Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:05, реферат
Президент стоит над ветвями власти и обеспечивает руководство всей страной. Средства массовой информации снабжает нас множественной информацией о политиках и о главе нашего государства, но не всегда она оказывается достоверной.
Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие главы государства………………………………………4 – 7
2. Основы конституционно-правового статуса Президента РФ…8 - 12
3. Классификация полномочий Президента……………………...13 - 20
Заключение……………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………..22
Определенное влияние на появление института президента в России оказало и учреждение этой должности в 1990 г. В СССР. В период перестройки четко прослеживалась тенденция к практическому введению поста президента. На уровне Союза ССР этот вопрос был решен в марте 1990 г. III Съезд народных депутатов СССР принимает Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР». Избирается первый Президент СССР. В соответствии со ст. 127 Конституции СССР он являлся главой Советского государства. Фактически был взят курс на изменение формы правления – переход к президентской республике. Позднее институт президента создается в ряде бывших союзных республик, например в Казахстане, Молдавии, Узбекистане 7.
В Конституции Российской Федерации Президент характеризовался как высшее должностное лицо, глава исполнительной власти. Таким образом, Президент был включен в систему органов исполнительной власти; фактически не участвовал в присущей принципу разделения властей системе «сдержек и противовесов». Так, он не имел права роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета, не участвовал в назначении судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, прокурора, председателя Центрального Банка. Он был обязан представлять не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и иных программ, причем съезд мог потребовать внеочередного доклада. Указы и распоряжения Президента мог отменить Съезд, а на основании заключения Конституционного Суда и Верховный Совет. Совет Министров – Правительство было подотчетно Съезду, Верховному Совету и Президенту, а Съезд и Верховный Совет осуществляли контроль над деятельностью подотчетных им органов. Съезд был уполномочен принимать решение об отставке Правительства. Президент же мог принимать такие решения с согласия Верховного Совета.
История свидетельствует, что власть в России вне зависимости от смены режимов традиционно носит авторитарный характер, что логично приводит к выводу о том, что сильная власть (здесь – президентская) традиционна для России и соответствует менталитету и политической культуре российских народов. Все это вкупе предопределило становление и характер установившегося института президентства.
Сегодня иерархию
актов, регулирующих вопросы, связанные
с организацией и деятельностью
Президента Российской Федерации возглавляет
Конституция Российской Федерации. По
действующей Конституции Президент как
глава государства напрямую не входит
ни в одну из ветвей законодательной, исполнительной
и судебной власти. На это указывает и
само место главы о Президенте. Однако
нельзя делать вывод о том, что Президент
стоит над этими ветвями власти. Органы
каждой из ветвей власти самостоятельны;
как и Президент действуют в рамках своих
конституционных полномочий, обладают
правовыми мерами воздействия на Президента
вплоть до отрешения его от должности.
При этом, будучи юридически дистанцирован
от всех ветвей власти, Президент управляет,
разрешает споры, осуществляет конституционный
контроль 8.
В соответствии с Конституцией России Президент является главой государства (п.1 ст.80), гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. В порядке, установленном Конституцией, он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п.2 ст.80). Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией России и федеральными законами, представляет Россию внутри страны и в международных соглашениях.
Приведенная выше статья 80 Конституции РФ в обобщенной форме определяет функции Президента. Его полномочия конкретизированы в последующих статьях гл. 4 Конституции, в других главах, а также в федеральных законах. Общерегулятивные нормы ст.80, определяющие основы правового положения Президента отдельными исследователями интерпретировались как некие «общие полномочия, подразумевающие неопределенное количество конкретных полномочий» - «скрытые полномочия».
Как отмечает Л.А.Окуньков, статус и полномочия Президента сформулированы в Основном законе России так, что на первое место выдвинуты цели и задачи укрепления государства, обеспечения конституционного правопорядка, согласованной работы всех органов государственной власти, а не только исполнительной вертикали власти. Это предопределяет особое значение для Президента функций главы государства, они весомей и объемней, чем у федерального Правительства. Безусловно, одним из главных по значимости полномочий Президента является формирование политического курса государства 9. То есть, Президент выступает активным проводником политических реформ в рамках защиты конституционного строя.
Президентом инициируются федеральные законы, издаются указы, направленные на реформирование государственной власти, укрепление федеративных отношений, защиту прав и свобод граждан, развитие институтов гражданского общества.
