Правовой статус президента Росийской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:46, реферат

Описание работы

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Через них граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.

Содержание

1.Избирательная система Российской федерации и её виды
∙Пропорциональная избирательная система
∙Мажоритарная избирательная система
2.Полномочия Президента РФ
3.Основания досрочного исполнения полномочий Президента РФ
4.Особенности избирательной системы современной России

Работа содержит 1 файл

Pravovoy_status_prezidenta.docx

— 34.79 Кб (Скачать)

Место Президента РФ в системе  государственной власти России (а  по большому счету – его социальное назначение и политическая роль в  жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

• представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны – в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.);

 

• функция гаранта Конституции  РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной  целостности Российской Федерации;

 

• обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной  власти различных ветвей и уровней);

 

• определение основных направлений внутренней и внешней  политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

 

Для реализации указанных  функций Конституция РФ, федеральные  конституционные законы и федеральные  законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут  быть объединены в следующие группы:

 

• полномочия, связанные  с формированием других государственных  органов и назначением должностных  лиц (назначение с согласия Государственной  Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства  РФ; назначение судей федеральных  судов (за исключением судей высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.);

 

• полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию  в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной  власти (назначение выборов депутатов  Государственной Думы; обладание  правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов  о поправках к Конституции  РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.);

 

• полномочия в области  внешней политики (осуществление  руководства внешней политикой  Российской Федерации; ведение переговоров  и подписание международных договоров  Российской Федерации; назначение и  отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных  государствах и международных организациях и др.);

 

• полномочия в области  обороны и безопасности (утверждение  военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных  Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или  в отдельных местностях специальных  правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным  конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или  чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным  законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.);

 

• полномочия в сфере  правового регулирования статуса  личности (решение вопросов гражданства  и предоставления политического  убежища; учреждение государственных  наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных  званий; осуществление помилования  и др.).

 

Конституционная модель президентской  республики в Российской Федерации  и принципы взаимодействия властей  выглядят таким образом, что путем  «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института  Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной  игнорировать иные ветви государственной  власти России. Поэтому, как бы ни были широки полномочия Президента, они  сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной  власти, а отношения Президента и  органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов  власти субъектов Российской Федерации  характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью. Необходимость  в институте Президентства вытекает из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами. Институты государственной  власти, даже при наличии развитой правовой системы, не могут оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами  в прямых отношениях власти-подчинения, тем не менее обеспечивает согласованное их функционирование, способен оперативно выводить государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, не всегда имеющих форму правового спора. Тем самым Президент обеспечивает необходимое единство государственной власти, сохраняя при этом разделение властей, т.е. Президент призван обеспечить устойчивость механизма властвования. Глава государства: роль и место в системе власти В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституции порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Модель сильного Президента Российской Федерации выражена следующими факторами: Президент избирается народом. Его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Согласно ст.81 Конституции РФ Президент избирается всеми гражданами России, обладающими избирательным правом на всеобщих выборах. В силу этого Президент получает мандат доверия от всего населения России. Президент Российской Федерации не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти и осуществляет свою власть самостоятельно.

 

Особенно ярко роль главы  государства проявляется в «треугольнике» отношений Президент – Правительство  – Государственная Дума. Президент  опосредованно (через Председателя Правительства) формирует Правительство, состав которого не связан с распределением депутатских мест в Государственной  Думе. Это связано с необходимостью обеспечить устойчивость Правительства. Задача Президента – определять основные цели экономической политики, контролировать методы и темпы их достижения. Формы  деятельности Президента РФ осуществляются в правовых рамках для реализации главных задач: поддержания стабильности государственной системы; поддержания  мира в обществе; охраны конституционного строя; охраны суверенитета и целостности  государства. Только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной  власти – федеральных и субъектов  Российской Федерации (ст. ст. 80, 85 Конституции  РФ). Никакие другие органы подобными  возможностями по отношению к  Президенту не обладают. Президент  в целом независим от других органов  государственной власти. Парламентские  и судебные сдержки и противовесы  в отношении президентской власти, а тем более контроль, существуют в минимальных размерах. В сущности, можно говорить об отсутствии конституционной  ответственности Президента РФ. Хотя ст. 93 Конституции РФ устанавливает  отрешение Президента от власти, если он совершит измену или иное тяжкое преступление, служащее основанием для  его отрешения от должности. Однако в Конституции РФ не предусмотрена  ответственность Президента РФ за грубое нарушение не только самой Конституции  РФ, но и законов, и президентской  присяги. Хотя формально Парламент  Российской Федерации в лице своих  палат на основании ст. ст. 93, 102 Конституции  РФ может отрешить Президента от должности. В свою очередь возможности самого Президента, особенно по отношению к Парламенту, весьма внушительны: начиная от посланий Федеральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные, права вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска нижней палаты – Государственной Думы и назначения внеочередных парламентских выборов (ст. 84,111, 117 Конституции РФ). В верхней палате – Совете Федераций – Президент имеет сильное «лобби» в виде половины членов ее состава. Это руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые ранее в своем большинстве назначались Президентом РФ, теперь избираются населением, но все-таки как бы связаны с Правительством и Президентом. Президент РФ имеет право на принятие нормативно-правовых актов (указов, распоряжений), которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы. По ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

 

Ни Совет Федерации, ни Государственная Дума не вправе их отменять. Однако указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить  Конституции РФ и федеральным  законам. При обнаружении такого противоречия Конституционный Суд  полномочен аннулировать указ Президента РФ, если сочтет, что он не соответствует Конституции РФ. Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. В части 3 ст. 80 Конституции РФ не говорится, в какой конкретной форме Президент определяет основные направления политики. Однако п. «е» ст. 84 Конституции РФ закрепляет полномочия Президента РФ представить Федеральному Собранию ежегодные послания о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, т.е., эти направления определяются в посланиях Президента РФ. Правительство РФ можно назвать Правительством Президента РФ, так как Президент РФ его полностью формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст. 83, 111 Конституции РФ), хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы (ст. 103, 111 Конституции РФ). Президент РФ устанавливает всю систему федеральных органов исполнительной власти. В соответствии со ст. 87 Конституции РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Исключительно Президенту РФ принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83 Конституции РФ). Он обязан при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция Совета Федерации (ст. 106 Конституции РФ). Президент РФ вправе вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, но он обязан незамедлительно сообщить об этом Государственной Думе и Совету Федерации. Президент РФ представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях со всевозможными структурами гражданского общества, но в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ. В международных отношениях Президент олицетворяет Российскую Федерацию не как федеральный уровень власти и не как государство-аппарат, а как государство-субъект международных отношений, страну суверенную и независимую. Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.

 

 

Заключение:

Выборы позволяют гражданам  уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. В России применяется мажоритарная избирательная система. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами 
Библиографический список:

 1. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - 1996.  
2. Скуратов Ю. Парламент и Президент в Конституции РФ. - 1994.  
3. Котенков А. А. Президент - Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе. - 1998.  
4. Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса. - 1998.  
5. Марченко М. Н. Политико-правовой статус института президента. - 1992.  
6. Радченко В. М. Президент Российской Федерации в системе разделения властей. - 1995.  
7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России". - М., 1995. С. 92 - 93.  
8. Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. - 1994. № 15. Ст. 1173. 


Информация о работе Правовой статус президента Росийской Федерации