Президент – глава Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:05, реферат

Описание работы

Президент стоит над ветвями власти и обеспечивает руководство всей страной. Средства массовой информации снабжает нас множественной информацией о политиках и о главе нашего государства, но не всегда она оказывается достоверной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие главы государства………………………………………4 – 7
2. Основы конституционно-правового статуса Президента РФ…8 - 12
3. Классификация полномочий Президента……………………...13 - 20
Заключение……………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Президент обладает и арбитражными полномочиями в отношении  исполнительных органов. Данное полномочие осуществляется Президентом РФ прежде всего путем использования согласительных процедур. Это право закреплено в  ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. Оно гласит, что Президент РФ может использовать согласительные процедуры для решения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. 

Таким образом, как видно из описанного, Президент  РФ осуществляет непосредственное воздействие  на Правительство и принимает  важные решения в сфере исполнительной власти. 

  • Полномочия, связанные с органами законодательной  власти.
 

Согласно п. «а»  ст.84 Конституции, Президент назначает  выборы Государственной Думы в связи  с истечением срока ее полномочий или в связи с ее роспуском. Порядок выборов устанавливается ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». 

Право Президента на роспуск Думы обуславливается  следующими основаниями: трехкратное  отклонение Думой кандидатур Председателя Правительства, предложенных Президентом (ч.4 ст.111), выражение Думой в течение трех месяцев недоверия Правительству (ч.3 ст.117), отказ Думы в доверии Правительству (ч.4 ст.117). Перечень оснований для роспуска Государственной Думы носит исчерпывающий характер. 

Кроме этого, Президент  наделен правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы, пользуется правом отлагательного вето в отношении федеральных законов, издает нормативные правовые акты и обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране. 

  • Полномочия, связанные с судебными органами.
 

Судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными  органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Конституция устанавливает  судебную систему страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» 15. Часть 2 ст.4 Закона четко определяет круг судебных органов – т.е. состав судебной системы России: В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

В соответствие с Конституцией РФ судьи высших федеральных  судебных органов РФ назначаются  по представлению Президента.

Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд РФ. Конституционный суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются Конституцией РФ (ст.125), Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[10].

Конституционный Суд Российской Федерации состоит  из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Согласно п. «е»  ст. 83 Конституции, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для  назначения на должности судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов. 

  • Полномочия  в области обороны страны и  обеспечения государственной безопасности.
 

Являясь Верховным  главнокомандующим, согласно ст.83 и 87 Конституции, Президент назначает и освобождает  высшее командование Вооруженных сил  РФ. Вообще, конкретные полномочия Президента в организации обороны страны и обеспечения ее безопасности весьма обширны. Назовем лишь некоторые, содержащиеся в ст.4 ФЗ «Об обороне» 16. Президент Российской Федерации: определяет основные направления военной политики РФ; утверждает военную доктрину РФ; осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий; исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом; принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению; утверждает общевойсковые уставы, положения о Боевых знаменах воинских частей, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности, положения о Министерстве обороны РФ и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, а также положения об органах управления других войск, воинских формированиях и органах; издает указы о призыве граждан РФ на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан РФ и их распределения между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом; и мн. Др. 

В соответствии со ст.88 Конституции РФ Президент  РФ при обстоятельствах и в  порядке, предусмотренном федеральным  конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или  в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Подробно данные вопросы урегулированы в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» 17. Прежде всего, в нем определены обстоятельства введения чрезвычайного положения:

а) попытка насильственного  изменения конституционного строя  России, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование особо важных объектов или отдельных  местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессионные, региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические  ситуации, в том числе эпидемии и пизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекших человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. 

Чрезвычайное  положение вводится Указом Президента РФ. Он подлежит утверждению Советом  Федерации в течение 72 часов. 

  • Полномочия  в области внешней политики.
 

Согласно п. «а» ст.86 Конституции РФ Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.

