Проблемы реформирования власти в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:37, реферат

Описание работы

Осуществление в стране демократических преобразований определило необходимость реформирования системы политической власти в соответствии с общецивилизационными закономерностями движения к демократическому общественному устройству и правовому государству. Политические преобразования в стране развивались в направлении структурирования власти путем разделения властей, децентрализации, плюрализации власти, преодоления отчуждения человека от власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Конституционные основы принципа разделения властей в России………..4
2. Конституционные основы деятельности Президента Российской Федерации…………………………………………………………………………6
3. Конституционные основы деятельности Федерального Собрания Российской Федерации…………………………………………………………...9
4. Конституционные основы деятельности Правительства Российской Федерации………………………………………………………………………..12
5. Конституционные основы деятельности судов в Российской Федерации..13
6. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России…………………………………………………………………………….15
7. Политическая реформа в России: проблемы и перспективы………………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Политология Реферат.docx

— 37.26 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.  Конституционные  основы принципа разделения властей  в России………..4

2. Конституционные  основы деятельности Президента  Российской Федерации…………………………………………………………………………6

3. Конституционные  основы деятельности Федерального  Собрания Российской Федерации…………………………………………………………...9

4. Конституционные  основы деятельности Правительства  Российской Федерации………………………………………………………………………..12

5. Конституционные  основы деятельности судов в  Российской Федерации..13

6. Особенности  взаимодействия различных ветвей  власти в современной России…………………………………………………………………………….15

7. Политическая  реформа в России: проблемы и  перспективы………………18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список  использованной литературы…………………………………………...23 

 

     Введение

     Осуществление в стране демократических преобразований определило необходимость реформирования системы политической власти в соответствии с общецивилизационными закономерностями движения к демократическому общественному  устройству и правовому государству. Политические преобразования в стране развивались в направлении структурирования власти путем разделения властей, децентрализации, плюрализации власти, преодоления отчуждения человека от власти. 
Проводимые в стране политические реформы затрагивают интересы практически всех граждан. Сам по себе масштаб реформирования и сроки его реализации беспрецедентны. Изменения в идеологической ориентации общества, во взаимоотношениях федерального центра и регионов, а также многие иные политологические проблемы требуют осмысления на онтологическом уровне.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.  Конституционные  основы принципа  разделения властей  в России

     Принцип разделения властей является важнейшим  элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность  соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках. Теория разделения властей была создана  такими исследователями политики, как  Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем и др.

     Согласно  теории разделения властей: 1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются  различным людям и органам  в соответствии с Конституцией; 2) все власти равны перед законом  и между собой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти; 4) судебная власть независима от политического  воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются  только закону.

     Разделение  властей является характерным признаком  правового государства, гарантией  его функционирования. Оно обеспечивается механизмом «сдержек и противовесов», под которым понимается частичное  совпадение полномочий трех властей.

     Кроме того, разделение власти на три ветви  в государстве обуславливается  необходимостью: четкого определения  функций, компетенции и ответственности  различных государственных органов; обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга  на конституционной основе; эффективной  борьбы со злоупотреблениями властью. Реализация принципа разделения властей  всегда сопровождается свободой средств  массовой информации.

     Впервые свое юридическое оформление принцип  разделения властей нашел в Конституции  США (1787 г.), в конституционных актах  Великой французской революции (1789—1794 гг.). Сегодня этот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира.

     В Российской Федерации этот принцип  также закреплен в Конституции, где говорится, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны» (ст.10).

     Конституция определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная  власть на уровне Федерации возлагается  на Федеральное Собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство  Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими  судами Российской Федерации.

     Опыт  многих стран, давно установивших разделение власти, свидетельствует о том, что  его важным элементом является определенный баланс полномочий между главой государства  и парламентом, контролирующим правительство.

     Институт  президентства в России характеризуется  большим объемом полномочий. Тем  не менее, президентская власть при  всей ее внушительности не опирается  на какую-либо властную структуру. Существует ряд органов, формируемых президентом, оказывающих существенное влияние  на государственную политику, например, Совет Безопасности и Администрация  Президента.

     Федеральное Собрание России является как бы «самоопределившимся  органом». Депутаты Государственной  Думы, зачастую пренебрегают предписаниями  принципа разделения властей, пытаясь  присвоить прерогативы президентской  или исполнительной власти. Во многом это объясняется тем, что вопреки  конституционной практике, существующей во многих демократических государствах, Государственная Дума в России лишена контроля над исполнением законов и не участвует в формировании федерального правительства, за исключением назначения его главы.

     Равновесие  между ветвями власти в России нарушается также в силу того, что  авторитет исполнительной власти недостаточно высок. Ей приходится постоянно сталкиваться с огромным количеством проблем  в условиях огромных размеров страны, сложности ее социально-экономической  и политической жизни и гигантского  разнообразия региональных особенностей в России.

