Проблема становления гражданского общества в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена реалиями современного политического процесса в России и тенденциями мирового развития. Важное и значимое место здесь занимает формирующееся гражданское общество. Вопрос о гражданском обществе, его сущности, путях и формах становления со всей остротой стал особенно актуальным в условиях демократизации страны.
Уничтожение жестких рамок тоталитаризма, утверждение принципа равенства граждан, их объединений, становление рыночных отношений способствовали формированию и развитию гражданского общества, как относительно самостоятельной силы, находящейся в противоречивом единстве с государством.

Работа содержит 1 файл

Научная по политологии.docx

— 34.76 Кб (Скачать)

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека должно стать главной  обязанностью государственной власти в России. Такой подход не только усиливает созидательный потенциал  личности и способствует ее самосовершенствованию, но и укрепляет стабильность государства. Равноправные взаимоотношения общества и власти, развитые институты гражданского общества - непременное условие цивилизованного  разрешения политических и социальных конфликтов, примирения противоречивых и разнонаправленных интересов  людей, гражданского и социального  согласия в обществе.

Права и свободы в современной  России они пока не стали высшей ценностью государства. Это обусловлено  как предшествующей историей, так и современными проблемами. Выдвижение идеи прав и свобод человека как высшей ценности и закрепление ее в Конституции 1993 г. было неизбежно для государства, объявившего о разрыве с тоталитарным прошлым. Но у власти, впрочем, как и у общества, еще недостаточно внутренних нравственных ориентиров  для признания и соблюдения прав и свобод личности. Поэтому идеи, закрепленные в российской конституции, пока не стали, к сожалению, новым «общественным договором»10. Для этого нужно время. Требуется определенный исторический опыт, чтобы эти права и свободы начали определять смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной, законодательной и судебных властей, местного самоуправления. Главная причина данных проблем – низкий уровень правовой и политической культуры населения.

Президент В.В. Путин указывал: «Россия  – это страна, которая выбрала  для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические  нормы, сама будет решать, каким образом  – с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики  – можно обеспечить реализацию принципов  свободы и демократии. Как суверенная страна Россия способна и будет самостоятельно определять для себя и сроки, и  условия движения по этому пути. Однако последовательное развитие демократии в России возможно лишь правовым, законным путем».

Таким образом, задача текущего этапа  развития России состоит в установлении партнерских отношений между  обществом и властью, которые, благодаря  реализации прав и свобод человека, наилучшим образом обеспечивали бы и благополучие граждан, и интересы государства. Согласно такому подходу, отношения граждан понимаются как способ самоорганизации и самоуправления личности, общества, а не власти.

Исходя из этого, следует подчеркнуть, что для развития гражданского общества  необходима активная позиция россиян. Это означает готовность граждан  к диалогу, уважение интересов не только целого, но и его составляющих, способность к социальной и политической консолидации на основе широкого общественного  согласия. Система властных органов  при этом должна структурно выстраиваться  так, чтобы максимально обеспечивать права и свободы человека, удовлетворить  интересы развития общества.

Важным условием для достижения этих целей является переход      власти к поощрению формирования самими гражданами общественных структур, соответствующих потребностям прав и свобод человека интересам государства. В данном процессе власти потребуется  предельно упростить и сделать  максимально открытой и прозрачной структуру государственных органов, повысив их ответственность, профессионализм  и эффективность. Сегодня власть должна понять, что чем прозрачнее и ближе к людям будут структуры  государственного управления, чем полнее и современнее будут ее ответы на запросы личности и общества, тем устойчивее, гибче и жизнеспособнее она станет.

Свидетельством реально существующего  гражданского общества будет действительная выборность представителей власти, информационная прозрачность расходования бюджетных  средств, а также сокращение числа  чиновников и ослабление их роли в  управлении страной, в том числе и передача их функций общественным организациям 11.

Гражданское  общество никто специально не построит, оно развивается самостоятельно. Но для этого требуются определенные условия, чем они благоприятнее, тем эффективней и целенаправленней развивается гражданское общество.

В современной  России идет огосударствление всех сфер жизни общества, особенно экономической. Государство является мощным двигателем развития институтов гражданского общества. Именно государственная власть в  современных условиях инициирует создание ряда проектов по активизации гражданского общества в России. Российская государственная  власть, окрепшая в современных условиях, по крайней мере, в своих высших эшелонах, все более осознает, что  без поддержки институтов гражданского общества, населения и его объединений  любые реформы и действия государства  во всех сферах социально-экономической  жизни страны обречены на провал.

На наш  взгляд, для полноценного развития любого демократического государства (или стремящегося к демократии) необходимо действенное гражданское  общество, выступающее партнером  государственной власти, помогающее ему в условиях кризиса и нестабильности.

1  См. подробнее: Лихачев Д.С. Культура русского народа. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.

2 Мельвиль А.Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подходов  к демократическим транзитам // Полис. - 1998. - № 2. - С.8.

3  Красин Ю.А. Политическое самоопределение России: проблемы выбора // Полис. - 2003. - № 1. - С. 98-99.

4  Поговорим о гражданском обществе. Серия «Хроника социологических наблюдений» / Сост. Е.В. Петренко. - М., 2001. - С. 8-9.

5  См.: Сила сетей: Бюллетень для общественных организаций. - 2003. - № 7. - С. 7-8.

6 Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие./ Под ред. М.В. Ильина, А.Ю. Мельвиля. – М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 136.

7 Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социс. - 1997. - № 3. - С. 34.

8  Будь лицом: ценности гражданского общества / Под ред. В.И. Бакштановского, Ю.С. Согомонова, В.А. Чурилова. – Т. 1. – Томск, 2007. - С. 7.

9  Там же. – С. 13.

10  Аринин А.Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России // Общественные науки и современность. - 2002. - № 1. - С. 68.

11  См.: Гражданское участие: ответственность, сообщество, власть. Неоконцептуальный сборник. - М., 1997.

 


Информация о работе Проблема становления гражданского общества в России