Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:46, реферат
Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Через них граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.
1.Избирательная система Российской федерации и её виды
∙Пропорциональная избирательная система
∙Мажоритарная избирательная система
2.Полномочия Президента РФ
3.Основания досрочного исполнения полномочий Президента РФ
4.Особенности избирательной системы современной России
Содержание:
1.Избирательная система Российской федерации и её виды
∙Пропорциональная избирательная система
∙Мажоритарная избирательная система
2.Полномочия Президента РФ
3.Основания досрочного исполнения полномочий Президента РФ
4.Особенности избирательной системы современной России
Введение:
Выборы являются основополагающим
средством формирования органов
Российской Федерации. Через них граждане оказывают
воздействие на формирование органов
государственной власти и тем самым реализуют
свое право на участие в управлении государственными
делами. Выборы непосредственно отражают
политическую систему и со своей стороны
влияют на неё. Через них, и только через них,
выявляется воля большинства народа, на
основе которой может быть создана демократическая
власть.
Президент РФ избирается на основе всеобщего
равного прямого избирательного права
при тайном голосовании. Отправные положения,
касающиеся выборов президента, содержатся
в статье 81 Конституции РФ, а детализация
– в федеральном законе от 10 января 2003
года «О выборах Президента РФ».
Активным избирательным правом на выборах Президента РФ обладают граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 18 лет (за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда).
Требования к пассивному избирательному праву (к кандидату в Президенты РФ):
• гражданство Российской Федерации (приобретенное по любому основанию – см. гл. 13.3);
• возрастной ценз – не моложе 35 лет (предельного возраста законодательство не устанавливает; по прежней Конституции кандидат не мог быть старше 65 лет);
• постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет (нет указания на необходимость непрерывного проживания в течение этого срока; кроме того, кандидат может проживать или находиться в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории Российской Федерации).
Как мы уже знаем, в России существуют два основных вида избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная.
Первая
означает, что депутатские мандаты
при выборах в парламент
Мажоритарная
система имеет одночленные
В одночленных округах есть преимущество, заключающееся в возможности объединения десятков мелких партий вокруг одной из двух – консервативной, или лейбористской, республиканской или демократической – традиционных партий.
В странах с пропорциональной избирательной системой используются многочленные округа и места в парламенте распределяются пропорционально проценту полученных голосов в данном округе. В англо-американских одночленных округах победитель получает все места. В многочленных округах победитель получает только причитающийся ему процент голосов.
Пропорциональная избирательная система не дает партиям никакого вознаграждения за то, что эти партии будут держаться вместе. Более того, пропорциональное представительство поощряет даже раскол в партиях и движениях. На выборах 12 декабря 1993 года в Федеральное Собрание в России движение ”Демократическая Россия” выступило четырьмя малыми партиями.
Пропорционально-мажоритарные выборы в один тур при двухпартийной системе дают возможность партиям-лидерам поочередно подниматься на вершину государственной власти. Мажоритарные выборы в два тура позволяют самостоятельно выступать на первом этапе каждой, даже небольшой, партии, что создает условия для формирования многопартийности. Пропорциональная система голосования провоцирует честолюбивые устремления политических лидеров к созданию новых партий. Однако на выборах их намерения ограничиваются получением 5 и выше процентов голосов избирателей. Не набрав их, партия не имеет права быть представлена в парламенте. Многопартийная система России во всех этих отношениях находится еще в стадии формирования.
Выборы Президента РФ осуществляются
по единому (общероссийскому) одномандатному
избирательному округу. Для определения
результатов выборов
Избранный Президент РФ вступает
в должность на тридцатый день
со дня официального опубликования
Центральной избирательной
Срок полномочий Президента РФ составляет шесть лет, при этом одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков подряд. Однако Президент РФ может прекратить исполнение полномочий и досрочно. Основаниями досрочного исполнения полномочий Президента РФ являются:
• смерть;
• отставка (то есть добровольный уход с поста, являющийся бесповоротным юридическим фактом);
• стойкая неспособность
по состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия (конкретизации
этого основания – условий
и процедуры определения
• отрешение от должности.
Президент РФ обладает неприкосновенностью, однако при определенных обстоятельствах он может быть отрешен от должности, а после этого быть привлечен к ответственности (в том числе уголовной). Конституционно установленная (ст. 93) процедура отрешения Президента РФ от должности достаточно сложна. В основе досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ может лежать только государственная измена или совершение иного тяжкого преступления (следовательно, совершение других преступлений основанием для отрешения от должности не является). Инициировать процедуру отрешения Президента РФ от должности может группа депутатов Государственной Думы, численностью не менее 1/3 установленного состава (не менее 150 депутатов). В случае поддержки предложения должным количеством депутатов Государственная Дума должна образовать специальную комиссию для установления обстоятельств совершения преступления, сбора доказательств и т. п. При наличии положительного заключения указанной комиссии Государственная Дума квалифицированным большинством (2/3 от установленного числа депутатов, то есть 300) голосов должна выдвинуть обвинение Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данное обвинение должно быть подтверждено заключениями Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. При наличии положительных заключений высших судебных инстанций решение об отрешении Президента РФ от должности должен принять Совет Федерации. Это решение может быть принято квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа установленной численности палаты (119 голосов). Причем решение Советом Федерации должно быть принято в 3-месячный срок с момента выдвижения обвинения Государственной Думой (если в этот срок решение не будет принято, то обвинение считается отклоненным). Таким образом, в процедуре отрешения от должности главы государства участвуют обе палаты парламента и две высших судебных инстанции.
В случае досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ (равно как и тогда, когда Президент РФ свои обязанности выполнять не в состоянии), их временно исполняет Председатель Правительства РФ.
Правовой статус президента определен главой 4 Конституции России.
Суммируем основные черты этого статуса. Во-первых, Президент России является "Президентом всех россиян", всего многонационального народа России. Он остается вне интересов отдельных политических партий и общественных объединений; обладает неприкосновенностью (против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить в суд в качестве свидетеля); имеет право на личный штандарт (флаг) и символы президентской власти.
Во-вторых, Президент осуществляет следующие основные функции: он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета, независимости и целостности России; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные принципы внутренней и внешней политики; представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
В-третьих, для осуществления указанных функций Президент наделен следующими, в частности, полномочиями:
Все это делает фигуру Президента
в России чрезвычайно сильной
в раскладе органов государственной
власти. По этой причине Россию вполне
можно квалифицировать как
Рассмотрим, например, систему "Президент - Федеральное Собрание". В отношениях, складывающихся в данной связке, Президент и парламент выступают как противовесы. Президент, в частности, имеет право назначать выборы в Государственную Думу; с другой стороны, выборы самого Президента назначаются Советом Федерации. При этом формирование Совета Федерации происходит без участия и Государственной Думы, и Президента.
Похожим образом разделены кадровые полномочия в отношении судей высших судов, Генерального прокурора. Президент лишь предлагает кандидатуры, а назначает их Совет Федерации.
Следует обратить внимание, что в отношении Председателя Правительства Президент делит кадровое полномочие с Государственной Думой, а в отношении судей высших судов - с Советом Федерации. Как видно, законодатель предпочел развести кадровые полномочия по разным палатам.
Действующая Конституция
РФ, определяя Президента в качестве
главы государства (ч. 1 ст. 80), не содержит
однозначного ответа на вопрос, к какой
из традиционных ветвей государственной
власти он относится (это предопределяет
и различие подходов, в частности
обоснование существования
Информация о работе Правовой статус президента Росийской Федерации