Предмет и методы политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Современная жизнь придала политике исключи¬тельно важное значение. Сегодня нет человека, кото¬рый мог бы сказать, что он находится вне воздействия политики. Даже если он сам себя считает аполитичным, он всё же не может не принимать во внимание и не выполнять решений политических властей.

Работа содержит 1 файл

Во все времен1.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Политологами  был сделан вывод, что тоталитарно-авторитарные режимы изживают себя. Переход к демократическому режиму не только желателен, но и возможен.

 

Тема № 8 «Государство»

 

Вопрос 2: Какие функции выполняет государство?

 

Функции государства, их содержание и приоритет меняются в зависимости от общественного строя, исторической эпохи, типа и формы государства. В функциях раскрывается внутренне противоречивый, компромиссный характер государственной деятельности; ибо каждая функция заключает в себе как общенациональные интересы, так и интересы социальных, особенно правящих, групп.

В общеполитологическом значении можем выделить следующие внутренние функции государства:

  1. обеспечение безопасности государственного строя и граждан от внутренних деструктивных сил, а также функция законодательства и правопорядка;
  2. защита и регулирование экономической основы, форм собственности;
  3. организация социальной жизни, регулирование социальных конфликтов и классово-групповых противоречий, согласование интересов и потребностей граждан и социальных групп;
  4. регулирование сфер образования и культуры, проведение воспитательной работы среди граждан;
  5. регулирование демографических и экологических процессов.

 

Вопрос 6: Какая, на Ваш взгляд, форма государственного устройства более всего подходит России: унитарная, федеративная или конфедеративная?

Форма государства — есть внешнее проявление  организации территориальной и классово-политической власти, которая включает в себя три элемента: территориальное строение, форму правления и политический режим.

Унитарное государство централизовано, в его структуре нет автономных образований, имеется лишь  административно-территориальное деление. Обычно оно мононационально или этнические меньшинства в нём не имеют своих автономных образований (Польша, Швеция, Франция, Финляндия и др.).

Федерация — это объединение государственных образований: штатов, кантонов, республик, земель, которые имеют определенную самостоятельность и им присущи национальные, социально-экономические, исторические и другие различия.

Слабость современного российского федерализма в том, что в центре до сих пор сконцентрированы жизненно важные вопросы огромной страны. Достаточно сказать, что до 80% собираемых в стране налогов сосредоточены в центре.

Конфедерация — это союз самостоятельных государств для достижения конкретных целей, например для ведения совместной военной или внешнеполитической деятельности. Входящие в конфедерацию государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти, а органы конфедерации, как правило, состоят из представителей её субъектов. Конфедерация не имеет своего особого, гражданства, единой правовой и налоговой системы, денег и т. д.

 

Вопрос 8: В чём преимущество парламентской республики перед президентской, а президентской перед парламентской?

 

При президентской форме правления президент является одновременно главой правительства (премьер-министром). Он осуществляет подбор министров и контроль за их деятельностью. Законодательная и исполнительная власти формируются на основе двойной системы выборов, они отчётливо разделены. Эта разделённость обеспечивается внепарламентским методом избрания президента и правительства; отсутствием у правительства прямой ответственности перед парламентом. Власть у президента огромна. В то же время, парламент имеет большие полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопредложений, отрешения от должности при определённых условиях и в порядке импичмента.

Слово «парламент» происходит от французского слова, означающего «говорить». Впервые так был назван властный орган в Англии в XVIII веке. Наряду с понятием «парламент» в мировой практике используется близкое слово «сенат». В переводе с латинского оно означает «старик». Так назывался в Древнем Риме верховный орган власти. По этому примеру назвал такой орган в России в 1711 году Петр I. В ряде зарубежных стран, например в США, Италии и др., сенат — это верхняя палата парламента.

Парламентская форма правления отличается от президентской  наличием одной системы выборов. Победившие партии формируют высший законодательный орган. Он, как правило, двухпалатный. Правительство формируется парламентом из числа лидеров партии, одержавшей победу, и несёт ответственность перед парламентом. Главным рычагом воздействия парламента на правительство является утверждение бюджета, т. е. власти денег; второй рычаг — налоги. При парламентской форме правления полномочия монарха или президента обычно носят протокольно-представительный характер.

 

Тема № 9 «Внешняя политика государства»

 

Вопрос 1: Каковы основные внешнеполитические функции государства?

   1. Внешнеполитическая, которая включает:

  • сотрудничество с другими странами в экономической, политической, военной, социальной и прочих сферах;
  • обеспечение участия государства в международных организациях.

Внешнеполитическая  функция включает в себя: охрану границ, обеспечение государственной безопасности, осуществление дипломатических отношений, всесторонних контактов с другими странами, зарубежная торговля и др.     

2. Оборонительная - обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны. Таким образом, государство - это сложный, многофункциональный организм, имеющий многовековую историю и постоянно развивающийся.

Вопрос 5: В чём проявляются во внешней политике России её геополитические интересы?

На внешнюю  политику России оказывают влияние  и геополитические интересы, определяемые её географическим (пространственным, ресурсным, демографическим) положением. Они определяют позицию России в отношении определённых территорий и целых государств, например, Японии, от которой зависит выход российских кораблей из прибрежных морей в мировой океан, США и других стран по научному исследованию Антарктиды. В этой связи важную роль играют международные организации, от которых зависит укрепление безопасности России (ООН, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества и др.).

Вопрос 6: Приведите примеры успешных и неудачных внешнеполитических акций российского государства в XX начале XXI веков?

