Понятие виды власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Появление власти…………………………………………………………..4
2.Понятие власти, субъекты и объекты власти…………………………….5
3.Ресурсы и формы существования власти………………………………...8
4.Властные отношения……………………………………………………...10
5.Виды власти………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

виды понятие власти.docx

— 38.21 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

1.Появление власти…………………………………………………………..4

2.Понятие власти, субъекты  и объекты власти…………………………….5

3.Ресурсы и формы существования  власти………………………………...8

4.Властные отношения……………………………………………………...10

5.Виды власти………………………………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………..18

Список литературы…………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие власти является одним из центральных  в политологии. Оно дает ключ к  пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее  значение для понимания природы  политики и государства, позволяет  выделить политику и политические отношения  из всей суммы общественных отношений.

Разгадка  феномена власти, приращение всякого  нового знания о природе власти и  механизмах властвования, на мой взгляд,  является едва ли не самой главной  задачей политологии. Первые попытки  разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты  ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое  «архе», обозначавшее «власть» или  «главенство», имело и другое значение – «первоначало» или «первопричина», по-видимому, было не случайным совпадением, а смутной догадкой о природе  власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Появление власти

 

Власть появилась с  возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных  учениях о власти. На ранней степени  своего развития политические воззрения  в целом ещё не успели выделиться в относительно самостоятельную  область человеческого знания и  представляли собой элемент целостного мифологического мировоззрения. В  мифах древних народов господствует представление о божественном происхождении  существующих отношений власти и  порядка.  Согласно этим мифам, космос в отличии от хаоса, выражаясь  греческой терминологией, упорядочен присутствием и усилием богов, земные же порядки - часть мирового, космического порядка.

Вместе с тем, в древней  мифологии различно решается и освещается вопрос о способе и характере  связи божественного начала с  земными отношениями.

Важной проблемой более  позднего времени была борьба за верховность  власти между церковной властью  и светской. Отрицание божественного, сверхприродного происхождения  власти, святости её институтов, низведение их до уровней земных, обыденно-житейских  дел, до «грешной» природы человека выступала для мыслителей Возрождения  как оружие в борьбе за автономизацию  социально-политического процесса, входило в комплекс основных идей гуманизма. Так, Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.) стремился отделить реальную политическую деятельность от религиозных оснований, исследовал власть как отношение властвующих и подвластных, её устройство, учреждение законов.

К вопросам власти, её источникам обращались представители западноевропейской мысли Т. Гоббс (1588 - 1679 гг.) и Д. Локк (1632 - 1704 гг.). Власть государства по Гоббсу есть следствие общественного договора, который раз и навсегда ограничивает гибельное стремление людей к  осуществлению своей индивидуальной власти. Это власть, отчуждаемая  от «естественного человека» и приобретающая  самостоятельное существование, продукт не природных, а сознательных человеческих установлений.  Идею общественного договора принимал и Ж.-Ж. Руссо, наделяя, однако, властью, не единоличного государя-суверена, а народную ассоциацию, выражающую общую волю всего народа как равнодействующую частных воль людей. Д. Локк, в отличие от Гоббса, рассматривал власть как средство к обеспечению такого гражданского состояния, которое в наибольшей мере соответствует естественной природе человека.

 

2. Понятие власти, субъекты и объекты власти

 

Учение о власти является основополагающим в политологии. Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи  — о власти законов, политологи —  о политической власти и т.д.

В политической литературе центральным определением власти считается  определение, данное М. Вербером, который  определял власть, как «возможность того, что одно лицо внутри социального  отношения будет в состоянии  осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чём такая возможность основана».

В энциклопедическом словаре  по политологии даётся определение  власти как «особого волевого отношения  субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к  действию, которое второй субъект  должен совершить по желанию первого» (Политология. Энциклопедический словарь. М., 1995).

Все исследователи в рассуждении  о власти сходились на том, что  власть начинается там, где возникает  подчинение. Иначе говоря, власть—это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве  одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.

В данном случае возникает  отношение управления—исполнения, иногда выражаемое в более жёсткой  форме командования—подчинения.

По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство и подчинение, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашение, разрешать конфликты.

Исходя из приведенных  суждений о власти, можно сделать  следующий вывод: власть—это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Основными элементами власти являются её субъект, объект, а также  средства (ресурсы).

Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

Субъект определяет содержание властного отношения через: 1)приказ (распоряжение) как властное повеление  подчиниться воле субъекта власти; 2)подчинение как поведение частной  воли под всеобщую волю власти; 3)наказание (санкции) как средство воздействия  на отрицание господствующей воли; 4)нормирование поведение как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

От приказа, характера  содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей)— второго  важнейшего элемента власти. Власть—всегда  двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти.

Масштабы отношения объекта  к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще  человеческому обществу, как и  руководство.

Какими же мотивами руководствуется  объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших  внутренних побуждений к подчинению являются страх перед наказанием. Страх—это очень сильный мотив, но крайне непрочный.

Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет своему руководителю.

  Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора — неравенства. Власть — возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников.

3. Ресурсы и формы существования власти

 

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.

Под ресурсами власти следует понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Ресурсы власти — это  либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные  повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы).

Ресурсы, наряду с субъектом  и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они  могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным — меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.).

Социальные ресурсы — способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование и др.).

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.

Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди.

Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы.

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который  происходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация  и контроль.

Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Господство выражается в экономическом, политическом и идеологическом видах.

Экономическое господство выступает как контроль над средствами производства, самим процессом труда и распределением продукта трудовой деятельности.

Политическое  господство состоит в контроле над применением государственной власти во имя господствующих экономических интересов.

Идеологическое  господство представляет собой монополию идеологической системы взглядов, оправдывающих справедливость существующего экономического и политического порядков.

Руководство — это способность личности, партии, класса, группы осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными методами и средствами власти на сферы, объекты, коллективы, отдельных людей. Руководство осуществляется на основе вертикальных связей, отношений субординации и требует безусловного подчинения исполнителя руководителю. Основа руководства — административная система, строжайшая дисциплина и самодисциплина. Смысл и назначение руководства — осуществлять соблюдение функционирования всей системы для реализации целей организатора.

Через управление и организацию  осуществляется реализация политических, экономических и иных программ.

Управление — это использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов. Управление должно обеспечивать оптимальное взаимодействие между трудовыми коллективами, партиями, населением области, района и т. п.

Информация о работе Понятие виды власти