Проблемы теории и практики судопроизводства с участием суда присяжных заседателей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы теории и практики судопроизводства с участием суда присяжных заседателей в РФ.

Задачи курсовой работы:

Рассмотреть мировой и исторический опыт суда присяжных
Охарактеризовать современное состояние суда присяжных в России.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3


Идея суда присяжных и ее реализация в законодательстве……………….6
История возникновения суда присяжных в России ………………………11
Возвращение суда присяжных как способа судопроизводства…………..19
Проблемы и перспективы развития суда присяжных в РФ…………….23
Заключение ………………………………………………………………..............32

Список литературы ……………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая работа суд присяжных.docx

— 82.11 Кб (Скачать)

      Согласно  статьям 100 и 102 Учреждения судебных установлений в очередные списки присяжных заседателей вносились: в столицах с их уездами по 1200 человек; по уездам, в которых более 100 тысяч жителей - 400, а по уездам, где менее 100 тысяч жителей - 200 человек.

      Кроме того, в список запасных присяжных  избирались: в столицах - по 200, а в  других городах - по 600 человек.

      Внесенные в очередные списки присяжные распределялись временными комиссиями, согласно статье 107 Уставов, по кварталам года. Затем списки направлялись председателю окружного суда, а указанные в них присяжные уведомлялись полицией об их избрании с указанием очереди участия в процессе и обязательности явки в суд по его требованию.

     Открытие  новых учреждений в соответствии с новыми уставами, произошло в  Петербурге 17 апреля, а в Москве 23 апреля 1866 года.  На 24 августа 1866 года в Москве была назначена первая сессия суда присяжных, являвшегося центральным звеном новой судебной системы. Оценку начала деятельности судебных органов после их реформирования дал Н.Н.Розин5: «Первые шаги деятельности новых судебных установлений - писал он - были приветствуемы всеми общественными кругами. Всех привлекала простота нового суда, его доступность, быстрота решения дел, участие присяжных». Суд присяжных заседателей действовал в зависимости от характера и важности уголовных дел. Он был создан при Уголовно-кассационном департаменте Сената, при Судебной палате и Окружном суде, что предусматривалось статьями 201, 1105 и 1106 Устава уголовного судопроизводства. Позже суды присяжных были сохранены только при окружных судах.

      После открытия судов присяжных в Петербурге и в Москве, они стали быстро распространяться по стране. Были учреждены  суды присяжных в Харькове, Одессе, Казани, Саратове, Киеве, Вильно. Начиная  с 1866 года по 1883 год, то есть за 18 лет  было образовано 59 судов присяжных. Все заседания судов присяжных проходили открыто, за исключением дел о богохулении, оскорблении святыни и порицания веры. В закрытых заседаниях рассматривались также дела о преступлениях против семейных прав, о преступлениях против чести и целомудрия женщин, и, наконец, о развратном поведении, противоестественных пороках и сводничестве. Дела в судах присяжных рассматривались под председательством одного из членов окружного суда, а в некоторых случаях - в составе председателя, двух коронных судей, 12 присяжных заседателей и двух запасных присяжных. Присяжный заседатель, за неявку в суд по вызову без законных причин, подвергался денежному взысканию. Перед рассмотрением каждого дела, председатель суда предъявлял составленные для заседания списки присяжных сначала прокурору или частному обвинителю, а затем - подсудимому. Присяжные заседатели могли быть отведены сторонами без объяснения причин отвода, который производился вычеркиванием из списка имен отводимых заседателей (ст.655 Уст. уг. судопр.). Прокурор или частный обвинитель имели право отвести не более шести заседателей. Подсудимому, а если их несколько, то всем им вместе, предоставлялось право отвести столько заседателей, чтобы из общего числа тридцати осталось не менее восемнадцати не отведенных лиц (ст.656 Уст. уг. судопр.). После того, как скамья присяжных сформирована, председатель суда приводит присяжных к присяге, каждого по обряду его вероисповедания (ст.664 Уст. уг. судопр.). После этого присяжные из своей среды избирали старшину из числа грамотных людей. В обязанность старшины входило руководство совещанием присяжных. Перед началом судебного следствия председатель суда обязан разъяснить присяжным их права, обязанности  и ответственность. Судебное следствие заканчивалось прениями по существу рассмотренных и проверенных доказательств. Эти прения включают в себя: обвинительную речь прокурора или частного обвинителя; объяснения гражданского истца, защитительную речь защитника или объяснения подсудимого. Основной вопрос, который должен быть поставлен и разрешен присяжными - вопрос о виновности подсудимого в деянии, по обвинению в котором он предан суду. Присяжные подают свои голоса в устной форме отдельно по каждому вопросу. Старшина подает свой голос последним. После вынесения вердикта присяжные возвращаются в зал судебного заседания, где старшина, не читая вердикт, передает опросный лист председателю суда, и коронная коллегия суда подвергает вердикт контролю с точки зрения его полноты и отсутствия в нем противоречий. Суд объявляет лишь сущность вынесенного по делу приговора (резолюцию) и назначает день и час, когда приговор в окончательной его форме, будет прочитан при открытых дверях, и приглашает участвующих в деле лиц.

