Предмет и методы политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Современная жизнь придала политике исключи¬тельно важное значение. Сегодня нет человека, кото¬рый мог бы сказать, что он находится вне воздействия политики. Даже если он сам себя считает аполитичным, он всё же не может не принимать во внимание и не выполнять решений политических властей.

Работа содержит 1 файл

Во все времен1.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Регулятивная подсистема — это правовые и моральные нормы, традиции и обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

Функциональная подсистема – это формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение это находит в понятии «политический режим».

Коммуникативная подсистема охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы, между политическими системами различных стран.

Политико-идеологическая подсистема включает в себя совокупность политических идей, теорий и концепций, на основе которых возникают, формируются и развиваются различные общественно-политические институты. Данная подсистема играет существенную роль в  определении политических целей и путей их достижения.

Каждая  из подсистем имеет собственную  структуру и обладает относительной  самостоятельностью. В конкретных условиях в каждом государстве эти подсистемы функционируют в специфических формах.

 

Вопрос 2: Какой элемент политической системы является системообразующим? Почему?

 

Системообразующим элементом является политическая власть. Она агрегирует элементы системы вокруг себя, связывает их в единое целое, придает им политическое значение. От особенностей власти зависит состояние и характер функционирования всей системы политической жизни. Выполняют свои функции и другие элементы. Они взаимодействуют, а так же влияют на систему в целом. Примером связи элементов может служить такая цепочка: определённый субъект политики, политическая идеология, которой он руководствуется, формы и способы его политического участия, государство, которое субъект завоёвывает или отстаивает. Следует сразу оговориться, что изложение политической жизни с учебными целями не всегда соответствует её системному рассмотрению. В свою очередь каждый из элементов испытывает влияние со стороны системы, которая добивается их однотипности – соответствия критериям того или иного типа политической системы. Особенно значительным это влияние оказывается в период переходного состояния общества, в том числе и его политической жизни.

 

Вопрос 3: В чём особенности устройства политической системы в современной России?

 

Особенности устройства политической системы в современной  России

обусловлены переходным состоянием общества, становлением в  постсоветской России капитализма. Поэтому система не является ещё до конца сложившейся. К тому же на её формирование оказывает влияние опыт устройства политической жизни как в советское время, так и до революции 1917 года. Причём преимущественно тот, который зарекомендовал себя с положительной стороны, отвечающий ментальности русского и других народов, населяющих страну. Политическая система России предстает весьма самобытной, плохо вписывается в существующие типологии политических систем.

 

Тема № 4 «Власть»

 

Вопрос 1: Может ли общество жить без политической власти?

Какие функции она выполняет?

Власть — это вторая исходная, базовая категория политической науки (первая — политика).

Понимание власти в разное время и в различных  обществах различно.

Власть  происходит от греческого слова «кратос» — государство. Власть является одной из сложных форм социальных отношений. Власть — не просто отношение кого-то с кем-то, это всегда асимметричное отношение, т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять на поведение другого и изменять его. Она характеризуется способностью влиять на характер и направление деятельности людей, социальных групп и классов. Власть — социальное отношение господства и подчинения. В её структуру входят лица, являющиеся носителями властной воли, обеспечивающие возможность властвующих повелевать, и те на кого она направлена. Власть существовала всегда как необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы, как проведение чьей-либо воли. Она многоаспектна и универсальна, т. е. способна проникать во все виды и сферы человеческой деятельности. Она способна объединять людей, общественные группы и противопоставлять их друг другу.

Власть  — необходимый элемент любой  организации, любой человеческой группы и общества в целом. Без власти нет организации и нет порядка.

Власть  нередко отождествляют с управлением. В соотношении понятий «власть» и «управление» последнее занимает подчиненное положение, поскольку власть отождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической, руководящей функцией, а управление (в узком смысле) — с исполнительской, оперативной. Власть характеризует тех, кто управляет.

Существует  множество сфер функционирования власти: экономическая, политическая (в т.ч. государственная, общественная), нравственная, семейная.

Важнейшими  функциями политической власти являются разработка и принятие политических решений, исполнение и контроль за ними, регулирование политической жизни. Политическая власть выполняет так же организаторскую функцию, выражающуюся в мобилизации масс на достижении конкретных целей. Реализация власти через её механизмы и технологии.

 

Вопрос 7: Что такое потеря легитимности?

 

Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность.

Политическая  легитимность – это общественное признание власти и её право на управление. Легальность власти – это её нормативно- правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах. Первое понятие носит более оценочный, этический характер, второе – юридический. Легитимность и легальность власти чаще всего сопутствуют друг другу в периоды стабильного функционирования обществом, когда плодотворно работают институты государства и гражданского общества политика осуществляется с учётом общественного мнения, интересы групп согласовываются путём достижения компромиссов. Периоды глубоких общественных преобразований, затрагивающие интересы широких социальных слоёв, легитимность и легальность не всегда сочетаются друг с другом. Формирование новых общественных отношений и социальной структуры сопровождается ломкой законодательной системы, дезорганизацией институтов власти.

Легитимность  как определенная степень совместимости власти и граждан, как мера доверия к ней – величина переменная. Легитимность имеет свои степени и никогда не доходит до единодушия граждан в одобрении режима. В мире нет ни одной страны, где все граждане воспринимают существующий в ней режим как абсолютно легитимный.

Понятие легитимность было введено в политическую науку  М. Вебером. Он предложил различать  три «идеальных типа» легитимности и признавал смешанную легитимность.

Таким образом, политическая власть может быть легитимной или нелегитимной. Если общество проявляет приверженность политической системе, власть является легитимной. Если власть утрачивает доверие населения, она перестает быть легитимной.

 

Вопрос 9: Что такое ресурсы власти?

