Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 23:51, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия равноправия субъектов РФ и форм его обеспечения. Равноправие субъектов Российской Федерации - конституционный принцип федеративного устройства Российской Федерации, согласно которому все субъекты Российской Федерации равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Глава 1. Система государственной власти, принцип равноправия субъектов Российской Федерации и формы его обеспечения…………………………3
Глава 2. Проблемы принципа равноправия субъектов Российской Федерации……………………………………………………………………..9
* 2.1 Проблема неравноправия субъектов Российской Федерации…..…10
Глава 3. "Равноправие" и "равный статус" субъектов Российской Федерации………………………………………………………………….…15
Заключение……………………………………………………………………….18
Библиография…………………………………………………………………….21
КАЛИНИНГРДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КОНСТИТУЦИОННОВУ
ПРАВУ РОССИИ
«Принцип
равноправия субъектов Российской Федерации»
Калининград
2010
СОДЕРЖАНИЕ:
Глава 1. Система государственной власти, принцип равноправия субъектов Российской Федерации и формы его обеспечения…………………………3
Глава 2. Проблемы
принципа равноправия субъектов
Российской Федерации………………………………………………………
Глава 3. "Равноправие"
и "равный статус" субъектов Российской
Федерации………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Еще одним базовым принципом, предопределяющим конституционную модель российского федерализма, является принцип равноправия субъектов Российской Федерации. По Конституции Российской Федерации 1993 года Россия провозглашена как государство, состоящее из равноправных субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 5 федеральной Конституции Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Федерации. При этом специально подчеркивается, что субъекты равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами Государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции Российской Федерации)1.
Субъекты Российской Федерации различаются между собой по размерам территории, национальному составу, численности населения, уровню развития экономики и по многим другим параметрам. Однако эти различия никоим образом не влияют на равноправие субъектов. Конституция предполагает, что все субъекты Российской Федерации являются составными частями единого государства и в то же время они представляют относительно самостоятельные государственные образования. Каждый субъект Российской Федерации имеет право на собственную официальную символику: герб, флаг и гимн.
Проблема
равноправия субъектов
Целью данной работы является рассмотрение понятия равноправия субъектов РФ и форм его обеспечения. Равноправие субъектов Российской Федерации - конституционный принцип федеративного устройства Российской Федерации, согласно которому все субъекты Российской Федерации равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
Российская
Федерация – это яркий пример
асимметрии в федеративном устройстве.
Субъектный состав Российской Федерации
пугающе разнообразен. Не исключена
ситуация, при которой каждый из
89-ти субъектов Федерации будет
иметь исключительный и постоянно
трансформирующийся статус. Существуют
большие сомнения в жизнеспособности
такой федеративной структуры, так как
неразрешенность конституционного противоречия
в вопросе о равноправии субъектов Российской
Федерации катализирует деструктивные
тенденции федерализма.
Глава
1. Система государственной
власти, принцип равноправия
субъектов Российской
Федерации и формы его
обеспечения
Государственная власть в Российской Федерации строится с учетом ее федеративного устройства. В теории права выделяется множество самых различных признаков, отличающих унитарное государство от федеративного. Главным признаком федерации является наличие государственной власти субъектов федерации.
Об органах государственной власти субъектов РФ говорится в ст. 5 Конституции Российской Федерации, в федеральном законе от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в ряде других нормативных правовых актов.
Вместе с тем государственной властью обладает и сама федерация. Поэтому в отношении федерации необходимо вести речь о сочетании двух государственных властей — федеральной и субъектов федерации. Именно этот вопрос в такой постановке не находит своего должного освещения в науке. Этот феномен присущ только федеративным государствам и является в демократических государствах дополнительной гарантией недопущения концентрации власти в ее верхних эшелонах. Происходит ограничение центральной власти полномочиями и компетенцией государственной власти субъектов федерации. К традиционному принципу разделения властей по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная) добавляется принцип разделения властей по вертикали (федеральная, субъектов федерации).
Конституция закрепила в России федеративное устройство государства, состоящего из 21 республики, 10 автономных округов, 1 автономной области, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения. Важнейшими итогами принятия Конституции РФ в отношении развития федерализма явились: конституционное разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов (ст. 71–73); закрепление суверенитета за Российской Федерацией в целом (ст. 4, ч. 1); признание целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации (ст. 4, ч. 3); конституционное установление верховенства федерального законодательства.
Один
из важнейших конституционных
РАВНОПРА́ВИЕ, принцип конституционализма и демократии; официально признанное равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом; равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Равноправие является одним из существенных элементов демократии. Реальность равноправия характеризует уровень демократичности общественного и государственного строя. Принцип равноправия был выдвинут в эпоху Просвещения, и сменил сословные отношения феодального общества. Он стал лозунгом Великой французской революцией («Свобода, равенство и братство») в конце 18 века. Позднее принцип равноправия был закреплен в конституциях и декларациях прав человека многих стран.3
Равноправие субъектов Российской Федерации является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:
1) в ст. 5 Конституция Российской Федерации называет республики государствами, предоставляя им право иметь свои конституции. Остальные субъекты Российской Федерации вправе иметь только уставы. Конституция РФ (ст. 66) устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено - они могут быть приняты и на республиканском референдуме;
2)
в соответствии со ст. 68 Конституции
РФ республики вправе
3) республики в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» вправе иметь свое гражданство: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики;
4)
ст. 66 Конституции РФ
5)
практика заключения
Глава
2. Проблемы принципа
равноправия субъектов
Российской Федерации
Мысль о проблеме ст. 5 Конституции заметим, что интересным видится мнение Б. М. Лазарева о том, что часть 4 ст. 5 носит «организационно-процедурный характер и дополняет часть 1, которая содержит норму материального конституционного права»5. Есть ряд других ученых, поддерживающих обозначенную точку зрения.
Я считаю, что следует согласиться с М. С. Саликовым, предложившим два способа легального решения проблемы:
1)
принятие поправки к
Информация о работе Принцип равноправия субъектов Российской Федерации