Президентская власть: ее сущность и условия возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы состоит в том, чтобы показать специфическую роль института Президента в системе государственной власти. Для достижения цели моей работы необходимо провести детальный сравнительно-правовой анализ полномочий Президента. Данный анализ целесообразно провести на примере таких стран как Россия, США, Франция, ФРГ, как наиболее ярких представительств Президентства. Кроме того, рассмотреть государственные механизмы каждой из стран, найти функциональные и принципиальные различия. В своей курсовой работе более детально рассмотрю место и роль Президента в системе государственной власти Российской Федерации. При изучении курса правоведения каждый студент должен совершенно четко представлять механизм государства и разбираться в нем. Знать, что центральное место управляющего этого механизма занимает глава государства – его Президент.

Содержание

Президентская власть: ее сущность и условия возникновения.
Институт президентства в парламентской, президентской и смешанной форме республиканского правления.
Институт президентской власти в Российской Федерации: условия возникновения, основные этапы становления, специфика.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 70.22 Кб (Скачать)

комиссии, уполномоченной продолжить акт, касающийся  положений,  по  которым

остаются разногласия”. Для  ускорения  прохождения  проекта  премьер-министр

может, таким образом, потребовать введения срочной процедуры.

      После  принятия законопроекта парламентом,  он передается президенту для

промульгации. Глава  государства может,  однако,  потребовать  от  парламента

нового рассмотрения закона или некоторых его частей.  В  таком  рассмотрении

не  может  быть  отказано.  Закон   контрассигнуется   премьер-министром   и

соответствующим министром  и публикуется.

      Делегация  полномочий правительству  осуществляется  при  наличии  двух

условий - при наличии  у  правительства  программы  и  получении  уполномочия

парламента. Передача полномочий ограничена  каким-либо  временным  отрезком.

При соблюдении этих условий правительство  может  путем  издания  ордонансов

принимать   меры,   которые   обычно   входят   в   сферу   законодательного

регулирования.[8]

      Французский   парламент  применяет  практически   все  известные   формы

контроля   за    деятельностью    правительства;    исключение    составляет

интерпелляция. Хотя ст.156 регламента  Национального  собрания  упоминает  о

ней, однако это право парламентариев должно  подчиняться тем же  правилам,

что и резолюция  порицания. Все формы контроля могут  быть  разделены  на  две

большие группы: 1) не содержащие прямых санкций в  отношении  правительства,

кроме  публичной  огласки;   2)  содержащие   такую   санкцию,   ведущую   к

политической ответственности  правительства. Первая группа  осуществляется  в

обеих палатах парламента, вторая - только Национальным собранием.

      С   контрольными  полномочиями  парламента  связано  право  петиций   и

деятельность парламентского посредника. Право петиций  состоит  в  том,  что

разного рода  обращения  направляются  председателям  палат.  Петиции  также

могут  передаваться  парламентариям,  которые  делают  на  полях  надпись  и

подписывают ее.

      Политическая  ответственность  правительства   означает,  что  депутаты

Национального собрания могут заставить правительство  уйти  в  отставку  либо

путем принятия резолюции  порицания,  либо  отказав  в  доверии,  запрошенном

правительством.  Только  Собрание  может  решать   вопрос   о   политической

ответственности.

      Французский   парламент  характеризует   значительная   стесненность   в

пользовании вотумом доверия и резолюцией  порицания.  Вопрос  о доверии -

обоюдоострое оружие, поскольку и правительство  и Национальное  собрание  в

результате негативного голосования могут оказаться не у дел.

      Вопрос  о доверии в связи с принятием  законопроекта  -  открытый  нажим

правительства  на  Национальное  собрание  с  целью  заставить  его  принять

угодный проект. Дебаты в таком случае откладываются  на 24 часа,  чтобы  дать

возможность депутатам  внести  резолюцию  порицания,  которая  принимается  с

соблюдением более  строгих правил, чем решается вопрос  о  доверии.  Поставив

вопрос  о  доверии  на  основе  третьего  абзаца   статьи   49   конституции

правительство как  бы вызывает Собрание против себя,  но  на  неблагоприятных

условиях.

      Наиболее  грозное  оружие  Собрания  -  резолюция  порицания  -  сильно

ограничено рядом  процессуальных оговорок в пользу правительства.  Во-первых,

право внесения такой  резолюции предоставлено не отдельному парламентарию,  а

лишь группе депутатов. Во-вторых, резолюция может голосоваться только  через

48  часов  после   внесения.  В-третьих,  для  принятия  резолюции  требуется

абсолютное большинство  голосов членов, составляющих  Национальное  собрание.

