Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:17, курс лекций
Предмет этнополитологи. Предмет этнополитологии — это генезис этнических, этнонациональных, межэтнических, этнокультурных отношений в системе социально-политических процессов, институтов, влияние этнического и этнонационального фактора на политическую власть, идеи, политико-правовые нормы, отношения власти, деятельности политических учреждений, партий и движений в сфере этнонациональных отношений.
выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;
разрешение возможных споров и конфликтов между субъектами Российской Федерации путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также соответствующих договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации;
обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;
решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма;
2) в социально-экономической сфере:
реализация
экономических интересов
выравнивание
уровней социально-
рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов Российской Федерации, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие страны и отдельных ее регионов;
осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему "депрессивных" районов, в первую очередь в Центральной России и на Северном Кавказе;
развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации;
содействие
развитию региональных ассоциаций экономического
взаимодействия субъектов Российской
Федерации как фактора
3) в духовной сфере:
формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;
обеспечение
оптимальных условий для
укрепление
и совершенствование
учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности;
4) в области внешней политики:
содействие процессу реинтеграции на новой основе государств - бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах;
совместная
с этими государствами
реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств;
заключение договоров и соглашений с государствами - бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве в разрешении проблем компактно проживающих в приграничных районах национальных общностей, включая особое регулирование пограничного режима;
выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев;
сотрудничество государств - бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении конфликтов. Основные направления региональных программ государственной национальной политики. Одним из инструментов реализации государственной национальной политики является программно-целевой подход, который обеспечивает объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и национальных общностей в достижении общей цели улучшения качества жизни, удовлетворения национально-культурных запросов всех народов Российской Федерации. Федеральные программы социально-экономического и национально-культурного развития народов, соответствующие программы субъектов Российской Федерации должны учитывать положения настоящей Концепции. В основу таких программ должна быть положена система мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей. Основополагающим требованием к программе национально-культурного развития каждого народа является учет органического единства традиций и новаций, бережное отношение к традициям, обычаям и иным ценностям, а также институтам, отражающим особенности культуры каждого народа и общие ценности Российского государства. Свою роль должны сыграть и меры по поддержке различных форм местного самоуправления, созданию условий для проявления инициативы и самодеятельности всех групп населения, а также учет их интересов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления. Межнациональные отношения в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований Российской Федерации. Не меньшее значение имеет решение комплекса проблем народов республик, автономных образований, а также национальных общностей, проживающих в других субъектах Российской Федерации, обеспечение соответствующего представительства народов Российской Федерации в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
В этих целях необходимо:
обеспечить сохранение и развитие традиционных форм хозяйствования, приумножение духовных ценностей, создаваемых искусством и литературой, народным творчеством, развитие и расширение сферы применения национальных языков, утверждение принципов культурного плюрализма, двуязычия и многоязычия при интегрирующей роли русского языка;
использовать федеральные, региональные и местные средства массовой информации как инструмент обмена духовными ценностями народов России. Организовать на радио и телевидении выпуск программ на языках народов Российской Федерации, а также циклов передач о жизни регионов страны, о самобытности культур народов России, их взаимовлиянии и взаимообогащении;
принять исчерпывающие меры по обеспечению равенства прав граждан любой национальности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исключив случаи дискриминации по национальному признаку в той или иной форме;
оказывать
поддержку диаспорам в
рассмотреть вопрос о создании в г.Москве Всероссийского дома народов России;
обеспечить
разработку программ и курсов, способствующих
воспитанию культуры межнационального
общения, ознакомлению детей, молодежи,
населения с духовным богатством народов
России, и их внедрение в систему дошкольного
воспитания, среднего и высшего образования,
повышения квалификации кадров, а также
в систему обучения в воинских частях
и подразделениях. Следует создать условия
для равноправного участия малочисленных
народов в управлении государственными
и общественными делами, развития традиционных
для них отраслей хозяйства, духовного
возрождения, сохранения и развития национальной
культуры, родного языка. В отношении коренных
малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока на первый план выступают
социальные и экологические проблемы,
проблемы сохранения их языка и культуры.
Необходимо законодательное отражение
особенностей бюджетной системы, приватизации,
налогообложения, предпринимательской
деятельности, участия иностранных инвесторов
в освоении природных ресурсов, традиционного
использования промысловых угодий и пастбищ,
охраны окружающей среды. В этой связи
должны быть приняты меры, обеспечивающие:
восстановление разрушенных экосистем,
ограничение деятельности хозяйственных
структур, наносящих непоправимый ущерб
среде обитания; выделение средств на
финансирование здравоохранения, строительства
больниц, поликлиник, их материального
и кадрового обеспечения. Регионом со
сложной этнополитической ситуацией является
Северный Кавказ. При разработке государственной
программы развития этого региона необходимо
учитывать его историко-культурную специфику,
особое геополитическое положение, а также
потребность преодоления последствий
вооруженных конфликтов. Специальные
федеральные программы должны быть посвящены
защите прав и обустройству беженцев и
вынужденных переселенцев, включая реализацию
мер по их приему и размещению с учетом
потребностей регионов России в трудовых
ресурсах, а также профессиональной структуры
и национально-культурных особенностей
переселенцев. Требует своего разрешения
ряд проблем репрессированных народов:
следует ускорить разработку и реализацию
соответствующих законодательных актов,
направленных на устранение последствий
репрессий и депортаций в отношении этих
народов. Нуждаются в государственной
поддержке соотечественники за рубежом,
прежде всего путем оказания им материальной
и культурной помощи, особенно этническим
россиянам, проживающим в государствах
- участниках Содружества Независимых
Государств, в Латвийской Республике,
Литовской Республике и Эстонской Республике.
На основе межгосударственных договоренностей
должны быть созданы условия для большей
свободы передвижения, расширения гуманитарных
контактов, а также гарантированы права
собственности, согласованы вопросы пенсионного
обеспечения и социальной защиты этнических
россиян.