Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:05, реферат
Президент стоит над ветвями власти и обеспечивает руководство всей страной. Средства массовой информации снабжает нас множественной информацией о политиках и о главе нашего государства, но не всегда она оказывается достоверной.
Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие главы государства………………………………………4 – 7
2. Основы конституционно-правового статуса Президента РФ…8 - 12
3. Классификация полномочий Президента……………………...13 - 20
Заключение……………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………..22
Президент обладает
и арбитражными полномочиями в отношении
исполнительных органов. Данное полномочие
осуществляется Президентом РФ прежде
всего путем использования
Таким образом,
как видно из описанного, Президент
РФ осуществляет непосредственное воздействие
на Правительство и принимает
важные решения в сфере исполнительной
власти.
Согласно п. «а»
ст.84 Конституции, Президент назначает
выборы Государственной Думы в связи
с истечением срока ее полномочий
или в связи с ее роспуском.
Порядок выборов устанавливается ФЗ «О
выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания РФ».
Право Президента
на роспуск Думы обуславливается
следующими основаниями: трехкратное
отклонение Думой кандидатур Председателя
Правительства, предложенных Президентом
(ч.4 ст.111), выражение Думой в течение трех
месяцев недоверия Правительству (ч.3 ст.117),
отказ Думы в доверии Правительству (ч.4
ст.117). Перечень оснований для роспуска
Государственной Думы носит исчерпывающий
характер.
Кроме этого, Президент
наделен правом законодательной инициативы,
подписывает и обнародует законы, пользуется
правом отлагательного вето в отношении
федеральных законов, издает нормативные
правовые акты и обращается к Федеральному
Собранию с посланиями о положении в стране.
Судебная власть
это вид государственной
Конституция устанавливает судебную систему страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» 15. Часть 2 ст.4 Закона четко определяет круг судебных органов – т.е. состав судебной системы России: В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
В соответствие с Конституцией РФ судьи высших федеральных судебных органов РФ назначаются по представлению Президента.
Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд РФ. Конституционный суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются Конституцией РФ (ст.125), Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[10].
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Согласно п. «е»
ст. 83 Конституции, Президент представляет
Совету Федерации кандидатуры для
назначения на должности судей Верховного
Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда
РФ, а также кандидатуру Генерального
прокурора РФ; вносит в Совет Федерации
предложение об освобождении от должности
Генерального прокурора Российской Федерации;
назначает судей других федеральных судов.
Являясь Верховным
главнокомандующим, согласно ст.83 и 87 Конституции,
Президент назначает и
В соответствии со ст.88 Конституции РФ Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Подробно данные вопросы урегулированы в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» 17. Прежде всего, в нем определены обстоятельства введения чрезвычайного положения:
а) попытка насильственного изменения конституционного строя России, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессионные, региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные
ситуации природного и техногенного
характера, чрезвычайные экологические
ситуации, в том числе эпидемии
и пизоотии, возникшие в результате
аварий, опасных природных явлений, катастроф,
стихийных и иных бедствий, повлекших
человеческие жертвы, нанесение ущерба
здоровью людей и окружающей природной
среде, значительные материальные потери
и нарушение условий жизнедеятельности
населения и требующие масштабных аварийно-спасательных
и других неотложных работ.
Чрезвычайное
положение вводится Указом Президента
РФ. Он подлежит утверждению Советом
Федерации в течение 72 часов.
Согласно п. «а» ст.86 Конституции РФ Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.
Президенту непосредственно
подчинено Министерство иностранных
дел. Он возглавляет Совет
Пункты «б», «в»
и «г» 86 статьи конкретизируют полномочия
Президента во внешнеполитической сфере:
ведет переговоры и подписывает
международные договоры, подписывает
ратификационные грамоты, принимает
верительные и отзывные грамоты
аккредитуемых при нем дипломатических
представителей. Наглядно процедура принятия
верительной грамоты описывается Г.В.Дегтевым:
«эта процедура нередко сопровождается
обменом мнений по вопросам, имеющим существенное
политическое значение, и потому не может
считаться, как об этом иногда говорят,
чисто протокольной. Эти грамоты адресуются
от главы иностранного государства к главе
России. В верительных грамотах указывается,
что определенному лицу (послу) поручено
представлять интересы своего государства,
его словам и действиям подлежит «верить».
При вручении грамот обычно присутствует
министр иностранных дел. Речи не произносятся.
Дипломатический представитель называет
себя, государство, главу своего государства,
вручает грамоту Президенту РФ и кратко
представляет своих ближайших сотрудников.
После вручения грамот Президент имеет
краткую беседу с новым послом».
Все исследователи единодушны во мнении, что один Президент не может решать все вопросы внешних сношений. Поэтому многогранная внешнеполитическая деятельность осуществляется в сотрудничестве с Парламентом и Правительством РФ. Международные договоры, заключенные Президентом, подлежат ратификации, которая осуществляется парламентом – Федеральным Собранием. Принимаемая на основе такого одобрения ратификационная грамота подписывается Президентом.
Все это в
целом способствует разработке стратегии
внешнеполитической деятельности страны,
основные ее направления, которые, в
конечном итоге влияют на положение
каждого гражданина. Президент непосредственно
руководит выполнением
Согласно п. «м» ст.83 Конституции РФ, Президент назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Дипломатические представители отстаивают интересы РФ в международных организациях: ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др. Следует заметить, что назначение и отзыв дипломатических представителей может быть реализовано после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Однако Конституцией устанавливается лишь обязанность проводить консультации, но само назначение конкретного дипломатического представителя не связывается с результатом этих консультаций.
Для сравнения
приведем примеры того, как регулируются
полномочия президента во внешней политике
в других странах. Так, Конституция Франции
весьма детально регулирует внешнеполитические
полномочия президента. В латиноамериканских
странах они лишь упоминаются в общих
чертах. В США президент обладает значительными
полномочиями, которые основываются не
столько на тексте Конституции, сколько
на решениях Верховного суд, доктрине
«внешнего суверенитета» 18.
К иным полномочиям
Президента относятся (ст. 89 Конституции):
- возможность
решать вопросы гражданства
а) приема в гражданство РФ в общем порядке;
б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке;
в) выхода из гражданства РФ в общем порядке;
г) отмены решений
по вопросам гражданства Российской Федерации.
Президент утверждает
положение о порядке
- вопросы награждения государственными наградами Российской Федерации, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий. Для предварительного рассмотрения данных вопросов при Президенте создана комиссия по государственным наградам.
- осуществление помилования. Помилование выражается в полном освобождении осужденного от наказания за уголовное преступление, назначенное приговором суда, вступившим в законную силу, либо сокращение срока наказания.
Акт помилования
осуществляется на основе персонального
обращения осужденного к Президенту. Обращение
осужденного к Президенту – последний
шанс изменить меру наказания за преступление.
Заключение
Итак, подведем
итог проделанному исследованию.
Место и роль
главы государства в
При определении
понятия «глава государства» исследователи
единогласно заявляют о невозможности
дефиниции безотносительно
- высшее место
в иерархии государственных
- верховное представительство,
как во внутриполитической
- полномочия, прежде всего, исполнительной власти, осуществляемой им единолично либо совместно с правительством.
Современное положение Президента РФ характеризуют не столько представительские функции, сколько политическое руководство институтами власти, обширная сфера деятельности, широкие полномочия в определении основных направлений государственной политики. В этих условиях Президент исполняет роль направляющего и координирующего центра в системе государственной власти.
Информация о работе Президент – глава Российского государства