Понятие, структура и функции политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:39, реферат

Описание работы

Термин "политическая система" был введён в политологию в 50-60-х гг. ХХ в. Сегодня основными подходами к характеристике политической системы являются системный и институциональный подходы.
С точки зрения их политическую систему можно рассматривать как систему институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Политический институт - это элемент политической системы. Ими являются: государство, партии, общественные организации.

Работа содержит 1 файл

политологгия.docx

— 27.78 Кб (Скачать)

Понятие, структура и функции  политической системы.

 Термин "политическая  система" был введён в политологию  в 50-60-х гг. ХХ в. Сегодня основными  подходами к характеристике политической  системы являются системный и  институциональный подходы.

 С точки зрения  их политическую систему можно  рассматривать как систему институтов, в рамках которой проходит  политическая жизнь общества  и осуществляется государственная  власть. Политический институт - это  элемент политической системы.  Ими являются: государство, партии, общественные организации.

В состав политической системы входят:

1. государство, политические  партии, общественные организации,  которые в своей совокупности  образуют политическую организацию,  выступающую как подсистема в  политической системе общества;

2. политические партии;

3. политические отношения;

4. политическое сознание  и политическая культура.

Функции политической системы

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется  в её функциях. Выделяют следующие  функции политической системы:

Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

Управление различными сферами жизнедеятельности людей  в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как  управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

Мобилизация средств  и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

Выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения  на политическом уровне данных интересов  никакая политика невозможна).

Удовлетворение интересов  различных субъектов политических отношений посредством распределения  материальных и духовных ценностей  в соответствии с теми или иными  идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей  людей).

Интеграция общества, создание необходимых условий для  взаимодействия различных элементов  его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система  пытается сглаживать, снимать неизбежно  возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять  коллизии).

Политическая социализация (посредством которой формируется  политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы  путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому  участию и деятельности).

Легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

2. Типология политических систем

     Важная  роль в понимании сущности  политических систем принадлежит  их типологии, классификации.  В этой области существует несколько подходов.

    Типология  систем, созданная на основе марксистского  подхода, опирается на такие  критерии, как тип формации и  характер социально-экономической структуры.

    Исходя  из этих критериев, выделяются  следующие политические системы:

рабовладельческая;

феодальная;

буржуазная;

социалистическая.

    Основанная  на классовой теории, данная типология  политических систем указывает  не только формационный тип  системы, но и правящий класс  - рабовладельцев, буржуазию, пролетариат.  Отличительной чертой этой типологии  является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.

    В соответствии  с социальной основой выделяются:

военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные);

гражданская;

национально-демократическая  система;

буржуазно-демократическая политическая система.

    Военное  правление является временным,  переход к гражданскому государственному  управлению обычно связан с  принятием конституции, проведением  свободных выборов, упразднением  военных структур власти, созданием  парламента, формированием партий, принятием нового законодательства.

    На основе  характера политического режима  выделяют политические системы:

демократические;

либеральные;

тоталитарные;

авторитарные.

    Широко  распространено деление политических систем на:

Традиционные - в  их основе лежит неразвитое гражданское  общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.

Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

    Французский  политолог Ж. Блонделъ делит политические системы на пять категорий:

Либеральная демократия - при принятии политических решений  опираются на либерализм.

Радикально-авторитарная или коммунистическая - основана на равенстве в распределении социальных благ.

Традиционная - отличается господством олигархии и консерватизмом в защите социального неравенства.

Популистская - стремление к большему равенству в распределении благ с помощью авторитарных средств.

Авторитарно-консервативная - проводится активная политика по сохранению сложившегося неравенства, противодействие  широкому политическому участию.

    Г. Алмонд выделяет следующие типы политических систем:

англо-американская;

континентально-европейская;

доиндустриальная  и частично индустриальная;

тоталитарная.  

    На основе  участия в политическом процессе  выделяют политические системы :

 

либеральная демократия - для нее характерна высокая степень  добровольного, но пассивного политического  участия;

коммунистическая  система - с высокой степенью принудительной партиципации;

развивающиеся - характеризуются  низкой степенью политического участия.

    Политические  системы подразделяют также на:

открытые, имеющие  динамичную структуру и широкие  связи с другими системами  и средой;

закрытые, имеющие  жестко фиксированную структуру  и минимальные связи со средой.

    Менее  распространенными классификациями  политических систем являются следующие:

завершенные и незавершенные;

централизованные  и децентрализованные;

микроскопические, локальные, макроскопические, глобальные;

инструментальные  и идеологические;

с высоким, средним, низким уровнем автономизации.

