Принцип равноправия субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 23:51, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия равноправия субъектов РФ и форм его обеспечения. Равноправие субъектов Российской Федерации - конституционный принцип федеративного устройства Российской Федерации, согласно которому все субъекты Российской Федерации равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Содержание

Глава 1. Система государственной власти, принцип равноправия субъектов Российской Федерации и формы его обеспечения…………………………3
Глава 2. Проблемы принципа равноправия субъектов Российской Федерации……………………………………………………………………..9
* 2.1 Проблема неравноправия субъектов Российской Федерации…..…10
Глава 3. "Равноправие" и "равный статус" субъектов Российской Федерации………………………………………………………………….…15
Заключение……………………………………………………………………….18
Библиография…………………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

КАЛИНИНГРДСКИЙ  ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КОНСТИТУЦИОННОВУ ПРАВУ РОССИИ 
 

             

«Принцип равноправия субъектов Российской Федерации» 
 
 

                                                                   Выполнила: Балабаева Елена Юрьевна

                                                                                                Группа 89

                                                                        № зачётной книжки 86/89

                                                                Рецензент _________________

                                                                __________________________

                                                                                                  (оценка)                                

                                                                __________________________

                                                                             (дата)

                                                                __________________________

                                                                              Подпись рецензента                                                         
 
 

Калининград

2010

СОДЕРЖАНИЕ: 

    Глава 1. Система  государственной власти, принцип равноправия субъектов Российской Федерации и формы его обеспечения…………………………3

    Глава 2. Проблемы принципа равноправия субъектов  Российской Федерации……………………………………………………………………..9

  • 2.1 Проблема неравноправия субъектов Российской Федерации…..…10

    Глава 3. "Равноправие" и "равный статус" субъектов Российской Федерации………………………………………………………………….…15

    Заключение……………………………………………………………………….18

    Библиография…………………………………………………………………….21 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение 

     Еще одним базовым принципом, предопределяющим конституционную модель российского  федерализма, является принцип равноправия  субъектов Российской Федерации. По Конституции Российской Федерации 1993 года Россия провозглашена как  государство, состоящее из равноправных субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 5 федеральной Конституции Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Федерации. При этом специально подчеркивается, что субъекты равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами Государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции Российской Федерации)1.

     Субъекты  Российской Федерации различаются  между собой по размерам территории, национальному составу, численности  населения, уровню развития экономики  и по многим другим параметрам. Однако эти различия никоим образом не влияют на равноправие субъектов. Конституция предполагает, что все субъекты Российской Федерации являются составными частями единого государства и в то же время они представляют относительно самостоятельные государственные образования. Каждый субъект Российской Федерации имеет право на собственную официальную символику: герб, флаг и гимн.

     Проблема  равноправия субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 5 Конституции  РФ Российская Федерация состоит  из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны (ч. 4 ст. 5 Конституции). Данные нормы вступают в явное противоречие, ибо равноправие не может предусматривать наличие шести разновидностей субъектов Федерации.

     Целью данной работы является рассмотрение понятия равноправия субъектов  РФ и форм его обеспечения. Равноправие субъектов Российской Федерации - конституционный принцип федеративного устройства Российской Федерации, согласно которому все субъекты Российской Федерации равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

     Российская  Федерация – это яркий пример асимметрии в федеративном устройстве. Субъектный состав Российской Федерации  пугающе разнообразен. Не исключена  ситуация, при которой каждый из 89-ти субъектов Федерации будет  иметь исключительный и постоянно  трансформирующийся статус. Существуют большие сомнения в жизнеспособности такой федеративной структуры, так как неразрешенность конституционного противоречия в вопросе о равноправии субъектов Российской Федерации катализирует деструктивные тенденции федерализма.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Система государственной власти, принцип равноправия субъектов Российской Федерации и формы его обеспечения 

     Государственная власть в Российской Федерации строится с учетом ее федеративного устройства. В теории права выделяется множество самых различных признаков, отличающих унитарное государство от федеративного. Главным признаком федерации является наличие государственной власти субъектов федерации.

     Об  органах государственной власти субъектов РФ говорится в ст. 5 Конституции Российской Федерации, в федеральном законе от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в ряде других нормативных правовых актов.

