Правовое и социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 13:03, реферат

Описание работы

Социальное государство формирует новый тип социальных связей в обществе, основанных на гарантии принципов социальной справедливости, социального мира, гражданского согласия и сотрудничества.

Цель нашей работы - изучение основных идей правового и социального государства государства, его понятия и основных признаков,

Содержание

Введение3

Понятие правового государства…………………………………………4
Развитие концепции правового государства………………………...4
Основные черты правового государства…………………………….8
Государство правовое и социальное…………………………………...14
2.1. Формирование идеи социальной государственности……………….14

2.2. Признаки социального государства…………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………23

Библиографический список………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

кр политология.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

    Признаки  правового государства.

    В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

    - верховенство права, юридическая  защищенность всех общественных  субъектов от произвольных решений  кого бы то ни было;

    - принцип разделения властей, т.е.  самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;

    - приоритет прав и свобод граждан  и единство их прав и обязанностей;

    - взаимная ответственность государства  и личности.

    Рассмотрим  вышеперечисленнные черты правового  государства подробнее.

    1. Верховенство права. В правовом  государстве высшей юридической  силой обладает только закон,  которому подчиняются как граждане  государства, так и государственные  органы. Основной закон такого государства - Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов - это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.

    2. Разделение власти. Разделение власти  на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

    В ряде стран Латинской Америки  выделяются четыре ветви власти: к  трем известным добавлена избирательная  власть. И это не предел. В проекте  Конституции Никарагуа 1986 г. указывались  пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.

    Некоторые российские специалисты полагают, что  если существует законодательное закрепление  принципа независимости тех или  иных общественных структур, что позволяет им быть противовесом другим, то в этом случае представляется возможным говорить о семи властях:

    - власти общественного мнения, представляемой независимой прессой и партиями;

    - постоянной законодательной власти;

    - исполнительной власти, которую осуществляют президент и правительство;

    - судебной власти;

    - материальной власти, воплощенной в так называемых материальных придатках государства (армия, полиция, тюрьма);

    - власти федерации в целом, представляемой ее высшими органами (в федеративных государствах), или власти органа конфедеративного сообщества государств;

    - власти членов федерации, которую осуществляют ее высшие органы власти и управления (в федеративных государствах).

    3. Гарантированность прав и свобод  граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

    4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.

    Некоторые авторы к признакам права также  добавляют верховенство закона в  системе права, прямое действие конституции, возвышение суда.

    Разумеется, возможность реализации этих принципов  — признаков правового государства  зависит от наличия ряда объективных условий.

    Экономическая основа правового государства - это  производственные отношения, базирующиеся на равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически формах собственности: государственной, коллективной, частной, акционерной, кооперативной и других.

    Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое способно защитить личность от произвола как государства, так  и индивида.

    Нравственной  основой правового государства  являются принципы равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, гуманизма и справедливости.

    Политическая  природа правового государства  наиболее четко проявляется в  суверенитете народа, который означает, что только народ — источник государственной  власти, именно он выбирает высшие органы государственной власти [7] .

    В целом правовое государство —  это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все государственные  институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, процедуре принятия и действия.

    Принципы  правового государства

    Верховенство  права и закона предполагает, с  одной стороны, их господство во всех сферах общества, с другой стороны, соответствие всех правовых актов духу и букве основного закона – Конституции.

    Реальный  конституционализм провозглашает  и гарантирует соблюдение прав и  свобод человека, признает их неотчуждаемость.

    Правовая  организация государственной власти предполагает ее функционирование в  рамках норм права.

    Невмешательство государства в дела гражданского общества основывается на постулатах:

    1) государство – это область  общественных интересов; гражданское  общество – область частных  интересов;

    2) интересы личности выше интересов  государства.

    Разделение  властей на законодательную, исполнительную и судебную исключает возможность монополизации и узурпации власти в одних руках, а механизм сдержек и противовесов удерживает их в рамках конституционных полномочий.

    Взаимная  ответственность государства и  личности осуществляется по формуле: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено власти, ей запрещено».

    Равенство всех перед законом предполагает неукоснительное следование нормам права со стороны государства, общества, индивида.

    Независимость, автономность и возвышение суда является гарантом правовой государственности и прав человека, действенной системой контроля за осуществлением законов. Любое должностное лицо и гражданин в равной степени подконтрольны суду.

    Функции правового государства:

    Политическая  функция заключается в создании условий для равного участия граждан в политическом процессе, гарантирует политические права граждан и права человека; способствует развитию многопартийности, развивает местное самоуправление.

    Экономическая функция предполагает правовую регуляцию рыночных отношений на принципах плюрализма, допускающего многоукладность экономики и честную конкуренцию; ограждает граждан от негативных последствий рыночной экономики.

    Социальная  функция предполагает развитие базовой части гражданского общества – среднего класса, охрану жизни, здоровья, доступность образования и культуры.

    Правоохранительная  функция предполагает гарантированность и защиту естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности, общественного порядка, обоюдное соблюдение законов гражданами и государством; осуществляет действенный контроль за соблюдением законов как со стороны государства, так и общества.

    Функция правовой социализации означает формирование правовой культуры граждан, общественных организаций, институтов и органов государственной власти и управления с целью выработки и использования на практике единых норм правопорядка.

    Культурная  и духовная функции сводится к созданию для граждан равных условий и возможности для свободного доступа к культурным и духовным ценностям.

    Таким образом, правовое государство —  это особая форма организации  политической власти, характеризующаяся  верховенством закона и легитимностью  власти, высоким престижем и эффективностью права, гарантирующими правовую защищенность личности и беспрепятственное использование ею демократических прав и свобод в своих законных интересах. 

    2. Государство правовое и социальное 

    Для второй половины XX в. в конституционной  организации государства характерно сочетание правового принципа с  социальным, что дает формулу социального правового государства.

    Вообще  слово «социальный» в латинском  языке означает «общий», «общественный», то есть относящийся к жизни людей  в обществе. Поэтому «социальным», по мнению Протасова В.Н., в самом  широком значении этого слова  является любое государство, будучи продуктом общественного развития [1] . Однако в данном случае под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями.

    Существование и деятельность социального государства  тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека. 

    2.1. Формирование идеи социальной государственности 

    Идея  социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

    Другой  подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства.

    Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал  инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.

Информация о работе Правовое и социальное государство