    Многообразие  типологий политических систем  свидетельствует о многомерности  политического мира, о возможности  его анализа с позиций самых  разных критериев. С это точки  зрения каждая реальная система,  существующая в той или иной  стране, может характеризоваться  с помощью различных показателей  и иметь различные определения и классификации.

    Использование  вышеупомянутых критериев и типологий  в анализе конкретной политической  системы, конкретной страны помогает  сделать этот анализ более  объемным, глубже постичь сущность  исследуемых явлений.

Сущность  и понятие политического режима

Понятие политического  режима появилось в западной политической науке еще в XIX веке, а в широкий  научный оборот оно вошло после  Второй мировой войны. Этимологически термин «режим» происходит от латинского "regimen" (порядок управления), производными от которого являются французское и английское слово "regime", обозначающее приблизительно, то же самое. На сегодняшний день в политологии существует немало трактовок и определений этого научного понятия. Остановимся лишь на наиболее распространенных из них.

Два основных направления  в политической науке аккумулируют в себе большинство концептуальных интерпретаций и дефиниций понятия  политического режима: правовое и  социологическое. В первом случае политический режим редуцируется лишь к официальным  формам и легальным методам управления, которые опираются на формально-юридические  критерии функционирования государства, связанные с декларируемыми нормами  конституционного права. Таким образом, понятие "политический режим" становится довольно близким по смыслу к "форме  правления" государства, его конституционно-правовому  режиму. На базе формально-правовых критериев  выделяются режимы демократические, где  право ограничивает действие правительства, и автократические, где существует произвол правителей, не соблюдающих  законов. В рамках приведенного подхода  весьма существенным является отношение  государственных органов к провозглашенным  конституционно-правовым нормам (в  том числе и к основным правам и свободам граждан), а также внутренний механизм институционального взаимодействия органов государственной власти.

Другое, более современное, социологическое направление в  интерпретации политических режимов  исходит из иных критериев в его  определении. М.Дюверже считает, что политический режим это скорее особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой,- способы политического участия партий и групп давления. Р.Макридис исходит из функциональной концепции политической системы, в соответствии с которой «политический режим» определяет специфические пути и способы, при помощи которых идеально заданные функции системы реализуются в процессе практического функционирования государственных институтов. При этом весьма существенным является тот момент, что одна и та же политическая система может в зависимости от исторических обстоятельств функционировать в различных режимах. Советская политическая система, например, в разные периоды работала в различных режимах: от сталинского террора 30 - начала 50-х годов до либерализации в период перестройки в середине-конце 80-х годов.

В главе, посвященной  структуре власти, было выделено институциональное  измерение, связанное с инструментальными  средствами и способами взаимодействия государственных органов и социальных групп. Именно в этой аналитической  плоскости и находится понятие  политического режима. Оно в то же время уже по объему категории "политический процесс", включающей в свой анализ спонтанные, неинституционализированные компоненты социально-политической динамики, как и категории "государственное управление", описывающей регулирование коллективных ресурсов, выработку моделей публичной стратегии и тактики, и, наконец, вопросы чисто организационного менеджмента.

Анализ функционирования политических режимов сопряжен, прежде всего, с методами руководства людьми и способами поддержания легитимного  порядка, а не с текущей организацией аппаратной работы и оперативным  распределением ресурсов, являющимися "смежными" измерениями государственной  политики, которые связаны с уже  собственно административно-организационной  деятельностью.

Институциональные способы государственного руководства, выступающие средствами достижения общих целей политики государства, составляют основное содержание понятия  политического режима.

Итак, если попытаться обобщить сказанное выше, то можно  дать следующее определение политического  режима. Под политическим режимом понимается институциональный способ взаимодействия государства и общества, правительства и граждан, включающий в себя следующие параметры: характер функционального отношения властного порядка к фундаментальным правам и свободам граждан; соответствие мероприятий административных органов государственно-правовым основам, проявляющееся в соблюдении конституционных норм и других законов страны, и в удельном весе официально-легальной сферы в общем объеме действий правительства. Степень политического участия народа и его включенности в процесс принятия государственных решений, отражающих меру социального представительства, общественного контроля и гражданского волеизъявления; уровень возможности свободного и конкурентного соперничества правящей и оппозиционной группировок в процессе формирования органов государственной власти; роль открытого насилия и силового принуждения в совокупности методов государственного управления.

Другими словами, между  рядовыми гражданами и правительственной  администрацией происходит как бы заключение "общественного договора" о  правилах игры, а динамика осуществления  государственного управления регулярно  отражает действительное состояние  дел при поддержании властного  порядка, да и сам характер регулирования  взаимодействия между человеком  и государством.

Информация о работе Понятие, структура и функции политической системы