Православие как национальная идея

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 23:18, реферат

Описание работы

Целью работы является решение вопроса: сможет ли при определенных обстоятельствах православие занять место национальной идеи белорусов?

Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:

1) определить сущность и значение национальной идеи;

2) проанализировать проблемы формирования белорусской национальной идеи на современном этапе;

3) исследовать основные положения православной идеи, выделить ее основные ценности в контексте развития современной системы ценностей;

4) гипотетически рассмотреть возможность становления православия, как национальной идеи современного белорусского государства;

5) на основании анализа такой ситуации в заключении дать ответ на поставленный вопрос: сможет ли при определенных обстоятельствах православие занять место национальной идеи белорусов?

Содержание

Введение

1. О национальной идее

2. Проблема формирования национальной идеи в Беларуси

3. Православная идея и ее основные ценности

4. Православие как национальная идея и его проблемы

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Православие как национальная идея.docx

— 31.16 Кб (Скачать)

Реальный смысл  идеи Бога - действие во имя программной  цели, которую мыслитель формулирует  в таких словах: "Народ свободный  на земле свободной, хотел бы я  увидеть в эти дни".

Труд Христа - это подвижничество Богочеловека - одновременно сына Божия и смертного  человека, который принял крест и  воскрес для искупления людей  от первородного греха и их духовного  освобождения. Ессе homo (вот человек), - воскликнул Пилат, показывая народу увенчанного терновым венцом Христа. Такого "общечеловека", свободно принявшего смертную муку за всех людей, они еще не знали и вначале  не узнали в нем своего пророка.

С. Н. Булгаков отмечает, что в дьявольском искушении  есть своя относительная правда: чувство  голода свидетельствует о зависимости  человека от природных стихий и не может быть нормальным, достойным  человека состоянием. Благодаря своей  творческой силе человек овладевает природой и "насыщается", и в  других обстоятельствах Христос  насыщал тысячи людей в пустыне  хлебами и рыбами. Но ложь сатаны заключалась в том, чтобы сын  Божий насытился сам, оставив  людей "алкающими", и тем самым  отказался от своего предназначения. Христос взалкал в пустыне  не только от себя, но и от всего человечества, которое томится голодом и  теряет человеческий лик в непосильной  борьбе с природой. Поэтому, по С. Булгакову, "вот о чем шла речь в этом бездонно глубоком по значению разговоре  в пустыне в первой его части: что надо положить в основу спасения человечества и заботы о нем: ...каким  надо пойти путем - хозяйственным  или религиозным - в деле спасения мира? И был ответ: человек живет  не одним хлебом... Надо идти через  этот мир, но ему не веруя: вот истинный путь Сына Божия".

Утверждение примата  духовности как главной человеческой ценности, ее обретение как смысла жизни, во имя которого можно пойти  и на крест, - величайший прорыв в  духовной эволюции человечества.

Христианская  традиция во многом связана с признанием "двух истин" - рациональной, научной  и иррациональной, божественной - и  субординацией между ними. Тем  не менее в русле христианской мысли никогда не угасала и  тенденция к синтезу науки  и веры.

 

Заключение

Таким образом, при анализе возможностей православия, как национальной идеи белорусского государства встречается несколько  моментов, препятствующих становлению  православия в этом качестве.

Среди них, в  первую очередь, хочется выделить тот  факт, что православие и его  философия изначально отрицают экономическую  составляющую в жизни каждого  человека.

Несмотря на это, в настоящее время практически  все жители нашего государства все  больше стараются оглядываться именно на материальную составляющую своей  жизни и только достигнув определенной материальной состоятельности считают  себя счастливыми. Это неудивительно, поскольку только материальное состояние  позволяет обрести все те материальные ценности и плотские утехи, которыми богат современный мир.

Стоит заметить, что среди служителей церкви все  больше встречается таких, которые  также не против потребить такие  ценности - ездят на дорогих иномарках, имеют дорогие вещи из разряда  роскоши. Все это в глазах простых  обывателей резко контрастирует  с самой сутью православного  учения, где не приветствуется, и  даже презирается, мирское богатство.

В головах людей  при виде таких картин возникает  жесткий конфликт между своим  мировоззрением и современной картинкой  мира, что приводит к отчуждению этого человека не только от православия, но и от веры во Всевышнего вообще, оставляя лишь веру в самого себя. Именно по этой причине православие попросту не в состоянии в настоящее время  стать национальной идеей.

И это правильно - мы молодое государство, которое  только занимает место на мировой  арене и не стоит в этот судьбоносный для народа момент уподобляться бородатым  старцам-отшельникам и разглагольствовать о сущности бытия.

Следует осознать, что в век глобализации только сильные смогут устоять в процессе мировой интеграции, сохранить свою культуру и государственность. И  не важно какими путями этого можно  добиться - путем уговоров или путем  покупки чужого мнения.

 

Список используемых нормативных актов и литературы

1. Антонюк Г.  А. Национальная идея // Этносоциальные  и конфессиональные процессы  в современном обществе. Материалы  международной научной конференции  16 - 18 ноября 1999 года, Гродно. // Гродно, 2000.

2. Булгаков С.  Н. Основные мотивы философии  хозяйства в платонизме и раннем  христианстве. - М.: Наука, 1993.

3. Венгеров, А.Б.  Теория государства и права:  Учебник для юридических вузов/  А.Б.Венгеров. - 3-е изд. перераб.  и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.

4. Доржиев Ж.Б., Хлыстов Е.А., Мадаев Е.О., Ускеев  С.Ш. История политических и  правовых учений. Учебно-методическое  пособие для студентов, обучающихся  по специальности "Юриспруденция". - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004.

5. Иваненко С.И.  Наука и православие. - М.: Московский  рабочий, 1984.

6. Ивченок С.  Православия и государственная  власть//Советская Белоруссия - 02.03.2008 - №41. С.2.

7. Коваль Т.Б.  Этика труда православия. //Общественные  науки и современность. 1994. № 6.

8. Курьянов М.А., Наумова М.Д. Политология в  вопросах и ответах: Учебное  пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос.  техн. ун-та, 2005.

9. Лавриненко  В.Н., Гречин А.С., Дорошенко В.Ю.  Политология: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000.

10. Левяш И.Я.  Культурология: Курс лекций. 2-е  издание, исправ. - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1999.

11. Лепешко Б.  Традиция и авторитет//Советская  Белоруссия - 09.08.2006 - №132. С.4.

12. Трещенок Я.И.  Две белорусские национальные  идеи (католический национал-сепаратизм  и православная национальная  идея). // VII Международные Кирилло-Мефодиевские  чтения, посвященные Дням славянской  письменности и культуры: Материалы  чтений (Минск, 22-24 мая 2001 г.). В 2 ч.  Ч. 1, кн. 2 / Европейский гуманитарный  ун-т, Бел. гос. ун-т культуры; отв. ред. и сост. А. Ю. Бендин.- Мн.: ООО "Ковчег", 2002.

Информация о работе Православие как национальная идея