Президенту непосредственно  подчинено Министерство иностранных  дел. Он возглавляет Совет Безопасности, представляет Российскую Федерацию  в международных отношениях, Президент  имеет непосредственные контакты с  главами иностранных государств, участвует во встречах, осуществляет государственные визиты и др. Свое видение внешнеполитических интересов России Президент формирует в ежегодных посланиях о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Пункты «б», «в»  и «г» 86 статьи конкретизируют полномочия Президента во внешнеполитической сфере: ведет переговоры и подписывает  международные договоры, подписывает  ратификационные грамоты, принимает  верительные и отзывные грамоты  аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Наглядно процедура принятия верительной грамоты описывается Г.В.Дегтевым: «эта процедура нередко сопровождается обменом мнений по вопросам, имеющим существенное политическое значение, и потому не может считаться, как об этом иногда говорят, чисто протокольной. Эти грамоты адресуются от главы иностранного государства к главе России. В верительных грамотах указывается, что определенному лицу (послу) поручено представлять интересы своего государства, его словам и действиям подлежит «верить». При вручении грамот обычно присутствует министр иностранных дел. Речи не произносятся. Дипломатический представитель называет себя, государство, главу своего государства, вручает грамоту Президенту РФ и кратко представляет своих ближайших сотрудников. После вручения грамот Президент имеет краткую беседу с новым послом». 

Все исследователи  единодушны во мнении, что один Президент  не может решать все вопросы внешних  сношений. Поэтому многогранная внешнеполитическая деятельность осуществляется в сотрудничестве с Парламентом и Правительством РФ. Международные договоры, заключенные Президентом, подлежат ратификации, которая осуществляется парламентом – Федеральным Собранием. Принимаемая на основе такого одобрения ратификационная грамота подписывается Президентом.

Все это в  целом способствует разработке стратегии  внешнеполитической деятельности страны, основные ее направления, которые, в  конечном итоге влияют на положение  каждого гражданина. Президент непосредственно  руководит выполнением намеченного курса, инструктирует и контролирует. 

Согласно п. «м»  ст.83 Конституции РФ, Президент назначает  и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и  международных организациях. Дипломатические  представители отстаивают интересы РФ в международных организациях: ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др. Следует заметить, что назначение и отзыв дипломатических представителей может быть реализовано после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Однако Конституцией устанавливается лишь обязанность проводить консультации, но само назначение конкретного дипломатического представителя не связывается с результатом этих консультаций.

Для сравнения  приведем примеры того, как регулируются полномочия президента во внешней политике в других странах. Так, Конституция Франции весьма детально регулирует внешнеполитические полномочия президента. В латиноамериканских странах они лишь упоминаются в общих чертах. В США президент обладает значительными полномочиями, которые основываются не столько на тексте Конституции, сколько на решениях Верховного суд, доктрине «внешнего суверенитета» 18. 

  • Иные полномочия.
 

К иным полномочиям  Президента относятся (ст. 89 Конституции): 

- возможность  решать вопросы гражданства Российской  Федерации и предоставления политического убежища. Гражданство определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях. В статье 28 ФЗ «О гражданстве РФ» Президент назван полномочным органом, ведающим делами о гражданстве РФ. Согласно ст. 29 данного закона, Президент РФ решает вопросы: 

а) приема в гражданство  РФ в общем порядке;

б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке;

в) выхода из гражданства  РФ в общем порядке;

г) отмены решений  по вопросам гражданства Российской Федерации. 

Президент утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ.

- вопросы награждения  государственными наградами Российской Федерации, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий. Для предварительного рассмотрения данных вопросов при Президенте создана комиссия по государственным наградам.

- осуществление помилования. Помилование выражается в полном освобождении осужденного от наказания за уголовное преступление, назначенное приговором суда, вступившим в законную силу, либо сокращение срока наказания.

Акт помилования  осуществляется на основе персонального обращения осужденного к Президенту. Обращение осужденного к Президенту – последний шанс изменить меру наказания за преступление. 
 

Заключение 

Итак, подведем итог проделанному исследованию. 

Место и роль главы государства в государственном  механизме страны определяется формой правления, политическим режимом и государственным устройством. Монарх, президент или глава правительства обладают реальными или фиктивными полномочиями в установленном законами объеме, при этом в любом случае, глава государства является главным представителем страны и своего народна в глазах мировой общественности.

При определении  понятия «глава государства» исследователи  единогласно заявляют о невозможности  дефиниции безотносительно конкретного  государства, конкретной национальной системы. Но при этом существуют определенные черты, свойственные всем главам государства, а именно:

- высшее место  в иерархии государственных должностей;

- верховное представительство,  как во внутриполитической жизни,  так и на международной арене;

- полномочия, прежде всего, исполнительной власти, осуществляемой им единолично либо совместно с правительством.

Современное положение Президента РФ характеризуют не столько представительские функции, сколько политическое руководство институтами власти, обширная сфера деятельности, широкие полномочия в определении основных направлений государственной политики. В этих условиях Президент исполняет роль направляющего и координирующего центра в системе государственной власти.

Информация о работе Президент – глава Российского государства