Понятие власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:05, реферат

Описание работы

Я выбрала эту тему, потому что понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Работа содержит 1 файл

семестр1.docx

— 34.80 Кб (Скачать)

Введение

Я выбрала эту  тему, потому что понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти,  её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не самой  главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая  и Греции. Например, то, что древнегреческое  «архе», обозначавшее «власть» или  «главенство», имело и другое значение – первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе  власти.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться  для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена  занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше  и Достоевский, Фуко и Кафка в  философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

Власть появилась  с возникновением человеческого  общества и будет в той или  иной форме всегда сопутствовать  его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого  рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов Казахстана. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.                                                    В данной семестровой работе я рассмотрю власть как социальное явление, раскрою такие понятия, как теории власти и властных отношений, а также особенности политической власти.

 

1. Власть как  социальное явление

Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной  литературе употребляется в самых  разных смыслах. Философы говорят о  власти над объективными законами общества, социологи — о власти социальной, экономисты — о власти хозяйственной, юристы — о государственной власти, политологи — о политической власти, естествоиспытатели — о власти над  природой, психологи — о власти человека над самим собой, родители — о семейной власти, богословы  — о власти от Бога и т. д. и  т.п. Используется понятия законодательной, исполнительной и судебной власти.

Одни считают, что власть означает реальную способность  одного из элементов существующей системы  реализовать собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают  властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения  между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что это стремление к достижению равновесия.

Власть есть присущее обществу волевое отношение между  людьми. Власть необходима, подчеркивал  Аристотель, прежде всего, для организации  общества, которое немыслимо без  подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности  и единства.

Можно ли в таком  случае дать научное определение  власти? Ряд социологов и политологов  за говорят о ее таинственности, о том, что в своей политической форме «власть ставит наиболее грозную  загадку», само понятие власти смутно и неопределенно и т. п.

Исторический  опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных  действиях людей (будь то отдельная  семья, группа, социальный слой, нация  или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убеждённости в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Сами мотивы имеют большое значение для эффективности власти и ее долговечности. Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.

Любое общество не может нормально существовать, если любому представляется беспрепятственно творить произвол. Как отмечал  Вл. Соловьев: «Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой  она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом. Эти два интереса, противоположные для отвлеченной  мысли, но одинаково обязательные нравственно, в действительности сходятся между  собой. Из их встречи рождается право».

Власть вовсе  не является непременно результатом  только насилия, подавления одной личности другой. Замечено, например, что в  сложной натуре человека есть несомненное  искание над собой власти, которой  он мог бы подчиниться. Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого, сила, соединяющая  людей в общество.

Таким образом, подчеркивает Соловьев, власть неизбежно оказывается  следствием самой социальной природы  человека. Однако как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим  средством чего и выступает власть. В связи с этим людям вовсе  не нужно создавать власть. Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым устанавливается известный порядок. Искание порядка, как правило, сопровождается исканием власти.

Да, власть требует  подчинения. Но люди, подчиняясь ей, не должны жертвовать своей свободой.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение  власти. Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать  определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью  каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия 

Отсюда можно  сделать следующий вывод: власть — это один из важнейших видов  социального взаимодействия, специфическое  отношение, по крайней мере, между  двумя субъектами, один из которых  подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий  субъект реализует свою волю и  интересы.

Власть иногда отождествляют с ее орудиями —  государством, с ее средствами —  управлением, например, с ее методами — принуждением, убеждением, насилием. Некоторые авторы проводят знак равенства  между властью и авторитетом, который имеет много общего с  ней, но и отличается от власти принципиально.

Сама власть выступает  в виде управления, управление —  в виде власти. Но управление не есть функционирование власти. Управление, подчеркивал Б. Краснов, шире, чем  власть. Власть — элемент управления, источник силы управления. Процесс  управления представляет собой процесс  реализации властной воли для достижения цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности  превращается в действительность.

Одно из наиболее распространенных представлений о  власти — понимание ее как принуждения. Как считает М. Байтин, власть безотносительно  от форм своего внешнего проявления, в  сущности, всегда принудительна, ибо, так  или иначе, направлена на подчинение воле членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле. Отрицать то, что власть проявляется в процессе подчинения, принуждения воли какого-либо субъекта, было бы нелепо. Вместе с тем считаю, что сводить сущность властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно. К сожалению, это свойственно было марксистской традиции политической мысли. Марксова констатация - «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым» - превратилась в императив революционного мышления, и действия. Свести властные отношения к насилию не позволяют, на мой взгляд, следующие основания. Дело в том, что власть оказывается неполной, когда субъект не достиг поставленных целей. Если желаемые результаты не достигнуты, то колоссальные трудности, связанные с преодолением сопротивления других людей, свидетельствуют не о триумфе власти, а о ее ущербности. Кроме того, неясно, почему мобилизация людей на достижение общественно значимых целей должна осуществляться только на основе принуждения и насилия. Ведь существует множество других способов влияния.

