Правовой статус президента Росийской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:46, реферат

Описание работы

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Через них граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.

Содержание

1.Избирательная система Российской федерации и её виды
∙Пропорциональная избирательная система
∙Мажоритарная избирательная система
2.Полномочия Президента РФ
3.Основания досрочного исполнения полномочий Президента РФ
4.Особенности избирательной системы современной России

Работа содержит 1 файл

Pravovoy_status_prezidenta.docx

— 34.79 Кб (Скачать)

Содержание:

1.Избирательная система  Российской федерации и её виды

∙Пропорциональная избирательная система

∙Мажоритарная избирательная система

2.Полномочия Президента РФ

3.Основания досрочного исполнения полномочий Президента РФ

4.Особенности избирательной  системы современной России 

 

 

 

Введение:

Выборы являются основополагающим средством формирования органов  Российской Федерации. Через них граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.  
Президент РФ избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Отправные положения, касающиеся выборов президента, содержатся в статье 81 Конституции РФ, а детализация – в федеральном законе от 10 января 2003 года «О выборах Президента РФ».

Активным избирательным  правом на выборах Президента РФ обладают граждане Российской Федерации, достигшие  на день голосования 18 лет (за исключением  недееспособных и находящихся в  местах лишения свободы по приговору  суда).

Требования к пассивному избирательному праву (к кандидату  в Президенты РФ):

• гражданство Российской Федерации (приобретенное по любому основанию – см. гл. 13.3);

• возрастной ценз – не моложе 35 лет (предельного возраста законодательство не устанавливает; по прежней Конституции  кандидат не мог быть старше 65 лет);

• постоянное проживание в  Российской Федерации не менее 10 лет (нет указания на необходимость непрерывного проживания в течение этого срока; кроме того, кандидат может проживать или находиться в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории Российской Федерации).

Как мы уже знаем, в России существуют два основных вида избирательных  систем: пропорциональная и мажоритарная.

Первая  означает, что депутатские мандаты  при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая – распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система  абсолютного большинства, когда  победителям является кандидат, получивший 50 процентов голосов плюс один от проголосовавших избирателей или  система относительного большинства, когда победители становится тот, кто  получил голосов просто больше, чем  любой другой кандидат).

Мажоритарная  система имеет одночленные избирательные  округа, где побеждает простое  большинство голосов. Так происходит в США, Великобритании, Канаде, Австралии  и Новой Зеландии, Индии и Японии.

В одночленных округах есть преимущество, заключающееся в возможности  объединения десятков мелких партий вокруг одной из двух – консервативной, или лейбористской, республиканской или демократической – традиционных партий.

В странах с пропорциональной избирательной  системой используются многочленные округа и места в парламенте распределяются пропорционально проценту полученных голосов в данном округе. В англо-американских одночленных округах победитель получает все места. В многочленных округах победитель получает только причитающийся ему процент голосов.

Пропорциональная  избирательная система не дает партиям  никакого вознаграждения за то, что  эти партии будут держаться вместе. Более того, пропорциональное представительство  поощряет даже раскол в партиях и  движениях. На выборах 12 декабря 1993 года в Федеральное Собрание в России движение ”Демократическая Россия”  выступило четырьмя малыми партиями.

Пропорционально-мажоритарные выборы в один тур при двухпартийной  системе дают возможность партиям-лидерам  поочередно подниматься на вершину  государственной власти. Мажоритарные выборы в два тура позволяют самостоятельно выступать на первом этапе каждой, даже небольшой, партии, что создает  условия для формирования многопартийности. Пропорциональная система голосования  провоцирует честолюбивые устремления  политических лидеров к созданию новых партий. Однако на выборах  их намерения ограничиваются получением 5 и выше процентов голосов избирателей. Не набрав их, партия не имеет права  быть представлена в парламенте. Многопартийная система России во всех этих отношениях находится еще в стадии формирования.

