Природа политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Содержание

Понятие и классические теории власти.
Современная трактовка политической власти.
Структура и общие характеристики политической власти

Работа содержит 1 файл

природа политической власти.docx

— 57.58 Кб (Скачать)

     Министерство  Образования и Науки

     Российской  Федерации

     ГОУ ВПО «Кемеровский Государственный Университет».

     Математический  факультет.  
 
 

     Контрольная работа по политологии на тему

     «Природа  политической власти».

     студентки 6-го курса

     Галкиной  Ксении Григорьевны.

     Специальность 010101 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Кемерово 2012 г.

Вопросы:

  1. Понятие и классические теории власти.
  2. Современная трактовка политической власти.
  3. Структура и общие характеристики политической власти.
        1. Понятие и классические теории власти.
 

     Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

     Власть  появилась с возникновением человеческого общества и будет в той  или иной форме  всегда сопутствовать  его развитию. Она  необходима для организации  общественного производства, которое требует  подчинения всех участников единой воле, а также  для регулирования  других взаимоотношений  между людьми в  обществе. 

  В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность этого явления. Каждая из дефиниций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне проявления власти. Можно выделить следующие трактовки власти.

     Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей. Эта трактовка довольно широка. Она распространяется не только на отношения между людьми, но и на их взаимодействие с окружающим миром (власть над природой).

      Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход сводит власть к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Человек видит во власти средство улучшения жизни. В то же время власть - это самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.

     Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания, поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию. Одно из направлений - психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление подавленного либидо или психологическую энергию.

     Системная трактовка. Если бихевиористское и психологическое направления идут в понимании власти снизу вверх (от индивидов к обществу), то системный метод исходит из производности власти от социальной системы, рассматривает власть как способность системы обеспечивать исполнение принятых обязательств.

     Структурно-функциональные интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанной на целесообразности разделения функций управления и исполнения.

     Реляционистские (от французского - отношение) определение рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один оказывает определяющее влияние на другого.

     Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс.

     Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие  на деятельность других социальных групп  или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает  своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические  средства. Наиболее сильным элементом  политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

     Политическая  власть выполняет определенные функции:

 господство - подчинение одних групп, классов другим;

 руководство - определение и закономерное закрепление стратегии развития общества в соответствии с интересами господствующего класса;

  управление - проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений;

 контроль - обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.

  Отношения власти многообразны по своему осуществлению и проявлению в обществе.

  По методу осуществления власть различают господство, насилие, принуждение, убеждение.

  По режиму правления различают тоталитарную, диктаторскую, авторитарную, либерально-демократическую, демократическую власть.

       Можно свести их к авторитарной  и демократической, ибо тоталитарная  и диктаторская есть высшая  форма авторитарной власти.

  Необходимо разграничить понятия “политическая” и “государственная” власть.

     Государственная власть - это политическая власть, осуществляемая специальным, обособленным аппаратом на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет. Это самая полная, самая развитая, высшая форма политической власти. В условиях первобытного строя (на его последнем этапе) существовала политическая власть (суды, советы старейшин и т. д.), но не было обособленного аппарата осуществления власти. А значит, и не было государства. Возникновение государства стало результатом появления частной собственности, экономических привилегий, что потребовало создания специального аппарата принуждения.

       Власть в значительной степени  означает осуществление своей  воли по отношению к другим. То есть это способность различных  социальных общностей или отдельной  личности навязать, предъявить, проводить  свою волю посредством политики  и правовых норм. При этом следует  учитывать, что волепредъявление может осуществляться в разных формах и методах: насилие, принуждение, достижение компромисса. Различны и цели воленавязывания и, соответственно, достижения политического господства.

