Принятие политических решений в экстремальных ситуациях на примере Московского региона летом 2010 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 20:24, реферат

Описание работы

Политическое решение — это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий. Политические решения, конечно, предшествуют политическим действиям, дают им тот или иной импульс. Но внутренняя природа этих двух элементов политического процесса различна. Если политическое действие есть тип практической деятельности, направленный на закрепление или преобразование общественных отношений, то политические решения сами по себе принадлежат к типу внепрактических действий.

Содержание

Введение - 3 -
Принятие политических в экстремальных ситуациях на примере
лета 2010 в Московском регионе. - 6 -
Заключение - 13 -
Список литературы - 16 -

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 39.84 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание

Введение                                                                                            - 3 -

Принятие  политических в экстремальных ситуациях  на примере 

лета 2010 в Московском регионе.                                                       - 6 -

Заключение                                                                                           - 13 -

Список  литературы                                                                             - 16 - 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение.

       Политическое  решение — это сознательный выбор  одного  из не   менее   двух   возможных   вариантов   политических   действий. Политические решения, конечно, предшествуют политическим  действиям, дают им тот или  иной  импульс.  Но  внутренняя  природа  этих  двух элементов  политического  процесса   различна.   Если   политическое действие  есть  тип  практической  деятельности,   направленный   на закрепление   или   преобразование   общественных   отношений,    то политические решения сами по себе принадлежат к типу внепрактических  действий. Внутреннее их содержание  сродни  таким  исследовательским  операциям, как объяснение или разработка научной теории. Выработка и принятие решения — не само политическое действие, а лишь подготовка к нему.

      С   другой   стороны,   принятие   политических   решений  центральный   элемент   преобразования    политических   требований различных  групп и граждан в приемлемые для всего общества средства методы регулирования социальных отношений.  Таким  образом  принятие политических   решений   -   это   технологическое    преобразование политической власти в  управление социальными процессами.

      Все разнообразие политических решений  можно  подразделить

 на  пять типов:

1) законы  и постановления высших органов  власти;

2) решения  местных органов власти;

3) решения,  принимаемые непосредственно гражданами;

4)  решения   высших  органов  политических  партий   и   общественных

 организаций;

           В настоящее  время  в   политической  науке  сложилось   два основных  подхода  к   пониманию  процесса  принятия   решений.   Так нормативная  теория трактует его  как   процесс  рационального  выбора  политических целей в сложных  ситуациях. В качестве важнейших  средств оптимизации  такого  выбора  предлагаются  различные  математические модели исследование  операций  и  другие  инструментальные  приемы.

      Поведенческая   теория,   рассматривающая   данный    процесс    как  специфическое  взаимодействие  людей,  сориентирована  на   описание разнообразных  факторов,  которые  влияют  на  принятие  решений   в конкретной ситуации.

             Такого   рода   подходы   отражают   двоякий    характер  управленческого  процесса.  С   одной   стороны,   они   подчеркивают громадную  роль  и  прерогативы  институтов  и  органов  управления, регламента  и процедур принятия решений,  роль технического  персонала  и материального обеспечения  деятельности всех лиц,  занятых   в  этом процессе или, одним  словом  —  значение  тех  внешних  и  внутренних фактов, которые выражают  рациональность,  технократизм  этой  формы политической деятельности людей. С другой стороны, несмотря на большую роль,  которую играют  в этом  деле  регламенты   и институты, как правило, в процессе  принятия  решений господствуют неформализованные процедуры,  зависящие от  личного   опыта   лиц, определяющих  цели  и средства  их  достижения, от интуиции и персональных знаний управляющих, их межличностных связей. Более того поскольку в обществе, как правило, не  существует  какой-либо  одной группы,  способной целиком и полностью контролировать   принятие решений, то этот процесс всегда представляет  собой компромисс  или примирение  соперничающих ценностей,  что только  усиливает   роль субъективизма в этом деле.

           Таким образом, следует признать, что  политическая  власть реализуется   через  личное  влияние  управляющих   и,  несмотря,   на регламентирующую  роль  правил  и  процедур  принятия  решений,  этот процесс  содержит непредсказуемость и  непрогнозируемость. В  конечном  счете процесс принятия решений  представляет собой   симбиоз рациональности и иррациональности,  рационально  организованного взаимодействия  структур  и  институтов   власти   и значительного субъективизма управляющих.

       В Российской политологии проблемам  принятия политических решений до сих  пор не уделяется должного внимания, а основные государственные решения  принимаются без должного экспертно  аналитического обеспечения. В стране не сложилось системы профессиональной политологической экспертизы важнейших  решений, а осуществляется, по сути, только процедура проверки формального  их соответствия существующей нормативно-правовой базе. В России в основном доминируют не политические, а административные решения, которые в силу специфики  их подготовки, носят обезличенный характер. Политические же решения  по-прежнему остаются «внутренней кухней»  ограниченного круга высокопоставленных лиц. Данное обстоятельство, очевидно, не может пойти на пользу дальнейшим научным исследованиям в области  принятия политических решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принятие  политических в экстремальных  ситуациях на примере  лета 2010 в Московском регионе.

      Обстановку, в которой принимаются решения, можно подразделить на стабильную и  экстремальную. В ходе принятия решений  в стабильной обстановке государство  имеет достаточно времени для  сбора и анализа данных и оценки принимаемых решений. Принятие решений  в экстремальной ситуации характеризуется  острым дефицитом времени и в  большинстве случаев быстро меняющейся обстановкой.

