Понятие виды власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Появление власти…………………………………………………………..4
2.Понятие власти, субъекты и объекты власти…………………………….5
3.Ресурсы и формы существования власти………………………………...8
4.Властные отношения……………………………………………………...10
5.Виды власти………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

виды понятие власти.docx

— 38.21 Кб (Скачать)

Контроль — это способность властных органов и институтов постоянно следить за тем, как реализуются законы, указы и распоряжения власти.

 

4. Властные отношения

 

Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа). Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Она невозможна без  подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект  обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.

Масштабы отношения объекта  к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления  до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. В принципе, подчинение так же естественно присуще  человеческому обществу, как и  руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных  качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает субъект в зависимости от наличия у него авторитета.

Убеждённость людей в  необходимости подчиняться государству  или другому носителю власти ради высоких целей - важный источник силы власти.

Одной из наиболее благоприятных  для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется  на базе общей заинтересованности объекта  и субъекта власти и убеждённости подчинённых в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчинённые наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение  без угрозы санкций или убеждения. Авторитет основывается на согласии, он означает уважение к руководящей  личности (институту), доверие к ней.

Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно  обладает теми качествами, которыми его  наделяют подчинённые, и ложным, основанным на заблуждениях.

Без авторитета власть не может  быть прочной и эффективной.

Власть, основанная на интересах, убеждённости и авторитете, часто  перерастает в идентификацию  подчинённого с руководителем. В  этом случае достигается максимальная сила власти, и субъект воспринимается объектом как свой представитель  и защитник. Субъективная идентификация  исполнителей с руководителем может  объясняться двумя причинами:

  1. быть следствием реального двойственного положения людей в отношении власти, как это имеет место в демократических организациях, где индивиды выступают и субъектом власти (выбирают и контролируют руководство) и её объектом (исполняют решения руководящих инстанций). В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью;
  2. выступать результатом общности интересов и ценностей руководителя и исполнителя и возникновения у последнего чувства единения со всей организацией или группой.

Особенно актуальна проблема взаимодействия властей. Многие считают  важнейшей среди всех властей  экономическую власть, власть собственников  средства производства и других общественных богатств. В рыночном обществе, где  почти всё  имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство  СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние  на проведение избирательных компаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных  собственников  создаёт опасность  установления плутократии - прямого  политического правления небольшой  группы богатеев. В современных западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическим государством и  общественностью.

Политическая власть, испытывая  сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять  её своим целям. В определённых условиях доминирующее влияние на общество может  оказывать власть информационная.  Её монополизация определённой группировкой может обеспечить ей победу на выборах  и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая на неэффективность  экономической и иной политики.

Во взаимодействии различных  властей в обществе имеет место  так называемый куммулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство  повышает шансы на вхождение в  политическую элиту и доступ к  СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступа к знаниям и информационного влияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.

Разделение властей и  разграничение их компетенции имеют  свою специфику. Однако общим является правило, согласно которому три ветви  власти не должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены под единым началом.

Поэтому в рамках единой целостности власти государства  необходимо разграничение властей, чтобы каждая из них эффективно осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы  обеспечить интересы личности, народа, а также социальный прогресс общества.

 Власть - понятие правовое, означающее созидание и распределение  ценностей согласно общественным  интересам. Власть - это законное  право принимать решения, обязательные  для исполнения гражданами, и  использовать принуждение во  имя торжества законов. Правители  всегда стремятся создать впечатление  правомерности своей власти и  законности правления. В обществе, в котором народ с уважением  относится к закону и доверяет  правительству, требуются минимальные  условия для принуждения. Там  же, где законность власти не  бесспорна, воцаряется беззаконие  и сохраняется опасность социальных  потрясений. 

 

5. Виды власти

 

Особенности различных элементов  власти — субъекта, объекта, ресурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление  в соответствии с ресурсами, на которые  она опирается, а именно, на экономическую, социальную, политическую, духовно-информационную.

Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

Социальная власть — это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий.

Политическая  власть — всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.

Политическая власть характеризуется  рядом признаков:

1) легитимностью в использовании силы в пределах государства;

2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти;

3) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью, что значит — обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

4) моноцентричностью, т. е. наличием единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);

5) многообразием ресурсов.

Воспроизводству отношений  политической власти способствуют нормы  и правила, регламентирующие этот тип  отношений, во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется  исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответствующие  должности, принимать политические решения, т. е. управлять страной. Такие нормы, фактически устанавливающие политическую  иерархию в стране, могут быть зафиксированы обычаем, записаны в законодательных актах, прежде всего в Конституции государства.

Во-вторых, нормы, определяющие порядок формирования политической элиты. Они подвижны и меняются по мере развития общества. Так, в феодальном обществе вхождение в политическую элиту было предопределено принадлежностью к знатному роду. В Великобритании этот принцип сохраняется при формировании высшей палаты парламента. В основном же в современных демократических страдах нормой становится конкурентная борьба на выборах.

В-третьих, нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федерации — все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимоотношений.

Нормы создаются обоими участниками  властного взаимодействия, хотя вид закона им придают государственные органы.

Политическая элита, конечно, может проявить инициативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддержки у населения, ее действие может быть обеспечено только силой или угрозой ее применения.

Особым видом политической власти является государственная власть. Это социально организованная власть, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тесно смыкается с принудительной властью. Но отождествлять их нельзя, т. к. насилие и принуждение могут использоваться и неполитической властью (деспотизм в семье, терроризм).

Духовно-информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные образовательные и просветительские учреждения, а также через средства массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении общества, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

Есть классификация власти по функциям ее органов; законодательная, исполнительская и судебная.

Обобщение фактов, учёт имеющегося опыта позволяют охарактеризовать общее назначение и место каждой ветви власти.

Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путём свободных  выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает госбюджет, принимает  законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами  человека. Законодательные органы находятся  под контролем избирателей посредством  системы народного представительства  и свободных демократических  выборов и в системе с другими  органами власти - судебными и исполнительными.

В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент, эффективность  деятельности которого  во многом зависит  от проверенных опытом государственного строительства структур.

Исполнительно-распорядительная власть  по сравнению с законодательной  отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое  решает множество вопросов, в том  числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного  быта и нужд населения и т.д. Особенность  состоит в том, что исполнительная власть не только исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с законодательной инициативой. 

Исполнительно-распорядительная власть должна быть основана на законе и работать в рамках закона. Она  не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан  исполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Её сдерживание достигается посредством  регулярной подотчётности и ответственности  перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.

Судебная власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную  структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение  к ней в обществе, направления  её развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни  общества. В принципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван  быть защитником права, пресекая правонарушения.

Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный  суд, Конституционный суд). Так, с  помощью Конституционного суда в  стране обеспечивается конституционность  не только подзаконных актов, но и  самих законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В своей  работе я попыталась раскрыть феномен  политической власти в 
некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та основа, которая 
определяет политику; власть существует везде, где есть совместная 
деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть 
которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта 
инициатива либо принимается, либо оспаривается.

Информация о работе Понятие виды власти