Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:05, реферат
Я выбрала эту тему, потому что понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, проявляющееся в приказах или распоряжениях. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью, власть сама по себе не является для них ценностью, многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанных с ними психологической и социальной ответственностью, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.
Помимо желания руководить и готовности брать на себя связанную с этим ответственность, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчинённых, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие наделены всеми вышеперечисленными качествами в разной степени.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: её первичными факторами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во всех властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий.
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространённое отождествление власти с её носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п., подразумевая под властью управленческие органы.
Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влекут за собой выполнение или невыполнение данного распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нём требований во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.
Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа). Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счёте у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но всё же выбор - погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло своё практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, что широко используется во всём мире.
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В принципе, подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает субъект в зависимости от наличия у него авторитета.
Качества объекта властвования определяются его политической культурой. Наибольшую покорностью обеспечивают патриархальный и подданнический типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих «твёрдой руки», является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.
Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе, на привычке к повиновению, на убеждении в необходимости подчинения, на авторитете, на заинтересованности в повиновении и т.д. Все эти мотивы влияют на силу власти.
Выделяют следующие
1. Социально-необходимый характер государственной власти, вытекающий из логики человеческого общежития и выражающиеся в постоянном повышении уровня организации, степени упорядоченности в социальном сообществе и пространстве. Власть осуществляет в данном случае примерно те же функции в общественном организме, которые выполняет естественный отбор в живой природе. Социальность государственной власти проявляется на том, что, формируясь, "вырастая" для защиты интересов определенной социальной группы или слоя (класса), она вынуждена защищать интересы всего общества в пределах его территориальной организации и даже вне ее.
2. Организационно-волевой характер отражает активные, деятельные, управленческие аспекты власти. Одной из главных целей государственной власти является управление людьми, регулирование отношении, осуществление контроля за социальными процессами. Организующий характер власти позволяет учитывать интересы различных социальных групп, вырабатывать механизм разрешения социальных противоречии, аккумулировать и реализовать через систему властных отношений и учреждений общую волю граждан государства.
3. Информационно-интеллектуальный характер государственной власти означает:
а) любые процессы организации требуют информационного обеспечения, наличия полных и достоверных сведений об объекте и среде, и которой тот находится;
б) информация обеспечивает жизнеспособность власти, ее устойчивость, "кто обладает информацией, тот обладает властью";
в) информация выступает в качестве эффективного средства формирования интеллектуального потенциала государства;
г) интеллект (разум, знание) является главным основанием процесса реализации власти, без знаний нельзя рационализировать и целенаправленно осуществлять политику.
4. Организационно-силовой характер государственной власти дает ей возможность концентрировать интеллектуальные и материальные ресурсы, силу и мощь специальных государственных учреждений (чиновничьего аппарата, армии, полиции и т. и.) для достижения поставленных целей. Потребность в силовых способах регулирования общественных отношений обусловлена бесконечным многообразием социальных ситуаций, противоречивым характером развития общества, наличием противоположных социальных интересов, девиантных стереотипов поведения людей.
5. Психолого-идеологический характер власти отражает специфику отношений между властвующим субъектом и подвластным объектом, обозначая способность одного подчинять, организовывать и подавлять и способность другого покоряться чужой воле, понимать необходимость подчинения, видеть бесполезность сопротивления силе и мощи властвующего. Идеологический аспект раскрывает стремление властвующего подготовить подвластного к принятию того или иного решения, оправдать сделанное, объяснить необходимость и цели принуждения. Важное значение здесь имеют энергия и навыки управленцев, лояльность и профессионализм аппарата, а также прогрессивные теории и культурные традиции, религиозные и нравственные ценности.
6. Системный характер государственной власти проявляется двояко:
во-первых, власть выступает мощным системообразующим фактором, связывая и объединяя различные социальные структуры, устанавливая иерархию взаимоотношений, гася социальные конфликты и т. д.;
во-вторых, государственная власть сама но своей природе — явление системное, целостное. Это обусловлено объектом власти — социальной системой, совокупностью способов и методов осуществления управленческих функции, системным характером планетарных взаимоотношении.
7. Политический характер государственной власти означает ее публичность, возвышение над обществом и выступление от имени общества, осуществление специальным аппаратом профессиональных управленцев, обеспеченность принудительной силой. Государственная власть — всегда политическая власть.
8. Правовой характер государственной власти означает то, что:
а) в обществе сложился такой уровень
правовой культуры и правосознания,
при котором естественно-
Заключение
В своей работе
я попыталась раскрыть феномен политической
власти в некоторых ее основных проявлениях.
Власть и есть та основа, которая
определяет политику; власть существует
везде, где есть совместная деятельность;
это необходимый атрибут
Так же я хотела
подчеркнуть и то обстоятельство,
что классическая постановка вопроса
о власти исходит из того, что
она представляет собою совокупность
политических институтов, посредством
функционирования которых одни социальные
группы получают возможность навязывать
свою волю другим и действовать в
соответствии с так называемыми
общими (общенародными
Список использованной литературы: