Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 23:18, реферат
Целью работы является решение вопроса: сможет ли при определенных обстоятельствах православие занять место национальной идеи белорусов?
Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
1) определить сущность и значение национальной идеи;
2) проанализировать проблемы формирования белорусской национальной идеи на современном этапе;
3) исследовать основные положения православной идеи, выделить ее основные ценности в контексте развития современной системы ценностей;
4) гипотетически рассмотреть возможность становления православия, как национальной идеи современного белорусского государства;
5) на основании анализа такой ситуации в заключении дать ответ на поставленный вопрос: сможет ли при определенных обстоятельствах православие занять место национальной идеи белорусов?
Введение
1. О национальной идее
2. Проблема формирования национальной идеи в Беларуси
3. Православная идея и ее основные ценности
4. Православие как национальная идея и его проблемы
Заключение
Список используемой литературы
При разработке национальной идеи для Беларуси целесообразно также изначально определить понятие "нация Беларуси". Понимается ли под ней все многоэтническое сообщество граждан Беларуси как возможной единой нации или только самый многочисленный этнос Беларуси - белорусы?
От ответа на эти вопросы зависит, кому будет принадлежать решающее слово в разработке национальной идеи - идеологам, пусть даже формально c учеными степенями, навязывающим принципиально неосуществимые идеализации реальности, утопии, или ученым и социальным инженерам, и будет ли она ориентирована на обеспечение прав человека. В отличие от научного подхода к созданию национальной идеи, обеспечивающего рационально обоснованный объективный взгляд, идеологический подход с необходимостью обусловливает разработку взаимоисключающих концепций национальной идеи. Последнее мы можем наблюдать и в Беларуси, и в России, и в других странах. В рационально-научной национальной идее нуждается власть только деидеологизированного, демократического государства.
Видятся два базовых параметра рациональной концепции национальной идеи для современной Беларуси. Во-первых, это построение на основе прав человека из многоэтнического и частично деэтнизированного населения Беларуси единой многоэтнической и отчасти надэтнической нации "белоруссейский народ", "белоруссейцы" ("белоруссияне"). Во-вторых, это обеспечение ведущей роли белорусского этноса в формировании нации Беларуси при участии всех этнических общностей и деэтнизированных граждан и полноценном учете их интересов.
3. Православная идея и ее основные ценности
В Беларуси традиционные базовые ценности неизменно связаны с православием. И хотя оно не содержит в себе какого-то специального кодекса законов о труде или особых предписаний касательно того, как, сколько, где и за какую плату следует трудиться, тем не менее, именно в его духе был воспитан белорусский традиционный "экономический человек". Именно православные, т. е. исконно христианские, ценности заложены в фундамент всей белорусской культуры, в том числе и хозяйственной. Именно православие в течение многих веков привносило в хозяйственно-экономическую деятельность белорусских земель духовное начало и организовывало ее нравственно.
Главная особенность
христианского отношения к
Православие в
отличие от других направлений христианства
значительно более
Православие изначально было хранителем основы основ христианской веры - христологического догмата, согласно которому во Иисусе Христе божественная и человеческая природы соединены "нераздельно и неслиянно", этот догмат и в наши дни является столь же современным, как и в эпоху Вселенских Соборов. В этой вере с православием не расходятся ни католицизм, ни основные протестантские течения. Вместе с тем для православного религиозного сознания наиболее важны божественная природа и преобладающий образ Иисуса Христа - образ Сына Божия "во Славе", воскресшего и поправшего смерть. Потому и самый главный праздник, "всех праздников праздник" - Воскресение Христово, Пасха.
Соответственно, православное религиозное сознание больше сосредоточивается на небесном, абсолютном и вечном. Отсюда его эсхатологизм, устремленность к последнему и окончательному и жажда Царствия Божия. Созерцание, "умное делание", внутренняя духовная жизнь - его высшее призвание. Паря над землей, оно смотрит на землю с высоты небес и решает земные проблемы, памятуя о вечности. Западное христианство, напротив, смотрит на небо с земли. Акцентируя внимание на человеческом в богочеловечестве Иисуса Христа, оно рационально и с практическим расчетом строит лестницу в небо, уделяя значительно большее внимание внешним средствам воспитания религиозной воли личности, земным проблемам, культуре в целом.
Для православия,
наиболее важны духовная, внутренняя
жизнь человека, внутренние его побуждения.
Православная этика воспитывает
прежде всего сердце, и именно сердце
в православии является мистическим
средоточием духовного
Утверждая, что
внутреннее, духовное определяет внешнее,
православие тем самым
Убежденность
православного сознания состоит
в том, что именно внутренние, духовные
качества человека определяют степень
его совершенства, вела к формированию
идеала "быть", а не "иметь"
(по терминологии Э. Фромма). Свобода
духа, которую нес в себе монашеский
идеал всеобщего трудничества и
социального опрощения, предполагала
растождествление личности человека с
выполняемой им функцией, неприкрепленность
к определенному социальному
или профессиональному
Поэтому на Руси так почитается особый духовный тип человека - "странника". Не будет преувеличением сказать, что этот тип "странника", имущество которого умещается в котомке за плечами, есть некий идеальный духовный тип русского человека. Странник полностью свободен от мирских соблазнов и благ. Он есть вечный путник, ищущий невидимого Небесного Града. Душа его поглощена решением конечных, "проклятых" вопросов о смысле бытия, она не удовлетворяется ничем временным и преходящим, но жаждет выйти за пределы "этого мира", этой земли, всего местного, мещанского, ограниченного, самодовольного и "бытового". Однако оборотной стороной странничества, незафиксированности сознания на определенном социальном и профессиональном положении, стремления "отделить" внутреннюю сущность человека от внешнего статуса было, в частности, то, что профессия не связывалась непосредственно с призванием и служением Христу, как было в католических и протестантских странах.
Как же относится православие к материальным благам - к собственности и богатству.
Христианское учение гласит, что никакие земные блага сами по себе не могут стать достойной целью жизни. Блага, которые становятся предметом поклонения, ставятся на место истинной цели и порабощают человека, пагубны. Разумное пользование имуществом означает отказ от эгоистического наслаждения им, но употребление его на высшие цели: на служение Богу и ближним; на помощь нуждающимся; на дела благотворительности; на экономическое, социальное, культурное и духовное развитие всего общества и процветание Отечества.
На этих основах
строится православное отношение к
различным формам собственности. Человек
может быть в плену и у частной,
и у общественной собственности,
так же как и быть свободным
внутренне от собственности, имея большое
богатство. В этом смысле собственность
не только право, но и обязанность. Формы
собственности - историчны, они изменяются,
и социальное значение их в различные
эпохи не одинаково. Поэтому православие
(в отличие от католицизма) не задавалось
вопросом нравственного санкционирования
частной собственности как
В православном религиозном сознании материальные богатства никогда не почитались высшей ценностью, а богатство человека не вселяло в него уверенность в собственном превосходстве. Это отчасти связано с тем, что русское религиозное сознание до недавнего времени оставалось ориентированным на аграрно-патриархальную, а не на индустриальную модель общества.
4. Православие как национальная идея и его проблемы
Национальная идея - это Идея народа, или, иначе говоря, идея национальности или этноса.
На современном этапе развития общества понятие национальной идеи можно определить следующим образом:
- это принцип устройства жизни народа;
- это такой
принцип устройства жизни,
- это принцип
устройства жизни, который
- это принцип
устройства жизни, который
- это конструктивно выраженная мечта о будущем;
- это мечта живущих поколений о будущем, которая едина с мечтами о будущем предыдущих поколений;
- это целостный
принцип устройства жизни
Другими словами национальная идея - это форма познания жизни народа, не только отражающая устройство жизни народа, но и направленная на преобразование устройства жизни. Она отражает мечты о будущем предыдущих и живущих поколений, а также доступные живущим поколениям возможности преобразований.
В качестве формы познания, направленной на преобразование жизни народа, национальная идея содержит основной принцип будущего устройства жизни народа.
Образно говоря, национальная идея направлена на преобразование "дня сегодняшнего в день завтрашний, о котором мечтали всегда".
При рассмотрении
православия, как национальной идеи
современного белорусского народа мне
бросаются в глаза его "непрактичность",
его "неотмирный" характер, устремленность
к высшему и вечному. В истории
православия это иногда сопровождалось
тотальным мироотрицанием и пренебрежением
мирскими проблемами, в частности
хозяйственно-экономическими. Но известно,
что именно сосредоточенность
"Непрактичность"
во многом была связана и
с тем, что православие не
утверждает (подобно протестантским
исповеданиям), что именно в профессиональной
деятельности и только в ней
человек и может проявить свою
веру, "доказать" успехами в
труде свою спасенность. Для
православного религиозного
С другой стороны,
генетически православная национальная
идея зиждется на исконном ментальном
фундаменте белорусского этноса, она
есть теоретическое выражение
Остались бы
некие денационализированные
Вообще своим становлением и вселенским триумфом христианство, я считаю обязано своеобразной творческой новизне: "Закон дан через Моисея, благодать же и истина перешли от Христа". Это исчерпывающая мысль: Закон, как фактически внешнее и потому отчужденное, стал истиной и благодатью как действительно неформализованный, внутренний императив, до конца выраженный и трагически воплощенный Христом. Слово буквально обрело плоть и кровь, стало Делом.
Такое решительное
преодоление разрыва между