Президентская власть: ее сущность и условия возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы состоит в том, чтобы показать специфическую роль института Президента в системе государственной власти. Для достижения цели моей работы необходимо провести детальный сравнительно-правовой анализ полномочий Президента. Данный анализ целесообразно провести на примере таких стран как Россия, США, Франция, ФРГ, как наиболее ярких представительств Президентства. Кроме того, рассмотреть государственные механизмы каждой из стран, найти функциональные и принципиальные различия. В своей курсовой работе более детально рассмотрю место и роль Президента в системе государственной власти Российской Федерации. При изучении курса правоведения каждый студент должен совершенно четко представлять механизм государства и разбираться в нем. Знать, что центральное место управляющего этого механизма занимает глава государства – его Президент.

Содержание

Президентская власть: ее сущность и условия возникновения.
Институт президентства в парламентской, президентской и смешанной форме республиканского правления.
Институт президентской власти в Российской Федерации: условия возникновения, основные этапы становления, специфика.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 70.22 Кб (Скачать)
Содержание
Введение 
  1. Президентская власть: ее сущность и условия возникновения.
  2. Институт президентства в парламентской, президентской и смешанной форме республиканского правления.
  3. Институт президентской власти в Российской Федерации: условия возникновения, основные этапы становления, специфика.
  4. Заключение
  5. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство испытывает потребность  в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный  порядок, устойчивость и преемственность  механизма власти, а также высшее представительство в международных  отношениях. Пост главы государства  существует при всех формах правления. В монархических государствах это  наследственный монарх, в республиках  – выборный Президент. Глава государства  обычно наделен широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями. И выступает, как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. При условии развития в мире демократических институтов, актуально особое внимание уделить именно Президентству, как верховной государственной власти.

Президент — выборная должность  главы государства или территориально-административного  образования либо председателя коллегиального органа, общественного объединения  или коммерческой организации, а  в некоторых странах (например, в  США) — также пожизненный титул  лица, занимавшего такую должность  в прошлом. В государствах с Президентской  формой правления Президент является главой исполнительной власти, с парламентской  — лишь главой государства. В настоящее  время Президентами официально именуют  себя также диктаторы.

При различных формах правления  полномочия Президента выглядят неодинаково. В одних странах функции главы  государства номинальны, в других – они олицетворяют реальную власть.

Цель моей работы состоит  в том, чтобы показать специфическую  роль института Президента в системе  государственной власти. Для достижения цели моей работы необходимо провести детальный сравнительно-правовой анализ полномочий Президента. Данный анализ целесообразно провести на примере  таких стран как Россия, США, Франция, ФРГ, как наиболее ярких представительств Президентства. Кроме того, рассмотреть государственные механизмы каждой из стран, найти функциональные и принципиальные различия. В своей курсовой работе более детально рассмотрю место и роль Президента в системе государственной власти Российской Федерации. При изучении курса правоведения каждый студент должен совершенно четко представлять механизм государства и разбираться в нем. Знать, что центральное место управляющего этого механизма занимает глава государства – его Президент.

При работе над курсовой работой мной была использована литература по конституционному праву Российской Федерации и зарубежных стран, правоведению, теории государства и права, Конституция  РФ, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», а также словарь исторических терминов.

 

Президентская власть: ее сущность и условия возникновения.

 

На сегодняшний день в  мире наиболее ярко выделяются два  вида главы государства: монарх и  Президент. Основные различия, между этими двумя видами главы государства, по мнению многих авторов, заключается в том, что в отличие от монарха, Президент – избираемая должность и срок нахождения Президента в должности строго ограничен временными рамками[1]. По сравнению с монархией институт Президентства довольно молодой, однако в последнее время он получил большое развитие и теоретическое обоснование.

Термин «Президент» происходит от латинского, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена Президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «Президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, Президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин «Президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. США стали первой страной в мире, где возникла должность Президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт Президентства, как один из важнейших институтов политической системы.

Впервые вопрос о введении поста Президента обсуждался в 1787 году на Конституционном конвенте в Филадельфии  при разработке новой Конституции  США. До этого существовал монархический  способ организации верховной власти в государстве. Его характерные  черты: наследственность трона, пожизненный  срок пребывания у власти и фактически неограниченные полномочия. Однако он оказался неприемлемым для североамериканских штатов, у которых британская корона выработала устойчивую неприязнь никем  и ничем не ограниченной власти монарха.

Первыми же европейскими странами, где была введена должность Президента как главы государства, стали  в 1848 году две республики – Франция  и Швейцария. Помимо них, другие государства  Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца XIX в. оставались монархиями.

Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с  конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института Президентства. Почти во всех бывших республиках  СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением  Боснии и Герцеговины), а также  в Чехии и Словакии был учрежден Президентский пост. Этот же пост ввела  у себя Монголия. Сегодня Президентство – неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть Президент в ее политической жизни.

Возникновение тех или  иных систем управления в различных  странах обусловлено многими  факторами. Значительный отпечаток  на этот процесс накладывают особенности  исторического развития страны, специфика  ее политической культуры, традиции государственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции. Большую роль в выборе системы правления может сыграть  субъективный фактор в лице ведущего политического лидера, под которого в значительной степени выстраивается  вся конструкция государственной  власти и управления. В силу этого, в одних странах утвердилась парламентарная система правления, при которой функции главы государства исполняет конституционный монарх или Президент, но реальная исполнительная власть сосредоточена в руках правительства, подотчетного парламенту, а в других – возобладала линия на создание сильной Президентской власти, уравновешенной другими политическими институтами или превосходящей по своим полномочиям законодательную и судебную власти. На современной политической карте мира есть и такие страны, которые вообще обходятся без поста Президента, что еще раз подтверждает все многообразие форм государственности.

