Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:46, реферат
Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Через них граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.
1.Избирательная система Российской федерации и её виды
∙Пропорциональная избирательная система
∙Мажоритарная избирательная система
2.Полномочия Президента РФ
3.Основания досрочного исполнения полномочий Президента РФ
4.Особенности избирательной системы современной России
Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету – его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:
• представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны – в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.);
• функция гаранта Конституции
РФ, прав и свобод человека и гражданина,
суверенитета, независимости и
• обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней);
• определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).
Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:
• полномочия, связанные
с формированием других государственных
органов и назначением
• полномочия по взаимодействию
с Федеральным Собранием, участию
в законодательном (нормотворческом)
процессе, обеспечению согласованного
функционирования органов государственной
власти (назначение выборов депутатов
Государственной Думы; обладание
правом законодательной инициативы;
промульгация (подписание и обнародование)
федеральных конституционных
• полномочия в области
внешней политики (осуществление
руководства внешней политикой
Российской Федерации; ведение переговоров
и подписание международных договоров
Российской Федерации; назначение и
отзыв дипломатических
• полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.);
• полномочия в сфере
правового регулирования
Конституционная модель президентской
республики в Российской Федерации
и принципы взаимодействия властей
выглядят таким образом, что путем
«сдержек» и «противовесов» обеспечивается
воспрепятствование превращению института
Президента в режим личной власти,
неподконтрольной народу или способной
игнорировать иные ветви государственной
власти России. Поэтому, как бы ни были
широки полномочия Президента, они
сопрягаются с полномочиями других
федеральных органов
Особенно ярко роль главы
государства проявляется в «
Ни Совет Федерации, ни Государственная Дума не вправе их отменять. Однако указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. При обнаружении такого противоречия Конституционный Суд полномочен аннулировать указ Президента РФ, если сочтет, что он не соответствует Конституции РФ. Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. В части 3 ст. 80 Конституции РФ не говорится, в какой конкретной форме Президент определяет основные направления политики. Однако п. «е» ст. 84 Конституции РФ закрепляет полномочия Президента РФ представить Федеральному Собранию ежегодные послания о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, т.е., эти направления определяются в посланиях Президента РФ. Правительство РФ можно назвать Правительством Президента РФ, так как Президент РФ его полностью формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст. 83, 111 Конституции РФ), хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы (ст. 103, 111 Конституции РФ). Президент РФ устанавливает всю систему федеральных органов исполнительной власти. В соответствии со ст. 87 Конституции РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Исключительно Президенту РФ принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83 Конституции РФ). Он обязан при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция Совета Федерации (ст. 106 Конституции РФ). Президент РФ вправе вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, но он обязан незамедлительно сообщить об этом Государственной Думе и Совету Федерации. Президент РФ представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях со всевозможными структурами гражданского общества, но в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ. В международных отношениях Президент олицетворяет Российскую Федерацию не как федеральный уровень власти и не как государство-аппарат, а как государство-субъект международных отношений, страну суверенную и независимую. Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.
Заключение:
Выборы позволяют гражданам
уяснить подлинный смысл
Библиографический список:
1. Окуньков Л. А. Президент Российской
Федерации. Конституция и политическая
практика. - 1996.
2. Скуратов Ю. Парламент и Президент в
Конституции РФ. - 1994.
3. Котенков А. А. Президент - Парламент:
становление взаимоотношений в законодательном
процессе. - 1998.
4. Авакьян С. А. Президент Российской Федерации:
эволюция конституционно-правового статуса.
- 1998.
5. Марченко М. Н. Политико-правовой статус
института президента. - 1992.
6. Радченко В. М. Президент Российской
Федерации в системе разделения властей.
- 1995.
7. Послание Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию "О действенности
государственной власти в России". -
М., 1995. С. 92 - 93.
8. Собрание актов Президента РФ и Правительства
РФ. - 1994. № 15. Ст. 1173.
Информация о работе Правовой статус президента Росийской Федерации