     Вместе с тем государственной властью обладает и сама федерация. Поэтому в отношении федерации необходимо вести речь о сочетании двух государственных властей — федеральной и субъектов федерации. Именно этот вопрос в такой постановке не находит своего должного освещения в науке. Этот феномен присущ только федеративным государствам и является в демократических государствах дополнительной гарантией недопущения концентрации власти в ее верхних эшелонах. Происходит ограничение центральной власти полномочиями и компетенцией государственной власти субъектов федерации. К традиционному принципу разделения властей по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная) добавляется принцип разделения властей по вертикали (федеральная, субъектов федерации).

     Конституция закрепила в России федеративное устройство государства, состоящего из 21 республики, 10 автономных округов, 1 автономной области, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения. Важнейшими итогами принятия Конституции РФ в отношении развития федерализма явились: конституционное разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов (ст. 71–73); закрепление суверенитета за Российской Федерацией в целом (ст. 4, ч. 1); признание целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации (ст. 4, ч. 3); конституционное установление верховенства федерального законодательства.

     Один  из важнейших конституционных принципов  федеративного устройства РФ. В соответствии с п. 4 ст. 5 Конституции РФ все субъекты РФ равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. В соответствии с этим принципом ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ устанавливают единый для всех субъектов РФ перечень предметов исключительного ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ. Однако принцип Р.с. РФ не является абсолютным, т.к. Конституция РФ допускает (ст. 11) заключение дополнительных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами (см. Договоры между российской федерацией и субъектами РФ). Так, в соответствии с Договором РФ и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. Татарстан получил особые по сравнению с другими субъектами РФ права во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти2.

     РАВНОПРА́ВИЕ, принцип конституционализма и демократии; официально признанное равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом; равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Равноправие является одним из существенных элементов демократии. Реальность равноправия характеризует уровень демократичности общественного и государственного строя. Принцип равноправия был выдвинут в эпоху Просвещения, и сменил сословные отношения феодального общества. Он стал лозунгом Великой французской революцией («Свобода, равенство и братство») в конце 18 века. Позднее принцип равноправия был закреплен в конституциях и декларациях прав человека многих стран.3

     Равноправие субъектов Российской Федерации  является только провозглашенным и  не подтверждается дальнейшим конституционным  регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:

     1) в ст. 5 Конституция Российской Федерации называет республики государствами, предоставляя им право иметь свои конституции. Остальные субъекты Российской Федерации вправе иметь только уставы. Конституция РФ (ст. 66) устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено - они могут быть приняты и на республиканском референдуме;

     2) в соответствии со ст. 68 Конституции  РФ республики вправе устанавливать  свои государственные языки. Такое  право не предоставлено автономной  области и округам, также образованным  по национальному признаку;

     3) республики в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» вправе иметь свое гражданство: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики;

     4) ст. 66 Конституции РФ предусматривает,  что автономные округа могут  входить в состав края или  области, то есть находиться  в составе иного субъекта Российской  Федерации. При этом территория  и население автономного округа включаются в состав территории и населения края или области;

     5) практика заключения двухсторонних  соглашений о разграничении предметов  ведения и полномочий между  Российской Федерации и субъектами  Российской Федерации. Такие договоры  заключены не со всеми субъектами Российской Федерации и, таким образом, отношения с одной группой  субъектов регулируются помимо Конституции Российской Федерации, многостороннего Федеративного договора еще и двухсторонними договорами, а другая группа субъектов руководствуется только Конституцией Российской Федерации и федеративным договором. Кроме того, содержание двухсторонних договоров с разными субъектами Российской федерации существенно различается между собой.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Проблемы принципа равноправия субъектов Российской Федерации 

     Мысль о проблеме ст. 5 Конституции заметим, что интересным видится мнение Б. М. Лазарева о том, что часть 4 ст. 5 носит «организационно-процедурный характер и дополняет часть 1, которая содержит норму материального конституционного права»5. Есть ряд других ученых, поддерживающих обозначенную точку зрения.

     Я считаю, что следует согласиться с М. С. Саликовым, предложившим два способа легального решения проблемы:

     1) принятие поправки к Конституции,  изымающей часть 4 ст. 5 либо соответствующим образом изменяющей содержание части 1;

Информация о работе Принцип равноправия субъектов Российской Федерации