Общие положения о выборах Президента РФ изложены в ст.81 Конституции РФ. Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Такое ограничение имеет цель воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, установления личной диктатуры, закрытию притока в эшелоны власти новых свежих сил, политических деятелей нового поколения. В то же время, Конституция не закрывает путь способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, к выдвижению на другой срок, кроме очередного. Бывший Президент вполне может вновь участвовать в выборной гонке, лишь бы этот новый срок был отделен от первых двух «другим» президентством. Выборы Президента РФ в 2012 году могут быть в этом смысле показательными.
Детально вопросы
выборов Президента урегулированы
ФЗ №19-ФЗ «О выборах Президента Российской
Федерации».
Президент РФ приступает
к исполнению полномочий с момента
принесения им присяги российскому народу
и прекращает их исполнение с истечением
срока его пребывания в должности с момента
принесения присяги вновь избранным Президентом
(ч.1 ст.92). Акт принесения присяги имеет
важное юридическое значение: во-первых,
это момент отсчета времени президентства,
а во-вторых, это публичная клятва, обязывающая
Президента верно служить на благо народа
и государства 10.
Полномочия Президента
РФ могут быть прекращены досрочно в случае
его отставки, стойкой неспособности по
состоянию здоровья осуществлять принадлежащие
ему полномочия или отрешения от должности.
При этом выборы нового Президента РФ
должны состояться не позднее трех месяцев
с момента досрочного прекращения исполнения
полномочий. Во всех случаях, когда Президент
не в состоянии выполнять свои обязанности,
их временно исполняет Председатель Правительства
России. Исполняющий обязанности Президента,
в отличие от Президента, не вправе распускать
Государственную Думу, назначать референдум,
а также вносить предложения о поправках
и пересмотре положений Конституции России
(ст. 92).
Согласно ст.93
Конституции, Президент РФ может
быть отрешен от должности Советом
Федерации только на основании выдвинутого
Государственной Думой
3.
Классификация полномочий
Президента
Традиционной является классификация полномочий (компетенции) Президента РФ по различным сферам осуществления его деятельности. При этом отдельные ученые-государствоведы выделяют различное число групп полномочий Президента. Так, С.А. Авакьян выделяет пять их основных групп:
В.Е. Чиркин говорит о восьми группах полномочий:
По мнению Е.И. Козловой, полномочия Президента РФ следует разделить на шесть групп по следующим сферам:
На наш взгляд,
выделение большего количества групп
полномочий Президента или совмещение
их в более крупные блоки, т.е. выделение
меньшего количества групп – не принципиально.
Важно, чтобы они охватывали все области
жизни общества и все сферы государственного
управления, в которых Президент может
и должен проявлять свои властные полномочия
в целях, обозначенных в присяге. Поэтому
мы будем рассматривать полномочия намеренно
не определяя число их групп.
Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации (ч.1 ст.110 Конституции). Состав, полномочия, организация деятельности, обеспечение деятельности и другие вопросы деятельности Правительства регулируются ФКЗ «О правительстве Российской Федерации».
Согласно п. «а» ст.83 Конституции РФ Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. После трехразового отклонения Думой представленных кандидатур Президент наделен правом распустить палату и назначить ее новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно. По предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.
Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ, занимая, тем самым, место его Председателя (п. «б» ст.83). Этим Президент осуществляет непосредственное руководство Правительством.
В ст. 32 ФКЗ «О
Правительстве» закреплено положение
о том, что Президент РФ в соответствии
с Конституцией РФ, федеральными конституционными
законами, федеральными законами руководит
деятельностью федеральных органов исполнительной
власти, ведающих вопросами обороны, безопасности,
внутренних дел, иностранных дел, предотвращения
чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий
стихийных бедствий, утверждает по представлению
Председателя Правительства РФ положения
о них, назначает их руководителей. В Указе
Президента РФ от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры
федеральных органов исполнительной власти»
конкретно определены такие органы: МВД
РФ, Министерство РФ по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, МИД РФ,
Министерство обороны РФ, МинЮст РФ, Государственная
фельдъегерская служба РФ, Служба внешней
разведки РФ, ФСБ РФ, Федеральная служба
РФ по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, Федеральная
служба охраны РФ, Главное управление
специальных программ Президента РФ, Управление
делами Президента РФ. Правительство РФ
лишь координирует деятельность данных
органов.
Президент обладает
контрольными (надзорными) полномочиями
в отношении органов
Информация о работе Президент – глава Российского государства