     В начале нового столетия появилась тенденция  к согласованной работе между  законодательной и исполнительной ветвями власти, что явилось результатом  кропотливой работы президента по стабилизации политической ситуации в стране.

     Несмотря  на большие перемены, произошедшие в работе судебной власти, значительная часть населения не доверяет ей и  не верит в справедливость правосудия, считая ее ангажированной.

     Эти особенности разделения властей  оказывают существенное влияние  на функционирование государственной  власти в современной России.

     2. Конституционные  основы деятельности  Президента Российской  Федерации

     В буквальном смысле слово «президент»  в переводе с латинского означает «сидящий впереди». В государствах с республиканской формой правления  президент является либо главой государства  и исполнительной власти, либо только государства.

     Институт  президентской власти в России имеет  сравнительно короткую историю. Пост избираемого  всенародно Президента РСФСР был  установлен в соответствии с результатами всероссийского референдума в марте 1991 г . Первый Президент РСФСР был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г . Конституция Российской Федерации ( 1993 г .) внесла существенные изменения, касающиеся как статуса Президента, так и порядка его избрания, компетенции, процедуры отрешения от должности. Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов власти. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции.

     Президент является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства.

     Президент России избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании. Президентом  может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий  в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом  России более двух сроков подряд.

     Президент России, в соответствии с Конституцией, назначает выборы в Государственную  Думу, распускает Государственную Думу, назначает референдум, вносит законопроекты  в Государственную Думу, подписывает  и обнародует федеральные законы.

     Президент назначает с согласия Государственной  Думы Председателя Правительства Российской Федерации и имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он же имеет  право принять решение об отставке Правительства.

     Президент представляет Государственной Думе кандидатуры на должности (назначение и освобождение): Председателя Центрального банка Российской Федерации; Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; Уполномоченного по правам человека.

     Президент рассматривает решение Государственной  Думы о недоверии Правительству; согласует с Советом Федерации  назначение и освобождение от должности: Генерального прокурора Российской Федерации; судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда.

     Президент России, осуществляя руководство  внешней политикой России, подписывает  международные договоры и грамоты.

     Президент является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение.

     Президент, при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и  осуществляет помилование.

     Президент России обладает неприкосновенностью. Он может быть отрешен от должности  Советом Федерации по инициативе Государственной Думы. Однако процедура  отрешения чрезвычайно сложна.

     Под руководством Президента России в стране проводятся реформы, направленные на демократизацию и либерализацию, создание гражданского общества и правового государства. Однако цена этих реформ оказалась  очень высокой: в 1990-х гг. произошло  падение промышленного и сельскохозяйственного  производства, оказалась разрушенной  система социальной защиты, у большинства  населения ухудшилось материальное положение по сравнению с дореформенным  периодом. Реформы были проведены  в интересах небольшой части  населения. Лишь в последние годы начался рост промышленного производства, произошла некоторая политическая стабилизация, но страна по-прежнему остается бедной с большим количеством  нерешенных проблем.

     Все это дает основание оппозиции  утверждать, что Конституция Российской Федерации предоставила Президенту слишком много прав и обязанностей, поэтому необходимо перераспределение  полномочий между Президентом и  другими ветвями власти.

     3. Конституционные  основы деятельности  Федерального Собрания  Российской Федерации

     Статья 94 Конституции России гласит: «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации». Данное определение характеризует  сущность, юридическую природу и  функции этого органа государственной  власти.

     Из  определения Федерального Собрания как парламента следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов  и воли российского народа, который  является носителем суверенитета и  единственным источником власти в стране. Исходя из принципа разделения властей, российский парламент представляет законодательную ветвь государственной  власти в России.

     Федеральное Собрание состоит из двух палат —  Совета Федерации и Государственной  Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого  субъекта России: по одному от представительного  и исполнительного органов государственной  власти. В Государственную Думу входят 450 депутатов, избираемых на основе смешанной  избирательной системы. Каждая из палат  обладает своими полномочиями, которые  в основном соответствуют прерогативам зарубежных парламентов.

     В частности, к ведению Совета Федерации относится:

     - утверждение изменения границ  между субъектами Российской  Федерации;

     - утверждение Указа Президента  Российской Федерации о введении  военного и чрезвычайного положения;

     - решение вопроса о возможности  использования Вооруженных Сил  Российской Федерации;

     - назначение выборов Президента  Российской Федерации;

     - отрешение Президента от должности;

     - назначение на должность судей  Конституционного Суда Российской  Федерации, Верховного Суда Российской  Федерации, Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации;

     - назначение и освобождение от  должности Генерального прокурора  Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы реформирования власти в современной России