 

Статус великого государства Россия получила давно, в связи с её большим вкладом в мироустройство. Роль эта особенно возрасла в XX веке, когда Советский Союз внёс решающий вклад в победу народов над фашизмом, оказывал громадное влияние на ход всемирной истории. В современных условиях России объективно трудно играть такую роль. Но и отказываться от неё она не может, т.к. только выполняя её она может рассчитывать на достойное место в мире. Россия, можно сказать, обречена быть великой державой.

В данный момент у России нет договорных обязательств по оказанию помощи этнически близким странам (за исключением Белоруссии). Но давно став великим, могущественным славянским государством, она сыграла выдающуюся роль в освобождении многих славянских народов от чужеземного ига. При этом она не стремилась к панславизму – к объединению славянских народов и вовлечению их в российское государство. Её патронаж (покровительство) были продиктованы мотивами славянской солидарности. Оказание помощи славянским народам стало высочайшим нравственным долгом России. Ему она старается быть верной. Об этом свидетельствует, например, её роль в Косовском кризисе.

 

Тема №13 «Политическая культура»

 

Вопрос1: Что такое политическая культура?

 

Политическая  культура – комплекс относительно устойчивых представлений социальных общностей и отдельных индивидов о политике, совокупность моделей поведения в сфере политических отношений.

В состав политической культуры в качестве компонентов  входят:

  1. ценности, составляющие мотивационный базис политики;
  2. нормы;
  3. символы, т.е. условные образы важнейших политических идеалов (гербы государства, национальные флаги, ордена, эмблемы партий и др.);
  4. традиции, передающие из поколения в поколение модели политического поведения;
  5. средства реализации политических ориентаций.

Существуют  разные подходы к пониманию типологии политической культуры.

На основании  такого критерия, как степени согласованности  во взаимоотношениях политических субкультур, можно выделить два типа политических культур – интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

Выделяют три типа политической культуры:

  1. культура высокой гражданственности, главной ценностью является человек с его потребностями и интересами.
  2. базовой ценностью элитарной политической культуры является власть и её структуры, человек же рассматривается как средство достижения целей элиты
  3. главная ценность для носителей архаической политической культуры – интересы этноса, к которому они принадлежат.

 

Вопрос 2: Каковы характерные особенности политической культуры населения России?

 

В ходе перехода российского общества к новой модели общественного развития меняется его политическая культура. Но было бы упрощенно считать, что эти изменения идут прямолинейно и только в сторону повышения степени политической культуры граждан. К тому же есть масса доказательств тому, что пока властные структуры российского общества не очень заинтересованы в повышении политической культуры своих граждан. Не удалось преодолеть так называемую конфронтационную культуру.

Сегодня в обществе с переменным успехом идёт борьба разнонаправленных политических тенденций (демократизм — авторитаризм, централизация — регионализация), происходит столкновение различных политических субкультур (радикал-либеральной, национал-патриотической), представители которых пользуются разной политической лексикой и в силу склада своего мышления прибегают к столь разным способам политической аргументации, и потому, похоже, едва понимают друг друга. В обществе пока не достигнута культура согласия. Путь, на который вступила современная Россия, призван создать новую среду обитания людей, новые государственные и общественные структуры. Вместе с ними формируется демократическая политическая культура на основе деэтатизации и деидеологизации политического сознания личности, возвращения демократических ценностей и традиций в гражданское сознание.

 

Вопрос 4: Зачем человеку политическая культура ?

 

Политическая  культура - часть духовной культуры народа и включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими  институтами и политическими  процессами. Она оказывает влияние на формы, функционирование и развитие государственных и политических институтов, задаёт направление политическому процессу, обусловливает политическое поведение широких масс. Политическую культуру можно рассматривать в качестве посредника между политическим миром и средой, обеспечивающим взаимодействие между областями социальных отношений, культурными нормами и стереотипами и политическими процессами. Её специфика заключалась в неприятии инноваций, угрожающих установившимся порядку и правилам, в нацеленности на воспроизводство локальных миров, которая вступала в противоречие со стремлением формировать государство. Эта культура, соответствующий образ жизни оказали огромное влияние на последующую историю, образование государственности. Таким образом, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьёзное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих в нём сегодня.

 

 

 

 

 

 

Тема № 14 «Личность и политика»

 

Вопрос 1: Что такое политическая социализация?

 В чём её особенности в современном российском обществе?

 

Политика осуществляется социальными общностями, группами, каждая из которых состоит из отдельных  индивидов, личностей. Последние, за исключением крупных политических деятелей, редко играют самостоятельную роль в политике. Надо учитывать и то, что отдельный человек ограничен в возможностях политического участия, особенно в формах прямого политического действия.

Личность в политике – это человек не только политически образованный, знающий, но и активно действующий, Сознательное (мотивированное) участие индивида в политике обусловлено пониманием им её значения для него. Оно приходит в процессе его политической социализации, превращения его в полноценную, отвечающую требованиям политики личность, способную к публичным политическим действиям и выполнению своих гражданских обязанностей.

Политическая социализация происходит как стихийно, так и  сознательно, при участии разных социальных и политических институтов и с использованием различных средств. В первом случае основную роль в ней играет политическая действительность, в условиях которой живёт человек. Не зря говорят, что ни что так не просвещает человека политически как сама жизнь. Во втором случае, прежде всего семья. Она сильна тем, что в ней политические взгляды (оценки, ориентации) старших естественно передаются младшим в процессе родительского воспитания.

Информация о работе Предмет и методы политологии