Выборы Президента РФ осуществляются по единому (общероссийскому) одномандатному избирательному округу. Для определения  результатов выборов применяется  мажоритарная избирательная система  абсолютного большинства – избранным  считается кандидат, получивший более  половины голосов избирателей (50% плюс один голос), принявших участие в  голосовании. При этом порог явки избирателей для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися, составляет 50% от числа избирателей, обладающих активным избирательным правом. Если абсолютного большинства не получил  ни один из трех или более кандидатов, то через 21 день проводится повторное  голосование (2-й тур) по двум лучшим кандидатурам – получившим в 1-м  туре наибольшее число голосов избирателей. Обязательного порога явки при повторном  голосовании не устанавливается, и  победитель определяется по мажоритарной системе относительного большинства  – избранным считается кандидат, получивший больше, чем другой, голосов (но при условии, что количество голосов, поданных за него, больше количества голосов, поданных против всех кандидатов). Если выборы Президента РФ будут признаны несостоявшимися или недействительными, назначаются повторные выборы, которые должны состояться не позднее чем через четыре месяца.

 

Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования  Центральной избирательной комиссией  результатов выборов. При вступлении в должность в присутствии  членов Совета Федерации, депутатов  Государственной Думы и судей  Конституционного Суда Российской Федерации (на практике круг присутствующих намного  шире) Президент РФ приносит народу присягу, текст которой закреплен  в части 1 статьи 82 Конституции РФ. Именно с момента принесения присяги  приступает к исполнению полномочий избранный Президент РФ и прекращает их исполнение прежний Президент  РФ.

 

Срок полномочий Президента РФ составляет шесть лет, при этом одно и то же лицо не может быть избрано  Президентом более двух сроков подряд. Однако Президент РФ может прекратить исполнение полномочий и досрочно. Основаниями досрочного исполнения полномочий Президента РФ являются:

 

• смерть;

 

• отставка (то есть добровольный уход с поста, являющийся бесповоротным  юридическим фактом);

 

• стойкая неспособность  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (конкретизации  этого основания – условий  и процедуры определения стойкой  неспособности – ни Конституция  РФ, ни специальное законодательство не содержит);

 

• отрешение от должности.

 

Президент РФ обладает неприкосновенностью, однако при определенных обстоятельствах  он может быть отрешен от должности, а после этого быть привлечен  к ответственности (в том числе  уголовной). Конституционно установленная (ст. 93) процедура отрешения Президента РФ от должности достаточно сложна. В основе досрочного прекращения  исполнения полномочий Президентом  РФ может лежать только государственная  измена или совершение иного тяжкого  преступления (следовательно, совершение других преступлений основанием для  отрешения от должности не является). Инициировать процедуру отрешения  Президента РФ от должности может  группа депутатов Государственной  Думы, численностью не менее 1/3 установленного состава (не менее 150 депутатов). В случае поддержки предложения должным количеством депутатов Государственная Дума должна образовать специальную комиссию для установления обстоятельств совершения преступления, сбора доказательств и т. п. При наличии положительного заключения указанной комиссии Государственная Дума квалифицированным большинством (2/3 от установленного числа депутатов, то есть 300) голосов должна выдвинуть обвинение Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данное обвинение должно быть подтверждено заключениями Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. При наличии положительных заключений высших судебных инстанций решение об отрешении Президента РФ от должности должен принять Совет Федерации. Это решение может быть принято квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа установленной численности палаты (119 голосов). Причем решение Советом Федерации должно быть принято в 3-месячный срок с момента выдвижения обвинения Государственной Думой (если в этот срок решение не будет принято, то обвинение считается отклоненным). Таким образом, в процедуре отрешения от должности главы государства участвуют обе палаты парламента и две высших судебных инстанции.

 

В случае досрочного прекращения  исполнения полномочий Президентом  РФ (равно как и тогда, когда  Президент РФ свои обязанности выполнять  не в состоянии), их временно исполняет  Председатель Правительства РФ.

 

Правовой статус президента определен главой 4 Конституции России.

Суммируем основные черты этого статуса. Во-первых, Президент России является "Президентом всех россиян", всего многонационального народа России. Он остается вне интересов отдельных политических партий и общественных объединений; обладает неприкосновенностью (против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить в суд в качестве свидетеля); имеет право на личный штандарт (флаг) и символы президентской власти.