Последнее ограничение - запрещение авторам резолюции вносить  аналогичную  в

течение той же сессии, обычной или чрезвычайной. Запрет не  распространяется

на случаи, когда  депутаты вносят резолюцию порицания  в ответ  на  постановку

вопроса  о  доверии.  Вследствие  этого,  если   оппозиция   располагает   в

Национальном собрании двумястами местами,  то  она в период  сессии  может

вносить 3-4 резолюции  порицания.

      Внешнеполитические  полномочия парламента сводятся  к двум -  объявлению

войны и введению осадного положения в стране и  к  ратификации  международных

договоров.

Ко второму типу смешанной республиканской форме  правления  относится  форма

правления установленная в Швейцарии.  В Швейцарии существует  конституция:

соединяющая в себе черты президентской и парламентской форм правления.  Хотя

парламент и избирает правительство, но оно не  может  быть  отозвано  им.  В

свою  очередь  правительству  не  принадлежит  право  решения  в   отношении

парламента.  Правительственный  пост  и  депутатский  мандат   несовместимы.

Правительство  образует   коллегиальный   орган,   а   также   имеет   –   в

противоположность   президентской   системе   –    формальную    возможность

законодательной инициативы.

Институт президентской  власти в Российской Федерации: условия  возникновения, основные этапы становления, специфика.

Своим существованием в современном  мире институт главы государства  обязан позднефеодальному учреждению - абсолютной монархии. В момент образования  буржуазной государственности мышление нового господствующего класса было ограниченно историческими рамками  конкретной эпохи. Это проявилось, прежде всего, в том, что буржуазия находила многие учреждения и институты феодального  государства привлекательными для  себя. Поэтому она заимствовала институт главы государства, который по существу являлся чисто феодальным институтом. Вот почему вводя даже самую прогрессивную, на этом историческом отрезке времени, форму правления - республику, она  сохранила, в принципе этот феодальный институт - институт главы государства. В советский период отечественной истории, около семидесяти лет в нашей стране существовал именно коллегиальный глава государства - Президиум Верховного Совета СССР, состоящий по последней Конституции СССР 1977г. из 39 членов (ст.120). При этом, для выявления причин радикального обновления института главы государства, необходимо учитывать, что всё это началось ещё в период существования СССР. Сначала, в марте 1990г., был введён пост Президента СССР, а затем – во многих союзных республиках, в том числе в марте 1991г. и в РСФСР. Так как основные причины появления института президентской власти в нашей стране являются общими, то прежде чем рассматривать Российскую Федерацию, необходимо проанализировать некоторые общие моменты. Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии отечественной государственности, поскольку советской республике, такого рода институт был органически чужд. Полновластие Советов, соединение в них законодательной и исполнительной власти были органически несовместимы с принципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти - поста президента. Поэтому, идея об учреждении поста Президента, первоначально, как уже отмечалось, возникшая ещё в бывшем СССР, встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения Советской власти, вполне резонно увидевших в ней нарушение принципа полновластия советов. Однако набирающие силу процессы демократизации, обновление всей государственной системы одержали верх, и пост Президента СССР в марте 1990г. был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР 1977г Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 12.С. 189. .14 марта 1990г. был принят Закон СССР "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР". Согласно изменённой Конституции (Ст.127), главой Советского государства становился Президент СССР. Им мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР больше двух сроков подряд. Президент СССР должен был обеспечить взаимодействие органов государственной власти и управления Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917г. - декабрь 1991г.). М.: 1994.С. 354. . Конституция СССР предусматривала выборы Президента СССР гражданами, т.е. прямые выборы. Однако избрание первого Президента СССР (оказавшегося, как показала практика и последним) в соответствии с законом от 14 марта 1990г. произошло на Съезде народных депутатов СССР. Вскоре, после этого начался аналогичный процесс установления института президентской власти и в союзных республиках, где решения об этом принимались соответствующими Верховными Советами. Рассматривая вопрос о назначении и причинах возникновения института президентской власти именно на перестроечном этапе, следует отметить, что конституционное законодательство в значительной мере отразило и как бы суммировало те многочисленные и порою весьма противоречивые взгляды и предложения, которые высказывались учеными-юристами, народными депутатами и журналистами на стадии подготовки и обсуждения проектов нормативных правовых актов и вопросов, касающихся общего правового статуса и назначения института президентства в стране.

Таким образом, введение поста Президента РСФСР стало  следствием тех непростых, но в целом  весьма прогрессивных, демократических  процессов, которые происходили  и происходят в российском обществе и в его политической системе  с начала 90-х годов. Оно отразило объективный процесс трансформации  политической власти из системы партийных  органов и организаций, в систему  государственных органов и организаций, включая институт Президента и Советы.


Информация о работе Президентская власть: ее сущность и условия возникновения