 

Институт президентства  в парламентской, президентской  и смешанной форме республиканского правления.

 

Республика –  форма правления, в  соответствии  с  которой  высшая  власть  в

государстве принадлежит выборным  органам – парламенту,  президенту;  они

осуществляют   контроль   над   правительством,    существует    независимое

правосудие, муниципальное  самоуправление.[1]

Общими признаками республиканской формы правления  являются:

. существование  единоличного и коллегиального  главы государства;

. выборность на  определенный срок  главы  государства   и  других  верховных

   органов  государственной власти;

. осуществление  государственной власти не по  своему велению, а по поручению

   народа;

. юридическая ответственность  главы государства в случаях,  предусмотренных

   законом;

. обязательность  решений верховной государственной   власти.

       Республиканская форма правления  в окончательном  виде  сформировалась

в  Афинском  государстве.  По   мере   развития   общественной   жизни   она

видоизменялась,   приобретала   новые   черты,   все   больше    наполнялась

демократическим содержанием.

    Насчитывается   несколько   основных   разновидностей   республиканского

правления. В свою очередь они делятся по форме  государственного  устройства

на:

. парламентарные;

. президентские;

. смешанные (полупрезидентские).

 

Парламентская республика

   -   разновидность   современной  формы  государственного  правления,   при

которой верховная  роль  в  организации  государственной  жизни  принадлежит

парламенту.

    В такой  республике  правительство  формируется   парламентским  путем  из

числа  депутатов,  принадлежащих  к   тем   партиям,   которые   располагают

большинством  голосов  в  парламенте.   Правительство   несет   коллективную

ответственность перед  парламентом о своей деятельности. Оно остается до  тех

пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В  случае  утраты

доверия большинство  членов парламента правительство либо уходит в  отставку,

либо через главу  государства добивается  роспуска  парламента  и  назначения

досрочных парламентских  выборов.

       Как правило, глава  государства   в  подобных  республиках   избирается

парламентом либо специально образуемой парламентской  коллегией.  Назначение

парламентом  главы  государства  является   главным   видом   парламентского

контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства  в

современных  парламентарных  республиках  неодинакова.  В Италии   например

президент  республики  избирается  членами  обеих  палат  на  их  совместном

заседании, но при этом  в выборах участвуют по  три депутата  из  каждой

области, избранных  областным советом. В  федеративных  государствах  участие

парламента   в   избрании   главы   государства,   также    разделяется    с

представителями  членов  федерации.  Так  в  Германии  президент  избирается

федеральным собранием, состоящим из членом бундестага,  и такого  же  числа

лиц,   выбираемых   ландтагами   земель   на    началах    пропорционального

представительства. Выборы  главы  государства  в  парламентарной  республике

могут  осуществляться  и  на  основе  всеобщего  избирательного  права,  что

характерно для  Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет. [2]

           Глава   государства   в   парламентарной   республике    обладает

полномочиями:   обнародует   законы,   издает   декреты,   назначает   главу

правительства, является верховным главнокомандующим  вооруженными  силами  и

т.д.

       Глава правительства (премьер-министр, председатель совета  министров,

канцлер) назначается, как правило, президентом. Он  формирует  возглавляемое

им правительство, которое осуществляет  верховную  исполнительную  власть  и

отвечает за  свою  деятельность  перед  парламентом.  Наиболее  существенной

чертой парламентарной республики является то, что любое  правительство  лишь

тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно  пользуется

доверием парламента.

       Главной функцией парламента  является законодательная  деятельность  и

контроль за исполнительной властью. Парламент обладает  важными  финансовыми

полномочиями,  поскольку  он  разрабатывает  и   принимает   государственный

бюджет, определяет перспективы  развития  социально-экономического  развития

страны, решает основные вопросы внешней, в  том  числе  оборонной  политики.

Парламентарная  форма республиканского  правления  представляет  собой  такую

структуру   высших   органов   государственной   власти,   которая   реально

обеспечивает  демократизм  общественной  жизни,  свободу  личности,  создает

справедливые  условия  человеческого  общежития,   основанное   на   началах

правовой законности. К парламентарным республикам можно  отнести ФРГ,  Италию

(по конституции  1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию,  Ирландию,  Индию

и др.

 

Президентская республика

-  одна из  разновидностей  современной   формы  государственного  правления,

которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента  полномочия

главы государства  и главы правительства.

       Наиболее характерные черты президентской  республики :

. внепарламентский  метод избрания президента и  формирования правительства;

. ответственность  правительства перед президентом,  а не перед парламентом;

.  более  широкие,  чем  в  парламентарной  республике,  полномочия   главы

   государства.

             Классической  президентской   республикой  являются  Соединенные

Штаты Америки.  В  конституции  США,  а  именно  в  статье  IV  утверждается

следующее: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату  в  настоящем  Союзе

республиканскую форму  правления”.  Республиканская  форма  правления  в  США

реализовалась в  виде президентской республики: президент  республики -  глава

государства и правительства; правительство не  несет  ответственности  перед

Конгрессом; президент  не обладает правом роспуска палат  Конгресса.

       За основу построения системы  государственной власти был взят  принцип

разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так

называемую систему  сдержек и  противовесов.  В  конституции  было  проведено

организационное  разделение  между  тремя  ветвями  власти   -   конгрессом,

Информация о работе Президентская власть: ее сущность и условия возникновения