Во-вторых, Президент осуществляет следующие основные функции: он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принимает  меры по охране суверенитета, независимости  и целостности России; обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти; определяет основные принципы внутренней и внешней политики; представляет Россию внутри страны и в международных  отношениях.

В-третьих, для осуществления  указанных функций Президент  наделен следующими, в частности, полномочиями:

  • назначать Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы); принимать решение об отставке Правительства; назначать на должности федеральных министров и заместителей Председателя Правительства (по предложению Председателя Правительства);
  • формировать Администрацию Президента; председательствовать на заседаниях Правительства;
  • представлять Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка, а Совету Федерации - кандидатуры на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора;
  • формировать и возглавлять Совет Безопасности, утверждать военную доктрину; Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны;
  • назначать полномочных представителей Президента, судей федеральных судов, высшее командование Вооруженных Сил, дипломатических представителей;
  • назначать выборы Государственной Думы; в определенных случаях распускать Государственную Думу;
  • вносить законопроекты в Государственную Думу; подписывать федеральные законы; назначать референдум; в соответствующих случаях приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации; издавать указы и распоряжения;
  • вести переговоры и подписывать международные договоры;
  • вводить военное положение в случае агрессии; вводить чрезвычайное положение (с сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе);
  • решать вопросы гражданства, предоставлять политическое убежище; награждать наградами России, присваивать почетные, воинские звания; осуществлять помилование.
  • Можно сделать вывод, что Президент, с одной стороны, является главой государства, и в этом качестве он стоит как бы над всеми ветвями власти, но в то же время, с другой стороны, Президент возглавляет вертикаль исполнительной власти: назначает Председателя Правительства, председательствует на заседаниях Правительства, непосредственно руководит работой ряда министерств и ведомств, является Верховным Главнокомандующим и т.д.

Все это делает фигуру Президента в России чрезвычайно сильной  в раскладе органов государственной  власти. По этой причине Россию вполне можно квалифицировать как президентскую  республику.

  • Вместе с тем Президент находится в системе "сдержек и противовесов" и сам играет роль элемента такой системы.

Рассмотрим, например, систему "Президент - Федеральное Собрание". В отношениях, складывающихся в данной связке, Президент и парламент  выступают как противовесы. Президент, в частности, имеет право назначать  выборы в Государственную Думу; с  другой стороны, выборы самого Президента назначаются Советом Федерации. При этом формирование Совета Федерации  происходит без участия и Государственной  Думы, и Президента.

  • Президент вправе распустить Государственную Думу, но не может распустить Совет Федерации. В свою очередь, Государственная Дума вправе выдвинуть обвинения против Президента, а Совет Федерации принять решение об отрешении Президента от должности.
  • Президент имеет право законодательной инициативы, право вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. В то же время это вето может быть преодолено двумя третями голосов каждой палаты. Неконституционные указы самого Президента могут быть оспорены в Конституционном Суде.
  • Президенту не дано право единолично определять кандидатуру Председателя Правительства. Это кадровое полномочие законодатель разделил: Президент назначает Председателя Правительства, но Государственная Дума вправе согласиться или не согласиться с кандидатурой.

Похожим образом разделены  кадровые полномочия в отношении  судей высших судов, Генерального прокурора. Президент лишь предлагает кандидатуры, а назначает их Совет Федерации.

Следует обратить внимание, что в отношении Председателя Правительства Президент делит  кадровое полномочие с Государственной  Думой, а в отношении судей высших судов - с Советом Федерации. Как видно, законодатель предпочел развести кадровые полномочия по разным палатам.

Действующая Конституция  РФ, определяя Президента в качестве главы государства (ч. 1 ст. 80), не содержит однозначного ответа на вопрос, к какой  из традиционных ветвей государственной  власти он относится (это предопределяет и различие подходов, в частности  обоснование существования самостоятельной  – президентской, «арбитражной»  и иной – ветви власти). Однако системный анализ иных конституционных  положений (в частности, ст. 10 и ч. 1 ст. 11) и полномочий Президента РФ позволяет  заключить, что де-факто глава  государства включен в систему  исполнительной власти (как и в  большинстве государств мира).

Информация о работе Правовой статус президента Росийской Федерации