Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:06, контрольная работа
Актуальность темы обусловлена реалиями современного политического процесса в России и тенденциями мирового развития. Важное и значимое место здесь занимает формирующееся гражданское общество. Вопрос о гражданском обществе, его сущности, путях и формах становления со всей остротой стал особенно актуальным в условиях демократизации страны.
Уничтожение жестких рамок тоталитаризма, утверждение принципа равенства граждан, их объединений, становление рыночных отношений способствовали формированию и развитию гражданского общества, как относительно самостоятельной силы, находящейся в противоречивом единстве с государством.
Признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека должно стать главной
обязанностью государственной власти
в России. Такой подход не только
усиливает созидательный
Права и свободы в современной России они пока не стали высшей ценностью государства. Это обусловлено как предшествующей историей, так и современными проблемами. Выдвижение идеи прав и свобод человека как высшей ценности и закрепление ее в Конституции 1993 г. было неизбежно для государства, объявившего о разрыве с тоталитарным прошлым. Но у власти, впрочем, как и у общества, еще недостаточно внутренних нравственных ориентиров для признания и соблюдения прав и свобод личности. Поэтому идеи, закрепленные в российской конституции, пока не стали, к сожалению, новым «общественным договором»10. Для этого нужно время. Требуется определенный исторический опыт, чтобы эти права и свободы начали определять смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной, законодательной и судебных властей, местного самоуправления. Главная причина данных проблем – низкий уровень правовой и политической культуры населения.
Президент В.В. Путин указывал: «Россия – это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом – с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики – можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии. Как суверенная страна Россия способна и будет самостоятельно определять для себя и сроки, и условия движения по этому пути. Однако последовательное развитие демократии в России возможно лишь правовым, законным путем».
Таким образом, задача текущего этапа развития России состоит в установлении партнерских отношений между обществом и властью, которые, благодаря реализации прав и свобод человека, наилучшим образом обеспечивали бы и благополучие граждан, и интересы государства. Согласно такому подходу, отношения граждан понимаются как способ самоорганизации и самоуправления личности, общества, а не власти.
Исходя из этого, следует подчеркнуть, что для развития гражданского общества необходима активная позиция россиян. Это означает готовность граждан к диалогу, уважение интересов не только целого, но и его составляющих, способность к социальной и политической консолидации на основе широкого общественного согласия. Система властных органов при этом должна структурно выстраиваться так, чтобы максимально обеспечивать права и свободы человека, удовлетворить интересы развития общества.
Важным условием для достижения
этих целей является переход
власти к поощрению формирования
самими гражданами общественных структур,
соответствующих потребностям прав
и свобод человека интересам государства.
В данном процессе власти потребуется
предельно упростить и сделать
максимально открытой и прозрачной
структуру государственных
Свидетельством реально
Гражданское общество никто специально
не построит, оно развивается
В современной России идет огосударствление всех сфер жизни общества, особенно экономической. Государство является мощным двигателем развития институтов гражданского общества. Именно государственная власть в современных условиях инициирует создание ряда проектов по активизации гражданского общества в России. Российская государственная власть, окрепшая в современных условиях, по крайней мере, в своих высших эшелонах, все более осознает, что без поддержки институтов гражданского общества, населения и его объединений любые реформы и действия государства во всех сферах социально-экономической жизни страны обречены на провал.
На наш взгляд, для полноценного развития любого демократического государства (или стремящегося к демократии) необходимо действенное гражданское общество, выступающее партнером государственной власти, помогающее ему в условиях кризиса и нестабильности.
1 См. подробнее: Лихачев Д.С. Культура русского народа. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
2 Мельвиль А.Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подходов к демократическим транзитам // Полис. - 1998. - № 2. - С.8.
3 Красин Ю.А. Политическое самоопределение России: проблемы выбора // Полис. - 2003. - № 1. - С. 98-99.
4 Поговорим о гражданском обществе. Серия «Хроника социологических наблюдений» / Сост. Е.В. Петренко. - М., 2001. - С. 8-9.
5 См.: Сила сетей: Бюллетень для общественных организаций. - 2003. - № 7. - С. 7-8.
6 Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие./ Под ред. М.В. Ильина, А.Ю. Мельвиля. – М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 136.
7 Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социс. - 1997. - № 3. - С. 34.
8 Будь лицом: ценности гражданского общества / Под ред. В.И. Бакштановского, Ю.С. Согомонова, В.А. Чурилова. – Т. 1. – Томск, 2007. - С. 7.
9 Там же. – С. 13.
10 Аринин А.Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России // Общественные науки и современность. - 2002. - № 1. - С. 68.
11 См.: Гражданское участие: ответственность, сообщество, власть. Неоконцептуальный сборник. - М., 1997.
Информация о работе Проблема становления гражданского общества в России