      Политические  решения в экстремальных ситуациях  – важнейшая часть целостного политического процесса, возникающего и развивающегося в связи с  чрезвычайными событиями, представляющего  нечто новое и специфическое  по сравнению с тем, что характерно для «штатных» ситуаций здорового  общества. Цель таких решений состоит  в том, чтобы преодолеть критическое  состояние, разрядить социально-политическую напряженность, сохранить и укрепить стабильность, правопорядок, безопасность государства и населения, оздоровить общество, ликвидировать источники  и причины «социотрясений», заблаговременно  предупреждать их.

      В наше время количество трудных, а  порой и экстремальных ситуаций неимоверно возросло. Техногенные катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные  конфликты, боевые действия, участившиеся террористические акты, дорожно-транспортные происшествия. И от того, какие политические решения будут приняты в данных ситуациях, и как быстро, зависят жизни сотен, а порой и тысяч людей.

      Как правило, в принятие таких решений  входит: политическая квалификация ситуации, ее причин; определение общей стратегии, принципов и задач государственных  органов по ее преодолению, а также  выделение необходимых для этого  сил и средств; создание временных  управленческих структур по руководству  конкретными операциями; оценка и  выводы на будущее для политики государства.

      С экстренной ситуацией, которая требовала  срочных решений властей, Россия столкнулась летом 2010 года. Аномальная жара продержалась на европейской территории России 56 дней.

      Аномальная  температура держалась на территории Московского региона с конца  июня, 19 июля жители Московского региона  впервые почувствовали запах  гари, который стал привычным для  них до середины августа. В условиях аномальной жары и при наличии  большого количества торфяных болот  в Московском регионе не сложно было спрогнозировать начало пожаров  и принять предупреждающие меры, оценку готовности техники и проверку противопожарной безопасности в  населенных пунктах. За отсутствие предупреждающих  мер Московский регион заплатил большую  цену. По официальным данным во время природных пожаров летом 2010 года погибло 60 человек. Полностью выгорело 9 населенных пунктов, пострадало от пожаров — около 130, в которых проживало около полумиллиона человек.

     По  мнению старшего редактора информационного  центра издательского дома «КоммерсантЪ»  Евгения Белова1, одной из причин сложившейся ситуации является принятие в 2006 году нового Лесного кодекса. Причем в мнении о том, что лето-2010 выявило в этом документе существенные изъяны, сходятся и защитники нынешней власти, и оппозиция. По убеждению большинства экспертов, принятие в конце 2006 году нового Лесного кодекса, радикально изменило в худшую сторону систему управления лесным хозяйством и ликвидирующего худо-бедно но работающую систему пожарной охраны лесов. В частности, приводятся

следующие данные. До начала действия с 1 января 2007 года "улучшенного" Лесного кодекса  пожарную безопасность в России обеспечивали 70 тысяч лесников-обходчиков и около 130 тысяч других работников лесного  хозяйства. Всех их оптимизировали и  реструктурировали до 12 тыс. человек,  

     1 Журнал «Власть» № 33 (887) от 23.08.2010 

в прямую обязанность которых при этом предотвращение пожаров не стало 

входить. Основной удар в летние пожары пришелся на МЧС России, в зону ответственности  которого в соответствии с лесным законодательством, не входит тушение  природных пожаров. Пожарные приспособили для борьбы с огнем все, что  было возможно. После того, как пожары были ликвидированы, встал вопрос о  переоснащении ведомства на случай подобных масштабных пожаров. Премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил, что министерство получит из госбюджета 43 млрд рублей на закупку современной авиатехники, пожарных автомобилей, средств связи и управления.

     Новая система управления лесами, резко  увеличила число отчетных документов, направляемых в федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за леса, в порядке осуществления  ими "надзора за исполнением переданных полномочий". Ситуация усугубляется тем, что деятельность органов управления лесами субъектов РФ проверяется  не только тремя федеральными структурами, непосредственно отвечающими за леса (Минсельхозом, Рослесхозом и  Россельхознадзором), но и целым  рядом других федеральных и региональных контрольных органов. Согласно опросам (www.Greenpeace.forest.forum), около 76% рабочего времени руководящих работников и специалистов органов управления лесами и лесничеств в субъектах РФ тратится на подготовку планово-отчетной документации и связанные с ней действия. При общем числе руководителей и специалистов органов управления лесами, лесничеств и лесопарков в субъектах РФ в 12 тыс. человек, все время, которое эти специалисты могут затратить на осуществление возложенной на них практической работы в лесах, эквивалентно полной занятости примерно 3 тыс. человек (что в масштабах страны совершенно недостаточно).

     За  месяц (с 18 июля по 18 августа 2010 года) президент  подписал 68 указов и распоряжений. Из них три были "противопожарными": распоряжение правительству принять "исчерпывающие меры" по борьбе с огнем и помощи пострадавшим (30 июля), а также указы "Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности" (2 августа) и "О дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности" (12 августа).

     В период с 18 июля 2010 года по 18 августа 2010 года Правительством Российской Федерации  было принято 302 политических решения¹ (постановления, распоряжения и т. п.), среди них лишь 4 касались сложившейся вследствие лесных пожаров чрезвычайной ситуации. По данным того же источника органами власти Московской области было принято 538 решений (постановлений, решений, законов), среди них 9 касались чрезвычайной ситуации. Понять много это или мало можно лишь проведя сложную экспертную оценку законодательной базы. Но уже сейчас,

Информация о работе Принятие политических решений в экстремальных ситуациях на примере Московского региона летом 2010 года