       Опыт мировой политики свидетельствует,  что ошибочно сводить власть  только к насилию и принуждению.  Это сужает общественное назначение  власти и чревато возведением  в абсолют принципа насилия. Кроме того, неправомерно рассматривать власть только через призму категорий “господство” и “воля”. Можно не обладать официальной властью, но в той или иной степени влиять на нее, оказывать воздействие на корректировку политики власти имущих. Более того, оппозиционные силы иногда обладают неформальным влиянием такой силы, что их влияние в обществе может оказаться не меньшим, чем влияние официальных властных структур. Так возникает двоевластие, так возникает политический кризис, так создается основа для смены власти.

       Но на политическую власть  влияют не только организованные, оппозиционные и иные противодействующие  силы. Власть постоянно находится  под влиянием различных социальных  общностей и их интересов. На  власть воздействует общественное  мнение, традиции, изменения в геополитической  ситуации, демографические факторы  и т.д. Таким образом, сущность  власти не может быть понята  без учета категорий влияния,  которые во многом отражают  обратную связь власти и социума.  В современных обществах между  политической властью и социумом  складываются отношения, которые можно обозначить понятием “взаимозависимость”. В обществе с развитой демократией взаимозависимость начинает перерастать в равнозависимость.

  На этом фоне становится очевидной несостоятельность отдельных лидеров, политических партий и сил, понимающих и толкующих назначение власти в отрыве от ее сущности, что может приводить к самым различным результатам для общества.

   Исходя из вышеизложенного, к наиболее важным, общественно значимым задачам политической власти  можно отнести следующее :

- поддержание  общественного порядка и стабильности;

- выявление,  ограничение и разрешение конфликтов;

- достижения  общественного консенсуса (согласия);

- учет  взаимозависимых властных и иных  отношений в обществе;

- насилие  или принуждение во имя сохранения  стабильности общества, во имя  социально значимых целей.

       Сущность и особенности функционирования  политической власти не могут  быть поняты без уяснения роли  субъектов политической власти. К субъектам политической власти  относятся :

Социальные  общности (народ, нации, этнос, классы, социальные группы и слои). Все они постоянно опосредованно влияют на власть. В периоды радикальных политических событий безвластие, межвластие, анархии они – общности, могут на короткое временя брать политическую власть непосредственно в свои руки (бунт, восстание, революция, гражданское неповиновение, создание временных органов власти “снизу” и т.п.).

Государство. Политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные партии - опосредованное. Однако оппозиционные партии могут оказывать значительное давление на правящие партии и тем самым вынуждать их корректировать свою политику. В некоторых странах значимость влиятельных оппозиционных партий фиксируется в правовом порядке (к примеру, право наиболее влиятельной оппозиционной силе создавать в парламенте свой “теневой кабинет”). В Беларуси о степени влияния (особенно психологического) оппозиционных сил можно судить на примере БНФ.

     Правящие  элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты существуют в любом обществе. Они оказывают существенное влияние (а иногда и определяющее) на функционирование власти. Бюрократия не менее существенна, чем элита. Лоббисты представляют и “проталкивают” интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально и его деятельность регулируется правовыми нормами.

 Групповое  и индивидуальное лидерство.

     Личная  власть.  Отдельные личности (граждане) в рамках легитимизированных процессов (выборы, референдумы, и т.д.)

  Толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса власти, когда отсутствует какая-либо организованная политическая сила. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается охлократия.

     Субъекты  политической власти в той или  иной мере выступают как компоненты всей политической власти. От того, как  взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер взаимоотношений, зависит состояние  политической жизни общества.

     Объект  власти. Власть всегда двустороннее взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если нет  подчинения, то нет и власти. Границы  отношения объекта к субъекту властвования расположены от сопротивления (уничтожения) до добровольного и  радостного повиновения.

  Важнейшей социальной причиной подчинения является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле слова ресурсы власти - все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. При такой трактовке утрачивается их специфика.

  Для изучения власти предпочтение отдается узкой трактовке - все средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализации субъектом они могут трансформироваться во власть, которая и представляет собой способность превращать ресурсы в устойчивое влияние.

  Существует несколько классификаций ресурсов. Они делятся на утилитарные, принудительные, нормативные.

       Утилитарные - материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

Информация о работе Природа политической власти