Сказанное позволяет  принять позицию тех авторов, которые исходят из того, что понятие  «власть» означает право и возможность  одних повелевать, распоряжаться  и управлять другими; способность  и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние  на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

 

2. Теория власти и  властных отношений

Власть (Power) - возможность воздействовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей. Власть – одна из основных функций социальной организации общества, авторитетная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями людей, согласовывать противоречивые индивидуальные и групповые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения.

С философских позиций  власть есть способность и возможность  субъекта (личности, партии, класса, государства  и т.д.) осуществлять свою волю, оказывать  определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств. В рамках философского подхода наиболее полно  раскрываются и основные методы осуществления  власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение. Философский  подход включает в себя следующие  положения:

- власть – категория  общественная, это волевое отношение  между   людьми;

- истоки власти лежат  в условиях материальной жизни  общества, в системе его экономических  отношений;

- политическая власть является  особой разновидностью власти, одним  из ее наиболее важных элементов;

- сущность политической власти  образует господствующая воля  того или иного класса или  социальной группы;

- ядром политической власти  служит власть государственная,  определенным образом организованная  и закрепленная в правовых  и иных социальных нормах.

Цель власти состоит в том, чтобы  посредством прямого или косвенного воздействия, объединения или разъединения людей: а) противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовывать напряжение, конфликты; б) стремиться к максимуму  стабильности общественного целого, его совершенствованию и прогрессу.

Средством власти выступает  весь арсенал тактики – от администрирования, устрашения до применения силы для  подавления возможного противостояния субъекта власти и его объекта  – народа. Субъект власти заинтересован  в наращивании и продлении  господства, в то время как объект  власти жаждет увеличения свободы, стремится  к независимости, достоинству и  достатку.

В философской, психологической, социологической  и политологической литературе проводится структурный анализ категории «власть», выявляющий следующие аспекты:

– социальный аспект. Власть есть силовое  отношение, выражающее реальное доминирование. Власть означает способность проявлять  свободу действий согласно своим  целям и своей воле, что в  отношении объектов власти создает  определенную систему ущемлений;

– психологический аспект. Власть есть отношение лидерства, оно устанавливается  в межличностном взаимоотношении  и взаимодействии, при котором  обосабливаются ведущая и ведомая  стороны, субъект и объект власти;

– гносеологический аспект. Власть есть целенаправленный способ проявления и  реализации знаний. Основой власти служат знание и воля. В знании проявляется  сознательный расчет действий и всех возможных последствий в заданных обстоятельствах. В воле оформляется  жесткая подчиненность действий целям, целеустремленность и настойчивость. Знание и воля являются непременными атрибутами власти. Знание наделяет власть осмотрительностью, предсказуемостью и обоснованностью, а воля обеспечивает необходимую для достижения поставленных целей активность;

– организационный аспект. Власть есть ресурс, воплощающийся в наращивании  порядка, уровня организации, организованности и регламентации жизни по всем параметрам. Порядок сковывает творчество и инициативу людей. Инициатива, не утвержденная властью, ищет собственные  обходные пути, не получая на это  санкции власти;

– политический аспект. Власть есть способ осуществления влияния, подчинения, принуждения в соответствии с  фактическим или предполагаемым балансом сил в обществе, направленным на сохранение существующего положения  вещей или его изменение.

Формулируя критерии власти и раскрывая  ее многозначность, В.Ф.Халипов выделяет четыре специфических признака власти:

1) способность, право и возможность  распоряжаться кем-либо и/или  чем-либо;

2) оказание решающего воздействия  на судьбы, поведение и деятельность, нравы и традиции людей с  помощью различного рода средств  – закона, права, авторитета, воли, суда, принуждения;

3) политическое господство над  людьми, их общностями, организациями;  над странами и группировками;  создание системы государственных  органов;

4) лица, органы, облеченные соответствующими  государственными и административными  полномочиями или обладающими  разного рода влиянием, полномочиями  по обычаю и/или присвоившие  их себе.

Информация о работе Понятие власти