      К сожалению, уже в 1866 году, то есть с  первых же дней действия нового суда, и  прежде всего суда присяжных, делались попытки косвенно или прямо внести в судебную реформу изменения, поколебать ее основы, а затем начались и прямые нападки на Судебные уставы и главным образом на суд присяжных. Ярыми противниками Судебных уставов и суда присяжных были весьма крупные и влиятельные сановники, в числе которых - Министр внутренних дел граф Валуев П.А., министры юстиции граф Пален К.И. и Муравьев Н.В. и многие другие. В своем большинстве противники суда присяжных были крайне недовольны тем, что суды присяжных выносили много оправдательных приговоров.

     Нападки на суд присяжных отразили наметившуюся в тот период тенденцию реформации этого суда в сторону ограничения  его возможностей. Эта тенденция  усилилась особенно в 1878 году после  оправдания судом присяжных под  председательством А.Ф.Кони Веры Засулич. Оправдание Веры Засулич произвело большую сенсацию в обществе. Критика суда присяжных не замедлила проявить свое действие.

     По  закону от 12 июня 1884 года администрация  получила доступ в комиссию, составлявшую списки очередных заседателей. Членами  комиссий стали уездные исправники и полицмейстеры, а также товарищи прокурора окружного суда. Затем был нанесен удар по принципу гласности правосудия. 12 февраля 1887 года министру юстиции было предоставлено право ограничить публичность судебных заседаний. Более того, закон предоставил генерал-губернаторам право требовать рассмотрения при закрытых дверях всех судебных дел, публичное рассмотрение которых может послужить к возбуждению умов и нарушению порядка. Закон от 28 апселя 1887 года ввел для присяжных образовательный ценз. В связи с этим из состава присяжных были исключены все неграмотные. Этот же закон ввел более высокий имущественный ценз для присяжных. Законом от 20 мая 1885 года был нанесен удар по принципу несменяемости судей. Этот закон расширил права министра юстиции, предоставив ему право надзора за организацией рассмотрения дел в судах и контроля за приговорами и решениями. Кроме того, закон от 28 апреля 1887 года установил сословную привилегию для присяжных от купечества первой и второй гильдии, которые уже по-своему званию имели право быть присяжными. Закон усилил прокурорский надзор за судебной деятельностью. Законом от 7 июля 1889 года была значительно сокращена подсудность дел суда присяжных. От суда присяжных были изъяты: 1) дела о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде ограничения прав состояния; 2) дела об убийстве и насильственных действиях против должностных лиц, совершенных при исполнении ими служебных обязанностей; 3) все без исключения дела о преступлениях по должности. И в конце концов декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 года упразднил окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат, а с ними и суд присяжных, находившийся, согласно Судебным уставам, при этих судебных органах.

     Из  всего выше перечисленного можно  сделать следующие выводы:

  1. Идея суда присяжных в России уходит своими корнями в глубокую древность. Первоначальным органом правосудия в древних общинах был народ.
  2. С централизацией власти, а также под влиянием политических и экономических общественных преобразований происходит и изменение государственной власти, а вместе с ней меняется и судебная власть, изменяется ее организация и судопроизводство.
  3. Путь к суду присяжных в России был тернист и длителен. Дореформенная судебная система, да и все другие органы юстиции, были крайне несовершенны. Пороки и недостатки существующей юстиции вызывали массовое недовольство в народе, широкой общественности, ученых- юристов, историков, публицистов и литераторов.
  4. Судебная реформа завершилась выработкой Судебных Уставов, упразднивших старый суд и создавших новый суд. Судебная система стала значительно проще. Она состояла из мирового судьи, окружных судов, судебных палат и Правительствующего Сената. Вершиной судебной системы, ее краеугольным камнем стал суд присяжных. Этому суду принадлежит огромная заслуга в поднятии престижа правосудия, укрепления законности, внедрения правды и справедливости. В деятельности суда присяжных нашли свое яркое отражение принципы гласности, состязательности, презумпции невиновности, демократии. На судебном поприще выросло целое поколение блестящих юристов, воспитанных новой юстицией. Появилось особенно много выдающихся адвокатов и прокуроров, блиставших в судах красноречием, подвергших глубокому анализу доказательства и психологические черты подсудимых и потерпевших.
  5. Суд присяжных в России был поистине историческим явлением, поборником истины, справедливости и законности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возвращение суда присяжных как  способа судопроизводства

     В соответствии с указаниями В.И.Ленина декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 года упразднил все действовавшие ранее судебные установления, в том числе и окружные суды, при которых были учреждены суды присяжных.

     Тем не менее, декрет о суде  № 2 от 7 марта 1918 года вновь  учредил окружные суды, которые  рассматривали уголовные дела  в составе двенадцати народных  заседателей и двух запасных. Этот декрет, в сущности, сохранил суд присяжных, но под названием окружного народного суда.

     Судебная реформа 1922 года, установив  единую судебную систему, упразднила  окружные суды, а вместе с ними  и суд с присяжными заседателями. Все гражданские и уголовные  дела по первой инстанции стали  рассматриваться в составе одного  профессионального судьи и двух  народных заседателей. Идея суда  присяжных с того времени подвергалась  только критике. Суд присяжных рассматривался как институт буржуазного правосудия, защищающего интересы денежного мешка.

     В период тоталитарной и административно-приказной системы управления, особенно в период сталинизма, демократические принципы судопроизводства, по существу, перестали действовать. Суды превратились в орудие репрессивной системы, послушной диктату "сверху".

          Такое положение сохранялось и в последующие годы. Суды, как и все другие органы юстиции, потеряли авторитет и доверие народа. Годы перестройки и связанные с ней принципы демократизма и гласности, показали всю безотрадную картину нашей юстиции, ее кризисное состояние и выдвинули на повестку дня проблему коренной и комплексной перестройки всех органов юстиции и прежде всего органов правосудия. Главная задача судебной реформы в том, чтобы сделать судей независимыми от законодательной и исполнительной властей, наделить их действенными полномочиями с тем, чтобы суд был надежным гарантом прав, свобод и законных интересов всех граждан. В целях возрождения принципов независимости, гуманизма, демократизма, презумпции невиновности и справедливости в деятельности судов возникла необходимость организации суда присяжных заседателей, который был бы выразителем законности и нравственности, поборником правды, истины и справедливости. Суд присяжных должен быть важнейшим атрибутом государства, имеющим огромную социально-правовую ценность, способствующим росту социальной активности граждан, их ответственности за судьбу отдельных людей и общества в целом.

     Возращение к такой форме правосудия как суд присяжных произошел только в наше время. С этого времени идёт жаркий спор об обоснованности этого преобразования, и о перспективах развития суда присяжных в России.

 16 июля 1993 года, когда были приняты Закон РФ № 5451-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" и Постановление Верховного Совета РФ № 5451/1-1 о порядке введения в действие этого закона, фактом современной российской правовой действительности стал суд присяжных. Этими нормативными актами было положено начало возрождению суда присяжных, известного пореформенному русскому уголовному процессу. В процессе доработки закона был достигнут компромисс: рассмотрение дел присяжными вводилось лишь для областных (краевых) судов, к подсудности которых по первой инстанции относятся дела о наиболее тяжких преступлениях (убийство, изнасилование, хищения в особо крупных размерах, преступления против безопасности государства).

 Споры на счёт обоснованности и правильности введения суда присяжных всегда носили "воинственный" характер и не имели перспективы разрешения, поскольку принципиально противоположные позиции оппонентов были основаны на столь же принципиально противоположных оценках одной и той же главной черты суда присяжных - непрофессионализм судей из народа, имеющих решающее слово по основному вопросу уголовного процесса - о виновности либо невиновности подсудимого.

В соответствии с законом присяжным заседателем  может стать любой достигший 25 лет, несудимый, дееспособный гражданин  из всех регионов России. Из списков  кандидатов в присяжные заседатели исключаются по их заявлению сотрудники правоохранительных органов, судьи, военнослужащие, священнослужители, руководители органов государственной власти и их заместители, а также лица, не владеющие языком судопроизводства, люди старше 70 лет, инвалиды либо лица, имеющие физические или психические недостатки. Для всех остальных участие в процессах в качестве присяжного заседателя в течение 10 календарных дней в году - гражданская обязанность. Списки потенциальных присяжных заседателей составляет областная (краевая) администрация. Формируется коллегия присяжных заседателей из двенадцати основных и двух запасных. Запасные присяжные на протяжении всего процесса участвуют в рассмотрении дела и готовы заменить основного присяжного, если тот по какой-то причине выбывает.

     С 1 января 2004 г. суды с участием присяжных заседателей действуют на всей территории Российской Федерации. Предоставленное ст.20 Конституции РФ и ст.30 УПК РФ, обвиняемым, право на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей оказалось весьма востребованным. В 2004 г. этим правом воспользовались около 17% лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, подсудных областным и приравненным к ним судам. Всего в 2004 г. указанные суды рассмотрели по существу с участием присяжных заседателей 595 дел в отношении 1292 лиц, что составляет 10,6% от всех рассмотренных судами этого уровня уголовных дел.

     С участием присяжных заседателей  суды рассматривают дела о наиболее опасных, тяжких и особо тяжких преступлениях. Ошибки здесь должны быть максимально исключены. Производству уголовных дел в суде с участием присяжных заседателей посвящена целая глава в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы теории и практики судопроизводства с участием суда присяжных заседателей в РФ