трудового кодекса и банковской реформы, при которой доля госбанков поднялась выше метки в 50%.»

   В качестве положительного результата политики Путина обычно отмечается укрепление государственной системы, стабилизация общественно-политической ситуации в России.

   В период президентства  Владимира Путина был образован стабилизационный фонд Российской Федерации, появление которого стало возможным благодаря началу экономического роста. В целом стабилизационный фонд вызывает столкновения сторонников разных путей расходования возросших доходов госбюджета:

  • Экономия. Свести расходы государства к минимуму, сводить бюджет с профицитом, накапливать средства в стабилизационном фонде.
  • Досрочная выплата долгов. Направлять доходы государства в первую очередь на досрочную выплату значительного внешнего долга, накопленного правительствами Михаила Горбачёва и Бориса Ельцина.
  • Социальные проекты. Расходовать средства в первую очередь на различные социальные нужды.

     С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.).

     При Путине произошло значительное увеличение иностранных инвестиций в Россию (с 11 млрд долларов в 2000 году до 53 млрд долларов в 2005 году). По мнению представителя германского правительства, это свидетельствует о стабильности российской экономики. Так, например, Германия выразила готовность инвестировать в энергетические проекты и перерабатывающую промышленность России. В то же время значительная часть этих «инвестиций» фактически представляет собой приобретение российской собственности иностранцами (Тюменская нефтяная компания) либо же они являют собой «отмытый» капитал из России. В последнее время, наоборот, российские власти предпринимают меры по недопущению иностранцев в стратегические сектора экономики или вытеснению их (Штокмановское газовое месторождение, Сахалинские нефтегазовые проекты).

     В течение 2004-2007 годов правительство Владимира Путина предпринимает ряд шагов по досрочному погашению значительного внешнего долга, накопившегося в период нахождения у власти Михаила Горбачёва и Бориса Ельцина.

Досрочные выплаты МВФ:

  • 2001 год — задолженность Центрального банка России перед МВФ — 2,7 млрд долл.;
  • 2005 год — Досрочные выплаты долга МВФ в 2005 году (3,33 млрд долл.) из средств стабфонда повлекли за собой повышение кредитного рейтинга до инвестиционного.
  • Досрочные выплаты 22,5 млрд долл. Парижскому клубу кредиторов — 2006 год;
  • Советские долги Лондонскому клубу кредиторов и коммерческие долги СССР — в 2001 году обменяны на еврооблигации (32 млрд долл.), де-юре не считаются госдолгом.
  • 2007 год — досрочно погашен госдолг перед Соединёнными Штатами по сельхозкредиту 1998 года (343,25 млн долл.).

   В феврале 2005 года Путин высказался за досрочное погашение внешнего долга  РФ, составлявшего 115 млрд долл. В настоящий момент внешнего долга у России практически нет.

   Выступая  в феврале 2008 года на заседании Госсовета, Путин отметил: «Нашим детям не придется отдавать за нас прежние долги. Государственный внешний долг сократился до 3 % ВВП. Что считается одним из самых низких и лучших показателей в мире. Созданы значительные финансовые резервы, защищающие страну от внешних кризисов и гарантирующие исполнение социальных обязательств в будущем».

   Правительству Владимира Путина удалось сосредоточить  в руках государства значительные финансовые резервы:

  • Стабилизационный фонд — до 122 млрд долл. (2007 год);
  • Золотовалютные резервы Центрального банка — 518,8 млрд долл. (18 апреля 2008 год), что составляет третье место в мире, после Китая и Японии.

   Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов.

В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • жильё;
  • сельское хозяйство.

   Первый  вице-премьер Дмитрий Медведев 27 ноября 2005 заявил, что этот список может в будущем быть дополнен наукой и культурой.

   В 2006 году ряд политиков и СМИ называли меры по улучшению демографической ситуации «новым национальным проектом».

     Национальный  проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам):

  • Денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам;
  • Вакцинация;
  • Обследование новорожденных;
  • Проф. Переподготовка;
  • Денежные выплаты за второго ребенка в семье.

   В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект —  «Родовые сертификаты».

   Национальный  проект в сфере образования предусматривает  создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.

  • Конкурсы инновационных вузов;
  • Учебные пособия;
  • Премии школам;
  • Премии лучшим учителям;
  • Премии лучшим ученикам;
  • Транспорт школам сельским;
  • Национальные университеты;
  • Проф.образование в экспериментальных воинских частях;
  • Премии преподавателей ВУЗов.

Информация о работе Проблемы внутренней и внешней политики России