Какими из них больше пользуется власть в современной России?

 

Ресурсы власти – это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т.п.

Социальные ресурсы – это группы и слои общества, на поддержку которых может рассчитывать власть в проведении политики.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их получения и распространения (учреждения науки и образования, средства массовой информации). В современном мире значимость культурно-информационных ресурсов как источника власти повышается.

Демографические ресурсы – это наиболее универсальный вид ресурсов: люди, производящие материальные, культурно-информационные и прочие ресурсы.

Принудительные (силовые) ресурсы – это оружие, институты принуждения и специально подготовленные люди. Ядро силовых ресурсов составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественными атрибутами.

Для современной России характерно противостояние двух тенденций. С одной  стороны, привилегированное положение  президента в системе власти. Президент имеет право издавать указы, которые обладают силой закона до принятия нового закона парламентом, полномочия Думы в плане закона ограничиваются президентским вето. С другой стороны, президент и его аппарат вынуждены считаться с набравшим силу крупным компрадорским капиталом, финансовой олигархией, сохраняющими серьезные позиции в средствах массовой информации и успешно оппонирующие президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти.

 

Тема № 6 «Политические режимы»

 

Вопрос 2: Какой из трёх основных политических режимов (авторитарный, тоталитарный, демократический) является прогрессивнее?

 

Тоталитарный в переводе с итальянского означает «целостный». Этот термин появился в начале 20-х годов XX века, при характеристике режима Муссолини. Позднее это понятие прочно вошло в политологию. Тоталитарный режим (или тоталитаризм) — государственно-политическое устройство общества, характеризующееся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества. Ему свойственно огосударствление не только общественной, но и в значительной степени частной жизни, максимальное ущемление прав и свобод граждан. Для тоталитаризма характерна особая идеология. Она претендует на охват всех сфер жизни, обосновывает своё монопольное право на истину, запрещает политический плюрализм. При таком режиме официально считается, что подавляющее большинство населения единодушно привержено данной идеологии. Даже эмоции и мысли берутся под контроль. Идеи доводятся до масс самыми доступными методами (кино, песни и т. п.). В идеологии и практике тоталитаризма особую роль играет фигура вождя, которого противоестественно наделяют всей совокупностью положительных качеств, в том числе и харизматическими способностями.

В политический сфере для тоталитаризма характерна монополия одной партии, а сама партия находится под властью одного лидера. При тоталитарном режиме происходит сращивание партии с государственным аппаратом. Общественные организации являются придатком государства. Самоуправление исключено из жизни.

Роль права  при таком режиме принижена. Власть получает безграничные полномочия. Государство становится неправовым.

Авторитарный режим (синоним — авторитаризм) имеет более длительную историю, чем тоталитарный режим. Он имеет множество разновидностей, включая древневосточные деспотии, античные тирании, средневековые абсолютистские монархии и современные военно-политические хунты.

Авторитарный  режим — государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет сильная личная диктатура. Он всегда предполагает персонификацию власти по вертикали. В своих крайних формах авторитаризм есть режим насильственный, не ограниченный правом власти единоличного правителя (царя, тирана, деспота, фюрера и т.д.). Авторитарный режим нередко возникает там, где происходит слом старых социально-экономических институтов и поляризация сил при переходе от традиционных структур к индустриальным. Данный режим чаще всего опирается на армию. Она вмешивается в политический процесс с целью покончить с длительным кризисом. При авторитарном режиме общество расслаивается и вызревают различные интересы. Начинается их борьба.

Демократический режим — государственно-политическое устройство общества, управленческие функции в котором основаны на признании народа в качестве источника власти. Если для авторитаризма и тоталитаризма принуждение выступает, как правило, в форме насилия, то в условиях демократических режимов оно заменяется правом.

Все ветви власти отделены друг от друга. Они действуют самостоятельно в рамках закона. Частично дополняют и уравновешивают друг друга. Провозглашается и юридически гарантируется равноправие граждан. Права человека и гражданина рассматриваются как высшая ценность. Охрана их есть главная социально-политическая функция государства.

Представительные  органы власти избираются не формально, а путём всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Есть развитое местное самоуправление. Функционирует многопартийная система. Выборы являются главной ареной соперничества политических партий. Партии не имеют никаких непосредственных публично-властных полномочий. Они разрабатывают государственную политику, но реализуется она только после её принятия представительным органом. Для демократического режима свойственно наличие сильной и конструктивной оппозиции. Решения принимаются большинством, но уважаются интересы и права меньшинства, признается право каждого гражданина на критику властей и любых их представителей.

Парламенту  принадлежит исключительное право  издавать общегосударственные законы.

 

Вопрос 3: Что такое гражданское общество?

Какой политический режим нуждается в нём?

 

Демократический режим предполагает наличие в стране развитого гражданского общества и правового государства. Гражданское общество в либеральных теориях понимается по-своему. В него входят все слои населения. Во-вторых, они проявляют себя в двух достаточно самостоятельных сферах (формах) жизни. Первую составляют такие виды деятельности и взаимодействий социальных групп, в которые государство не вмешивается. В них они свободны от контроля власти. Это относится к их экономической, социальной, духовной жизни. И даже политической, которая не представляет собой непосредственного взаимодействия каких либо групп или индивидов с государством. Это так называемое косвенное участие людей в политике.

 

Вопрос 4: В условиях каких политических режимов жило население России

в XX веке?

В 70 — 80-е годы XX века политологи имели возможность наблюдать и изучать переход от тоталитарно-авторитарных режимов к демократическим в Испании, Португалии, Греции и Польше. В последние годы богатый материал в этом плане дают государства-республики бывшего СССР, в том числе Россия.

Информация о работе Предмет и методы политологии